Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начисление амортизации по объектам ОС непроизводственной сферы – Дебет счета 29 и Кредит счета 02.






Начисление амортизации – Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и Кредит счета 02 – в зависимости от места эксплуатации объекта.

Начисление амортизации по объектам ОС непроизводственной сферы – Дебет счета 29 и Кредит счета 02.

Переоценка объектов основных средств, стоимость которых изменяется в результате списания обособленно учитываемых затрат, всегда была отдельной темой, поскольку в такой ситуации организация проводит фактически 2 переоценки: первую – в конце отчетного года в соответствии с п. 17 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (далее – Инструкция № 118); вторую – на 1 января года, следующего за отчетным, согласно Указу Президента РБ от 20.10.2006 № 622.

3. Учет ремонта основных средств хозяйственным и подрядным способом.

Затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности подрядчикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта, и другие расходы. Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемые: подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов; хозяйственным способом, — по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.Если предстоящая сумма запланированного ремонта велика, то ремонт может осуществляться за счет заранее сформированного резерва. При этом в течение достаточно длительного периода равные суммы включаются в себестоимость (дебет затратных счетов) и формируется резервный фонд (кредит счета 96 " Резерв предстоящих расходов"). При производстве ремонта фактические расходы списываются за счет резерва (например, дебет счета 96 и кредит счета 10 " Материалы").

 

4. Учет выбытия основных средств вследствие реализации, ликвидации, передачи в уставные фонды других предприятий.

Выбытие основных средств может осуществляться в результате:

- Финансовых вложений в уставные капиталы других предприятий.

- Передачи в совместную деятельность.

- Безвозмездной передачи.

- Реализации.

- Передачи по договору мены.

- Ликвидации по причине физического или морального износа.

- Утраты или порчи объектов, выявленных при инвентаризации.

Оформляется выбытие следующими документами:

Акт (накладная) приемки-передачи ОС (форма ОС-1);

Акт на списание основных средств (ОС-4).

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Результат от выбытия основных средств определяется на операционном счете 91, по дебету которого собираются все затраты, связанные с выбытием, а по кредиту – все доходы. Выявленный на счете 91 результат списывается на финансовые результаты:

5. прибыль – Д 91 К 99, убыток – Д 99 К 91.

Материальные ценности, оставшиеся от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания с зачислением на финансовые результаты (Д 10 К 91).

Учет выбытия ОС как вклада ПП в уставный капитал отражают проводками:

6. Д 58 К 91, Д 91 К 01, Д 02 К 91.

Если выявлена недостача ОС, то остаточная стоимость до выяснения причин и виновных лиц относится:

7. Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 01.

Когда установлены виновные, делается проводка: Д 73 К 94.

Затем сумма ущерба вносится ими в кассу (Д 50 К 73) или взыскивается из зарплаты (Д 70 К 73).

С 2006г. списанию подлежат ОС, неспособные приносить организации доход в будущем.

 

5.Учет поступления, начисления амортизации и выбытия нематериальных активов.

Поступление нематериальных активов

Оценка нематериальных активов.
В бухгалтерском учете нематериальные активы учитываются по первоначальной стоимости, которая состоит из:
- стоимости самого нематериального актива;
- таможенных платежей, регистрационных сборов и других платежей;
- налогов и других платежей в бюджет в соответствии с законодательством;
- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением объектов нематериальных активов.
Оценка объектов нематериальных активов, стоимость которых при приобретении выражается в иностранной валюте, производиться в белорусских рублях по курсу национального банка РБ на дату совершения операции.
Первоначальная стоимость нематериальных активов внесенных учредителями в счет вклада в уставный фонд устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями на дату подписания договора о создании предприятия.
Первоначальная стоимость нематериальных активов полученных безвозмездно, оценивается по рыночной стоимости. Если невозможно оценить по рыночной стоимости, то определяется по согласованию сторон, но не ниже балансовой стоимости, по которой объект числился у передающей стороны.
Первоначальная стоимость нематериальных активов может изменятся в случаях:
- проведение переоценки по решению Правительства РБ;
- внесение установленных законодательством платежей, связанных с подтверждением имущественных прав.
Сравочно:
«Цена фирмы» - это фактические доходы, связанные с приобретением предприятия, т.е. разница между стоимостью объектов числящихся на балансе предприятия и фактической суммой уплаченной при ее покупке.

2. Учет поступления нематериальных активов.
Нематериальные активы могут поступать на предприятие в результате:
1. Приобретения за плату у других организаций и лиц;
2. Получения безвозмездно от других организаций и лиц;
3. Поступления в счет вклада в уставный фонд;
4. Производства собственными силами организации.
5. Приходования излишков, выявленных при инвентаризации и др.
Основанием для оприходования нематериальных активов служит «Акт о приеме нематериальных активов» Ф НА-1. он составляется в одном экземпляре и хранится в бухгалтерии организации.
Аналитический учет нематериальных активов ведется в «Инвентарной карточке учета нематериальных активов» Ф НА-2.Она заполняется в одном экземпляре на основании документов на поступление.
Для синтетического учета нематериальных активов в плане счетов предназначен счет 04 «Нематериальные активы».
На нем обобщается информация о наличии и движении нематериальных активов принадлежащих организации.
Счет 04 – активный, основной, инвентарный.
По Д-ту 04 – поступление нематериальных активов.
По К-ту 04 – выбытие нематериальных активов.
Сальдо по Д-ту отражает стоимость нематериальных активов на начало или конец месяца.
Синтетический учет по счету 04 ведется в ж/о №13.

Корреспонденция счетов по учету поступления нематериальных активов.
Д К Содержание операций Документ Учетный регистр
08 60, 76 На покупную стоимость приобретенных нематериальных активов Пл. требование 6, 8
18 60, 76 На сумму НДС по приобретенным нематериальным активам Пл. требование 6, 8
04 08 Переданы в эксплуатацию нематериальные активы Акт о приеме нематериальных активов 16
08
04
98 98
08
92 Получены безвозмездно нематериальные активы
Переданы в эксплуатацию нематериальные активы
В дальнейшем:
В размере начисляемой амортизации Акт о приеме нематериальных активов 15
16
13
75
08
04 80
75
08 На стоимость нематериальных активов, зафиксированную в учредительных документах
Внесены нематериальные активы в счет вклада в уставный фонд

Переданы в эксплуатацию нематериальные активы
Протокол собрания учредителей
Акт о приеме нематериальных активов 8
16

3. Учет выбытия нематериальных активов.
Нематериальные активы выбывают из предприятия в результате:
- списания;
- продажи другим юридическим и физическим лицам;
- безвозмездной передачи другим организациям;
- вклада в уставный фонд другой организации и в других случаях.
Основанием для списания выбывших нематериальных активов являются акты их передачи, акты на их списание, протоколы собрания акционеров и др.
Для учета выбытия нематериальных активов к счету 04 открывается субсчет «Выбытие нематериальных активов. В Д-т этого субсчета относятся стоимость выбывших нематериальных активов, а в К-т – сумма начисленной амортизации. Остаточная стоимость нематериальных активов, выявленная на субсчете «Выбытие нематериальных активов» списывается в дебет сч. 91, а при безвозмездной передаче в дебет сч.92.

Корреспонденция счетов по учету выбытия нематериальных активов.
Д К Содержание операций Документ Учетный регистр
04 /Выбытие 04 На первоначальную стоимость выбывших нематериальных активов Акт списания 13
05 04/
Выб. Списана начисленная амортизация Акт списания 13
91 04/
Выб. Списана остаточная стоимость выбывших нематериальных активов Акт списания 13
51 91 Поступила выручка от реализации нематериальных активов Выписка банка 13
91 68 Начислен НДС из выручки от реализации нематериальных активов Расчет налога 8
91
99 99
91 Списывается результат от выбытия нематериальных активов Справка бухгалтерии 15
13

4. Учет амортизации нематериальных активов.
Нематериальные активы – это долговременные затраты, которые в течение расчетного срока действия должны постепенно переносить свою стоимость на выпускаемую продукцию, работы, услуги в виде амортизации. Величина амортизации исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. Нормативный срок службы и срок полезного использования определяется исходя из времени использования, устанавливаемого патентами, свидетельствами, соответствующими договорами и др. документами подтверждающими права правообладания. При невозможности определения нормативного срока службы нормы амортизационных отчислений устанавливаются по решению Комиссии:
- по средствам индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки) - на срок до 40 лет, но не более срока деятельности организации;
- по иным объектам (права на объекты промышленной собственности: промышленные образцы, топологии интегнальных схем, секреты производства(ноу-хау) и др.) – на срок до 20 лет;
- по другим объектам – на срок до десяти лет.
По нематериальным активам, стоимость которых не превышает двух базовых величин, амортизация может начисляться в момент оприходавания в размере 100% стоимости.
Для учета амортизации нематериальных активов предназначен счет 05 «Амортизация нематериальных активов».
Счет 05 – пассивный, регулирующий, контрактивный.
Сальдо по К-ту – отражает сумму начисленной амортизации на начало или конец месяца.
Обороты по Д-ту – суммы списанной амортизации.
Обороты по К-ту – суммы начисленной амортизации.
Амортизация по нематериальным активам начисляется в соответствии с Инструкцией о порядке начислений амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Минфином РБ от 30.03.2004 №87/55/33/5.
При начислении амортизации составляется следующая корреспонденция.
Д К Содержание операций Документы Учетные регистры
23
25
26
29
44
91 05 Начислена амортизация по нематериальным активам Расчет амортизации ж/о 10, 10/1
Синтетический учет по счету 05 ведется в ж/о 10, 10/1.
Аналитический учет амортизации нематериальных активов ведется по их видам и отдельным объектам.

5. Инвентаризация нематериальных активов.
Для проведения инвентаризации нематериальных активов создается комиссия из числа финансовых, планово- экономических служб. Комиссия осуществляет проверку соответствия учетных данных и имеющихся в наличии нематериальных активов. Проверяет наличие документов, подтверждающих правильность оценки и законность владения этими объектами.
Результаты инвентаризации оформляются описями. При обнаружении неучтенных объектов комиссия имеет право выбрать метод оценки их стоимости, установить срок полезного использования, оприходовать на баланс.
В бухгалтерском учете оприходование неучтенных нематериальных активов отражается проводкой: Д 04 К 92 - Оприходованы неучтенные нематериальные активы.

 

6. Учет поступления материалов. Методы учета материалов на складе и в бухгалтерии.

Учет поступления материалов может осуществляться по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам. Принятый организацией способ учета материалов закрепляется в ее учетной политике.

Если организация небольшая и нерегулярно осуществляет приобретение материалов, то более целесообразно применять способ учета материалов по фактической себестоимости их приобретения.

Для синтетического учета наличия и движения материалов при их учете по фактической себестоимости приобретения (заготовления) используется счет 10.

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; 10-3 «Топливо»; 10-4 «Тара и тарные материалы»; 10-5 «Запасные части»; 10-6 «Прочие материалы»; 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»; 10-8 «Строительные материалы»; 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»; 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»; 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации»

Принятие материалов к бухгалтерскому учету отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76 и т.п. Применение того или иного корреспондирующего счета зависит от того, откуда поступили материалы, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию.

В случае, когда затраты по приобретению материалов являются регулярными на протяжении длительного периода времени или материалы приобретаются по импортным контрактам, когда фактическая себестоимость материалов складывается из нескольких видов периодически осуществляемых затрат, целесообразно применять учетные цены, позволяющие учитывать все факторы, оказывающие влияние на формирование фактической себестоимости приобретаемых материалов.

В данном случае на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

и кредиту счетов 60, 20, 23, 71, 76. Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, отражается записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15.

Разница между стоимостью материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения материалов отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Накопленные на этом счете разницы в стоимости материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах, списываются (сторнируются — при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу).

Организации, применяющие в учете счет 16, остаток по этому счету отдельно в активе баланса не показывают, а присоединяют его без корреспонденции на счетах бухгалтерского учета к стоимости материалов с отражением по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» бухгалтерского баланса.

 

При учете материалов используются 10, 15 и 16 счета.

Оприходование по 1-ому способу – учет по учетной стоимости:

Дт 60 Кт 51 — оплатили деньги поставщику

Дт 15 Кт 60 – получение счета от поставщика по договорной цене (50 000), материалы еще не получены на склад.

Дт 16 Кт 15 – (10 000) – отклонение учетной цены от фактической

Дт 10 Кт 15 — (40 000) – оприходование на склад

Дт 20 Кт 10 – отпуск в производство

Дт 20 Кт 16 – списание отклонений на затраты

Оприходование по 2-ому способу – учет по фактической стоимости:

Дт 10 Кт 60 – оприходование материалов на склад

Дт 20 Кт 10 – отпуск в производство

Оприходование также может происходить по кредиту счетов: 75, 71, 98 (подарок), 91 (при разборе основных средств или обнаружении излишков при инвентаризации).

 

7. Учет отпуска материалов в производство. Способы оценки материалов при их отпуске в производство.

В соответствии с п. 48 Инструкциио порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Министерство финансов Республики Беларусь от 17.07.2007 № 114 (далее — Инструкция) под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее их перемещение.

Стоимость материалов, отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения и из подразделений на участки, в бригады, на рабочие места, в аналитическом учете определяется по учетным ценам без учета транспортно-заготовительных расходов (далее ¾ ТЗР) (п. 49 Инструкции).

При отпуске в производство или ином выбытии материалы их оценка по каждой группе (виду) запасов производится одним из следующих способов, определенных п. 34 Инструкции:

 

— по себестоимости каждой единицы;

— по средней себестоимости;

— по способу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материалов).

Способ оценки для каждого вида материальных ресурсов оговаривается в учетной политике организации. Менять однажды выбранный способ можно, но только в случае, если у организации есть для этого серьезные основания.

При списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два способа исчисления себестоимости единицы материалов:

— с включением всех расходов, связанных с приобретением материалов;

— с включением только стоимости материала (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения ТЗР и других расходов, связанных с приобретением материалов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в покупных ценах аналогично порядку распределения ТЗР (см. предыдущий номер журнала).

Оценка отпущенных материалов по себестоимости каждой единицы запаса должна применяться организацией в ситуации, когда используемые материалы не могут обычным образом заменять друг друга или подлежат особому учету.

При списании (отпуске) материалов, оцениваемых организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждой группе (виду) материалов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) материалов на их количество, складывающихся, соответственно, из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим материалам в этом месяце

Новым является определение скользящей средней оценки как разновидности средней себестоимости. В этом случае средняя цена определяется в момент отпуска материалов, а в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска (п. 38 Инструкции). Применение скользящей оценки должно быть экономически обосновано и обеспечено соответствующими средствами вычислительной техники.

Вариант исчисления средних оценок фактической себестоимости материалов должен раскрываться в учетной политике организации.

 

8. Учет специальной одежды и инструментов. Порядок их списания на затраты производства. Учет реализации производственных запасов.(?)

 

 

9. Синтетический и аналитический учет поступления и расхода производственных запасов.

 

Счет 10 используется для учета ТМЦ. Учитываются материалы на этом счете по учетной цене (покупной, расчетной) в течение месяца. Для отражения фактической себестоимости используется счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
По дебету счета 15 собираются все расходы в процессе снабжения.
По кредиту счета 15 отражается учетная стоимость фактически поступивших ценностей.
Счет 15 может иметь сальдо, которое характеризует сумму материальных ценностей, которые не поступили на отчетную дату (находятся в пути).
Разница между фактической себестоимостью приобретенных материалов (Дт 15) и их учетной стоимостью (Кт 15) учитывается как отклонение в стоимости материалов. Для учета этих отклонений на предприятии можно использовать счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или счет 10 аналитический счет «Отклонение в стоимости материалов».
В конце месяца согласно расчета распределения списывается сумма отклонений и сумма транспортно-заготовительных расходов, относящихся к использованным материалам. Сумма отклонений и сумма транспортно-заготовительных расходов на израсходованные материалы определяется исходя из среднего %.
После списания сумм отклонений и сумм транспортно-заготовительных расходов использованные материалы будут отражаться по фактической себестоимости.
Остатки неиспользованных материалов отражаются в балансе по фактической себестоимости, т.е. сальдо по счету 10 по учетной цене на конец месяца + сальдо по счету 16 (или 10 аналитический счет).
Корреспонденция счетов по учету материалов
Содержание операций Дебет Кредит
ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СО СЧЕТОМ 15
Покупная цена 15 60
Транспортно-заготовительные расходы 15 60, 70, 71
Учетная цена без НДС 10 15
Сумма отклонений (от факта Дт 15 отнимаем учетную ст-ть Кт15) 16 15
Сумма НДС 18-1 60
Произведена оплата поставщику 60 51
Уплаченный НДС 18-2.2 18-1
ПРИОБРЕТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ БЕЗ СЧЕТА 15
Учетная цена 10 60
Сумма отклонений 16, 10анал 60, 70, 71
Сумма НДС 18-1 60
Произведена оплата поставщику 60 51
Уплаченный НДС 18-2.2 18-1
ДРУГИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ
Получены материалы от утилизации брака 10 28
Получены материалы в виде отходов основного или вспомогательного производства 10 20, 23
Оприходованы материалы, полученные от разборки объектов 10 91
Отпущены материалы со склада в производственный цех 10произ-во 10склад
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ НА СТОРОНУ (ДР. ПРЕДПРИЯТИЯМ) ПО МОМЕНТУ ОТГРУЗКИ
Отпускная цена с НДС 62 90
Учетная цена 90 10
Сумма отклонений 90 16, 10анал
Отпускная цена с НДС 51 62
Сумма коммерческих расходов 90 44
Сумма выходного НДС 90 68
Зачет входного НДС 68 18-2.2
Отражена прибыль 90 99
Отражен убыток 99 90
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ НА СТОРОНУ (ДР. ПРЕДПРИЯТИЯМ) ПО МОМЕНТУ ОПЛАТЫ
Учетная цена 45 10
Продажная цена с НДС 51 90
Учетная цена 90 45
Сумма отклонений 90 16, 10анал
Сумма коммерческих расходов 90 44
Сумма выходного НДС 90 68
Зачет входного НДС 68 18-2.2
Отражена прибыль 90 99
Отражен убыток 99 90

Аналитический учет поступления материалов ведется в журнале-ордере 6. Операции по внутреннему перемещению осуществляются в течение месяца по учетной стоимости в ведомостях 12, 13, 15 и журналах-ордерах 10, 10/1.

 

10. Формы и системы заработной платы. Документы по учету труда и его оплате. Порядок начисления сдельной и повременной заработной платы.

Зарплата как юридическая категория трактуется как денежная форма вознаграждения за труд и его результаты. Трудовой Кодекс РБ является основным законодательным актом и регулирует трудовые отношения всех работников. Зарплата на предприятии регулируется:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал