Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание
1.Особенности менеджмента в области × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × стр. 2-8 профессиональной деятельности
2.Трудовое право как отрасль × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × стр. 9-10 российского права
3.Расчет оптимизации управления × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × стр. 11-14 по факторам (график безубыточности) согласно варианта задания (Приложение №1)
4. Список литературы × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × × стр. 15
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности
Менеджеры формируют руководящий состав фирмы (предприятия), банков и наделены исполнительской властью. Менеджер — человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами управления. Менеджеры работают во всех звеньях управления. Они формируют социальный слой, категорию людей, ведущих работу по управлению. Переход власти от собственника к управленцам — это особая система управления компаниями (фирмами). Можно выделить специфические особенности управленческого труда: 1) умственный труд работников - аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения); аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений); информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции); 2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно, через труд других лиц); 3) предмет труда — информация; 4) средства труда—организационная и вычислительная техника; 5) результат труда — управленческие решения.
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами — это взаимоотношения людей. Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.
Существует следующая типология менеджеров по вертикальным и горизонтальным различиям. По вертикальным различиям один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии. Рис.1 Уровни управления
Высшие менеджеры, или менеджеры высшего уровня (президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты) несут ответственность за деятельность организации в целом. Высшие менеджеры отвечают за: определение целей организации; разработку стратегий их достижения; контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих; принятие значимых для всей компании в целом решений.
Менеджеры высшего уровня работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего уровня: осуществление коммуникаций; донесение своего видения организации до всех ее членов; формирование корпоративной культуры. Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.
Менеджеры среднего уровня занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Менеджеры среднего уровня несут ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего уровня должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.
Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, то есть находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров и т. д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.
Существует также типология менеджеров по горизонтальным различиям. Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для ведения операций организации функций. Все их подчиненные обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно можно выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам, работа которых обеспечивает деятельность линейных отделов.
Выделяют отдельные качества, которыми должен обладать менеджер, мастерство менеджеров. Менеджеры всех уровней затрачивают часть своего времени на исполнение каждой из управленческих функций, успешность их деятельности зависит и от степени управленческого мастерства (опыта), которым они владеют. Это мастерство может быть сгруппировано в семь различных категорий: концептуальное мастерство, мастерство принятия решений, аналитическое мастерство, административное мастерство, коммуникационное мастерство, психологическое мастерство, техническое мастерство.
1. Концептуальное мастерство включает способность менеджера понимать перспективу организации как целого — представление себе общей картины. Менеджеры должны понимать, как их обязанности согласуются с обязанностями других менеджеров, чтобы соответствующим образом планировать свою деятельность и получать требуемые организационные результаты. Высшие менеджеры, обладающие высоким уровнем этого мастерства, способны планировать сверхцели и разрабатывать соответствующие стратегии для организации в целом.
2. Мастерство принятия решений включает способность менеджера выбрать подходящий курс действий из двух или более альтернатив. Такое мастерство необходимо для успешно действующих менеджеров, потому что в их обязанность входит принятие решений, воздействующих на всю организацию. Менеджеры должны решать, каких целей нужно достигнуть, какую стратегию необходимо осуществить, какими ресурсами следует овладеть и как они должны быть распределены, а также какой контроль должен быть применен.
3. Аналитическое мастерство включает в себя способность правильно использовать научные и количественные подходы, технику и средства для решения управленческих проблем. Способности менеджера к систематической диагносгике проблем и определению альтернативных решений перед выбором и осуществлением верного плана действий, являются основным признаком уровня его аналитического мастерства. Поскольку сложность проблем, которые должны решать, обычно возрастает по мере их служебного роста, важность аналитического мастерства для успешной карьеры также увеличивается.
4. Административное мастерство включает способность менеджеров исполнять организационные правила, предписанные в процессе производства, эффективно действовать в пределах ограниченного бюджета, а также координировать поток информации и бумажной работы внутри своей группы и среди других групп.
5. Коммуникационное мастерство включает способность менеджеров передавать свои идеи и мнения другим как в устной, так и письменной форме. Это мастерство является решающим фактором в успехе менеджера. Коммуникативное мастерство, позволяющее эффективно проводить собрания, писать четкие письма и пояснительные записки, умело говорить по телефону, постоянно, на протяжении всей карьеры требуется менеджеру.
6. Психологическое мастерство включает способность менеджеров эффективно взаимодействовать с другими людьми как внутри, так и вне фирмы. Многочисленные исследования показали, что менеджеры проводят приблизительно половину своего рабочего дня во взаимодействии друг с другом. Очевидно, что успех этих взаимодействий влияет на то, какую поддержку менеджер получит в разработке и осуществлении организационных планов.
7. Техническое мастерство включает особую компетенцию для исполнения заданий. То, в какой степени менеджер нуждается в овладении высоким уровнем технического мастерства, обычно напрямую влияет на расположение менеджера в организационной иерархии. Чем ниже уровень работы менеджера в организации, тем более непосредственно он связан с производством и, следовательно, для него большее значение имеет потребность в высоком уровне технического мастерства.
Управленческий труд относится к категории труда умственного. Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. Наконец, в-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Управленческий труд существует в трех основных формах: эвристической, административной и операторной. Рассмотрим их более подробно.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и специфики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах. Во-первых, распоряжения, связанные с доведением в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей и их инструктированием. Во-вторых, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание. В-третьих, организация обмена информацией, происходящего в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.
Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами трех групп основных ролей. Роль представляет собой набор представлений о поведении менеджера. Основные роли могут быть сгруппированы в три концептуальные категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспечивает выполнение всех управленческих функций.
При осуществлении роли, связанной с принятием решений, менеджер выполняет следующие функции: определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации; отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию; представляет организацию на всех значительных и важных переговорах;
При осуществлении информационных ролей менеджер выполняет следующие функции: собирает разнообразную информацию специализированного характера о внешней и среде организации, которую использует в инте-ресах своего дела; распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняя политику и основные цели организации; передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли. При осуществлении межличностных ролей менеджер выполняет следующие функции: выполняет обычные обязанности правового или социального характера; отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия; обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Можно выделить ряд требований, предъявляемых к профессиональным управляющим: — умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; — информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию; — знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях; — способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления; — умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи; — способность работать с людьми и управлять самими собой (личностные качества, усиливающие доверие и уважение со стороны других).
|