![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешнеэкономическая деятельность
Открытость Республики Беларусь и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени определяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках. Беларусь, не обладающая достаточными природными и энергетическими ресурсами, вынуждена тратить значительные объемы валютных средств на их закупку. В этой связи важнейшими приоритетами развития должны стать повышение эффективности внешней торговли и обеспечение сбалансированности внешнеэкономических отношений. Стратегическими задачами на предстоящее пятилетие являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности. Для решения указанных задач необходимо: · повышение эффективности действующих и создание новых экспортно ориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления валютной выручки; · увеличение доли услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг за счет развития новых видов информационно–коммуникационных, туристических, компьютерных, инжиниринговых, страховых, банковских, финансовых и прочих услуг; · увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью; · развитие системы кредитования и страхования экспорта, использование иностранных кредитов и механизмов международной помощи для продвижения отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки; · привлечение кредитных ресурсов и прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями страны в инвестициях; · снижение импортоемкости ВВП; · освоение новых внешних рынков, выход на стратегический уровень отношений с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки; · создание предприятий за рубежом в целях снижения транзакционных издержек и увеличения экспортной прибыли; · активизация участия Республики Беларусь в интеграционных процессах, направленных на укрепление торгово–экономического сотрудничества в рамках СНГ (Союзное государство, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство), а также в рамках Европейского союза (Восточное партнерство); · устранение барьеров доступа товаров и услуг на внешние рынки и снятие ограничений в торговле с основными странами–партнерами; · упрощение таможенных процедур и внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования; · приближение нормативных правовых актов к требованиям ВТО, что будет иметь важное значение для привлечения прямых иностранных инвестиций и расширения рынков сбыта; · гармонизация стандартов, сертификации и других нормативных требований к производимой продукции с нормами ЕС/ОЭСР для выхода на новые экспортные рынки. Реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить экспорт товаров и услуг в 2, 2 раза и выйти на положительное сальдо внешней торговли.
9. Социально–экономическое развитие регионов страны
Региональная политика на современном этапе нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов. Основные цели — повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания. Для достижения указанных целей предусматривается: · развитие эффективных направлений размещения производств в регионах, содействующих реализации их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках товаров и услуг; · обеспечение сбалансированного воспроизводства и рационального использования в регионах местных природных ресурсов; · улучшение экологической ситуации в крупных промышленных центрах; · повышение инициативы и ответственности органов местного управления и самоуправления при решении региональных проблем социально–экономического развития. Для решения этих задач необходимо: · взаимозависимое развитие базовых и обслуживающих производств региональной экономики, гарантирующее комплексное решение проблем, максимальные социально–экономический и экологический эффекты; · дальнейшее развитие свободных экономических зон, повышение эффективности работы градообразующих организаций малых и средних городских поселений, стимулирование размещения в них новых предприятий и организаций; · развитие предпринимательства, формирование региональной инновационной инфраструктуры, включающей технопарки, бизнес–инкубаторы, сети трансферта технологий, специализированные консалтинговые организации; · организация региональных межотраслевых производств, кооперативно–интеграционных структур путем объединения отраслевых и межотраслевых комплексов в единую хозяйственно–технологическую систему; · приближение социальных услуг к потребителям, оптимизация сети учреждений социального обслуживания, укрепление их материально–технической базы; · развитие социальной инфраструктуры села, малых и средних городских поселений; · формирование территориальных социально–культурных центров многофункционального характера, обслуживание отдаленных населенных пунктов мобильными выездными бригадами, имеющими в своем составе специалистов различных служб; · развитие производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства; · развитие городов–спутников г. Минска. Особое внимание в региональном развитии будет уделено расширению и созданию производств на основе местных сырьевых ресурсов. Предполагается обеспечить: · увеличение использования в производстве местных сырьевых ресурсов с максимальной глубиной переработки и ограничение экспорта местных видов сырья и полуфабрикатов; · снижение зависимости экономики страны от импортируемого сырья посредством максимально возможного замещения местными сырьевыми ресурсами. Для этого предусматривается: · развитие биоэнергетики, производств по углубленной безотходной переработке древесины; · создание предприятий по производству комплексных минеральных, рассыпных и гранулированных удобрений; · разработка новых видов продукции, в том числе лекарственных препаратов на основе продукции растительного и животного происхождения; · внедрение технологий по комплексной переработке торфа на удобрение, стимуляторы роста растений, сорбенты, красители для древесины; · расширение рынков сбыта и увеличение объемов экспорта продукции, произведенной на основе местных сырьевых ресурсов (калийные удобрения, цемент, минеральные и питьевые воды, пеллеты на основе древесных отходов и соломы, поваренная соль, продукция деревопереработки, доломит, щебень гранитный, кирпич); · комплексное освоение и переработка местных ресурсов. Осуществление намеченных целей, задач и приоритетных направлений социально–экономического развития регионов приведет к экономическому росту и оптимизации региональной экономики, снижению межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации условий, уровня и качества жизни населения. Проведение предлагаемых мер позволит уменьшить в 2015 году разрыв по уровню производства валового регионального продукта на душу населения между регионами.
|