Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм распределения доходов состоит из трех блоков.
Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда. Второй блок – это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов. Третий блок – распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой. Особенности распределения в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой «эффективности». Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающее выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49%) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты (с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда) в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы (единый социальный налог), государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов. Во-первых, государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер. Во-вторых, социальная защита предполагает дифференцированный доход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одинаковыми и теми же, они должны быть различными. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность пользовать свои способности в трудовой деятельности. В-третьих, в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно относятся к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.
|