Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания.
Первая мировая война на море [править | править вики-текст] Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 15 правок. Для термина «Первая мировая» см. также другие значения.
Военные действия на море в Первую мировую войну в основном заключались в морской блокаде флотамиАнтанты Германии и попытках Германии нарушить британское и французское судоходство с помощью подводных лодок и рейдеров. Содержание [убрать] · 1 Предыстория · 2 Технологии o 2.1 Раскрытие германского кода · 3 Театры военных действий o 3.1 Северное море o 3.2 Ла-Манш o 3.3 Атлантический океан o 3.4 Средиземное море, Адриатика, Дарданеллы o 3.5 Чёрное море o 3.6 Балтийское море § 3.6.1 Захват «Магдебурга» § 3.6.2 Начальный период войны § 3.6.3 Оборона Рижского залива в 1915 § 3.6.4 Бой за Рижский залив 1917 § 3.6.5 Революция o 3.7 Тихий и Индийский океан · 4 См. также · 5 Источники · 6 Ссылки и примечания Предыстория[править | править вики-текст] Военно-морская гонка вооружениймежду Британской империей иГерманской империей была одной из важнейших причин Первой мировой войны. Германия хотела увеличить свой военный флот до величины, которая позволила бы германской заморской торговле не зависеть от доброй воли Британии. Однако увеличение германского флота до величины сопоставимой с британским флотом неизбежно ставило под угрозу само существование Британской империи. Технологии[править | править вики-текст] Основным типом боевого корабля в Первую мировую был линейный корабль, построенный по образцу дредноута. Военно-морская авиация только начинала своё развитие. Большую роль приобрели подводные лодки и морские мины. Раскрытие германского кода [править | править вики-текст] Основная статья: Комната 40 26 августа 1914 года российские крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватилисигнальную книгу с германского лёгкого крейсера Магдебург, севшего на мель вблизи острова Осмуссаар в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии огромное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Театры военных действий[править | править вики-текст] Северное море [править | править вики-текст] Северное море было основным театром войны для надводных кораблей. Здесь друг другу противостояли британский Гранд-Флит и германский Флот открытого моря. Значительно больший по численности британский флот поддерживал блокаду Германии, отрезав её от заморских ресурсов. Немецкий флот в основном оставался в гавани, ожидая, не возникнет ли выгодная ситуация для боя. Было несколько крупных сражений: сражение при Гельголанде, сражение при Доггер-Банке, Ютландское сражение, и Второе сражение при Гельголанде. В целом, британский флот, хотя и не всегда добивался тактических успехов, смог поддерживать блокаду и удерживать немецкий флот в гавани, хотя до конца войны германский флот оставался серьёзной угрозой, приковывавшей к себе большинство британских сил. Ла-Манш [править | править вики-текст] Атлантический океан [править | править вики-текст] Основная статья: Битва за Атлантику (1914—1918) В то время как Германия испытывала значительные трудности из-за британской морской блокады, британская метрополия сильно зависела от импорта продовольствия и сырья. Немцы обнаружили, что их подводные лодки, хотя и малоэффективны против надводных боевых кораблей, хорошо справляются с торговыми кораблями и могут легко патрулировать Атлантику даже при господстве британских сил на поверхности моря. В 1915 году немцы попытались установить блокаду Британии с помощью подводных лодок. Им удалось нанести значительный ущерб британскому судоходству, но не удалось прекратить его. Средиземное море, Адриатика, Дарданеллы [править | править вики-текст] Основная статья: Первая мировая война на Средиземном море Чёрное море [править | править вики-текст] Броненосцы Черноморского флота на рейде Севастополя, 1910 г. См. также: Бой у мыса Сарыч, Прорыв Гебена и Бреслау иКавказский фронт В начале войны ни у Российской, ни у Османской империи не было дредноутов на Чёрном море. Два дредноута, строившихся для турецкого флота в Англии, были с началом войны реквизированы и включены в королевский флот под названиями HMS Erin и HMS Agincourt. Осенью 1914 Германия передала Османской империи линейный крейсер SMS Goeben и легкий крейсер SMS Breslau. Намного превосходя броненосные корабли ЧФ России, «Гебен» сыграл решающую роль в дальнейших событиях. Боевые действия на Чёрном море началась в октябре 1914 года с бомбардировки германо-турецкими силами прибрежных русских городов, при этом «Гебен» и «Бреслау» атаковали главную базу ЧФ — Севастополь. Эта бомбардировка привела к объявлению Россией войны Турции и, соответственно, вступлению последней в войну на стороне Центральных держав. 5 ноября 1914 главные силы ЧФ внезапно встретили «Гебен» и «Бреслау» в районе Ялты. Несмотря на благоприятное для русских стечение обстоятельств, добиться решающего результата не удалось — после обмена залпами противник смог уйти (См. Бой у мыса Сарыч). Вплоть до начала 1916 «Гебен» и «Бреслау» оставались костью в горле российского флота. Лишь в начале 1916 годучерноморский флот получил первые линкоры-дредноуты — «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», что радикально изменило соотношение сил в пользу ЧФ России. Балтийское море [править | править вики-текст] Балтийское море рассматривалось ведущими морскими державами — Великобританией и Германией — как второстепенный театр. Британцы считали, что русский флот, медленно восстанавливающийся после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов, не сможет оказать сколько-либо существенной помощи британскому флоту, а немцы опасались в первую очередь флота Великобритании, поэтому держали на Балтике лишь устаревшие корабли. Основной боевой задачей русского флота являлось сопротивление проникновению противника в Финский заливпутём боя на заранее подготовленной позиции. Для решения этой задачи была назначена оборонительная позиция в узости залива, образуемой островом Норген и мысом Поркалла-Удд — так называемая центральная минно-артиллерийская позиция. Военные действия на Балтике начались 31 июля. В 6.56 русские минные заградители под прикрытием линкоров начали ставить первые мины. Захват «Магдебурга» [править | править вики-текст] Минный [торпедный] отсек ПЛ.1916 26 августа 1914 на Балтике произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейший ход войны. В Финском заливе у острова Осмуссаарсел на мель германский легкий крейсер«Магдебург». Попытки спасти корабль закончились неудачей и вскоре он был захвачен подошедшими русскими крейсерами «Богатырь» и «Паллада». Главным успехом были поднятая из моря сигнальная книга крейсера, которая затем была переданы британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Начальный период войны [править | править вики-текст] 11 октября торпедой немецкой подводной лодки U-26 был потоплен крейсер«Паллада». В середине октября на Балтику прорвались две британских подводных лодки. 17 ноября подорвался на минах и затонул немецкий крейсер «Friedrich Carl». В конце 1914 года были достроены четыре новых линкора «Полтава», «Гангут», «Петропавловск» и «Севастополь», что изменило соотношение сил в Балтийском море. Линкор «Полтава», 1915 25 января 1915 года подорвались на минах и получили повреждения немецкие крейсеры «Augsburg» и «Gazelle». 19 июня 1915 года произошёлГотландский бой между русским и немецким отрядами крейсеров. Был потоплен немецкий минный заградитель «Альбатрос». Оборона Рижского залива в 1915 [править | править вики-текст] Основная статья: Оборона Рижского залива 8 августа 1915 года немецкие силы, состоящие из 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков, попытались прорваться в Рижский залив через Ирбенский пролив. Им противостояли броненосец «Слава», канонерские лодки «Грозящий», «Храбрый», «Сивуч», минный заградитель «Амур», 16 эсминцев и дивизион подводных лодок. В 4 часа утра немецкие тральщики начали делать проход в минном поле. Их заметили русские самолёты, вскоре к месту сражения подошли канонерские лодки «Грозящий» и «Храбрый» и эсминцы, которые открыли огонь по тральщикам. В 10 часов 30 минут броненосец «Слава» прибыл к месту боя и вступил в артиллерийскую дуэль с двумя немецкими линейными кораблями — «Эльзас» и «Брауншвейг». Потеряв два тральщика T-52 и T-58 на минах, немцы отказались от попытки прорыва. 10-15 августа минный заградитель Амур поставил дополнительное минное поле в Ирбенском проливе. 16 августа немецкие силы повторили попытку прорваться через Ирбенский пролив. В течение дня немцам удалось протралить Ирбенский пролив, хотя они потеряли тральщик T-46. «Слава» была вынуждена отойти после боя с немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». В ночь на 17 августа германские эсминцы «V-99» and «V-100» проникли в Рижский залив. В бою с русским эсминцем «Новик» V-99 был повреждён, а затем подорвался на минах и был затоплен экипажем. Днем 17 августа «Слава» снова вступила в бой с линкорами «Нассау» и «Позен», получила три попадания и отошла к Моонзунду. 19 августа подорвался на минах и затонул немецкий эсминец «S-31», а британская подлодка E-1 торпедировала немецкий крейсер «Мольтке». После этого германские силы ушли из Рижского залива. Бой за Рижский залив 1917 [править | править вики-текст] Основная статья: Операция «Альбион» 12-20 октября 1917 года произошло сражение между немецким и русским флотом за Моонзундские острова, в ходе которого немецкий флот высадил десант на островаЭзель, Моон и Даго, захватил их и, протралив минные заграждения в Ирбенском проливе, прорвался в Рижский залив.Но они вновь потеряли много тральщиков, а фарватер был закрыт затопленым броненосцем Слава. Революция [править | править вики-текст] После Октябрьской революции русский флот полностью потерял боеспособность. ПоБрест-Литовскому мирному договору русская армия и флот должны были оставитьбереговые укрепления в получавших независимость Финляндии и Эстонии. В мае 1918 года состоялся Ледовый поход Балтийского флота: корабли были выведены через льды из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Переход был совершён по инициативе командующего флотом адмирала А. М. Щастного вопреки приказу большевистского правительства. За нарушение приказа о сдаче флота немцам 22 июня 1918 года адмирал Щастный был расстрелян по личному указанию большевистского Наркомвоенмора Л. Д. Троцкого Тихий и Индийский океан [править | править вики-текст] Небольшая часть германских морских сил, расположенная в Тихом океане, с началом войны участвовала в рейдерских операциях. Германский крейсер «Эмден» в бою при Пенанге неожиданной атакой в порту уничтожил русский крейсер «Жемчуг» и французский миноносец «Mosquet» («Мушкет») и потопил около тридцати торговых судов в рейдовых операциях, прежде чем был потоплен в бою у Кокосовых островов. Германская Восточноазиатская крейсерская эскадра адмирала Максимилиана фон Шпее в сражении при Коронеле разгромила крейсерскую эскадру контр-адмирала К. Крэдока, потопив броненосные крейсера «HMS Good Hope» и «HMS Monmout». В декабре 1914 года эта эскадра была уничтожена в сражении при Фолклендских островах. Германский крейсер «Кёнигсберг» в начале войны находился в Дар-эс-Саламе, столицеГерманской Восточной Африки. Он также провёл несколько операций: захватил английский пароход в Аденском заливе, обстрелял побережье Мадагаскара; 20 сентября 1914 года в порту острова Занзибар потопил в бою английский крейсер «Пегасус». 11 июля 1915 года «Кёнигсберг» был потоплен в дельте Руфиджи в бою с четырьмя английскими кораблями.
|