Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разделение единобожия на составляющие – это религиозная истина, которая познается в процессе внимательного изучения текстов
Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти сказал: «В процессе внимательного изучения Великого Корана становится ясно, что единобожие делится на три составляющие. «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аз-Зухруф», аят 87); «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31). И хотя Фараон отказывался признать это единобожие, говоря: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара», аят 23), это было сознательное игнорирование истины, потому что в действительности он прекрасно знал, что он – всего лишь раб, у которого есть Господь. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Муса сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» (Сура «аль-Исра», аят 102); «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (Сура «ан-Намль», аят 14). Таким образом, признание этого единобожия приносит пользу только тогда, когда человек искренне поклоняется единому Аллаху. Всевышний сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Йусуф», аят 106). Аятов, которые свидетельствуют об этом, очень много. Вторая составляющая – это единобожие в поклонение. Исправное соблюдение этого единобожия – это выполнение свидетельства «нет божества, кроме Аллаха». Оно состоит из отрицания и утверждения. Под отрицанием здесь подразумевается отказ от посвящения какого-либо обряда поклонения кому-либо, кроме Аллаха. А под утверждением здесь подразумевается искреннее посвящение всех форм поклонения только Великому и Возвышенному Аллаху так, как Он приказал это делать устами Своих посланников. Большинство коранических аятов связаны именно в этим единобожием, и именно оно было причиной противостояния между посланниками и их народами: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (Сура «Сад», аят 5). К аятам, указывающим на эту составляющую единобожия, относятся слова Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех…» (Сура «Мухаммад», аят 19); «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура «ан-Нахль», аят 36); «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Сура «аль-Анбийа», аят 25); «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф», аят 45); «Скажи: «Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?» (Сура «аль-Анбийа», аят 108). В этом прекрасном аяте Аллах сообщил, что все ниспосланное Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в откровении сводится к этому единобожию, потому что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха», охватывает все Писание целиком. Это объясняется тем, что оно требует повиновения Аллаху путем поклонения Ему одному. Это включает в себя все убеждения, повеления и запреты, а также вытекающие из этого вознаграждение и наказание. Аятов об этом единобожии тоже много. Третья составляющая – это единобожие в обладании божественными именами и качествами, и эта составляющая зиждется на двух основных принципах. Первый принцип – отрицание от Аллаха всякого сходства с качествами творений. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему…» (Сура «аш-Шура», аят 11). Второй принцип – вера во все качества, которыми Аллах описал Самого Себя и которыми Его описал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, так, как это подобает Его совершенству и величию. Именно поэтому после слов «Нет никого подобного Ему…» сказано: «…и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11). При этом необходимо твердо знать, что постичь сущность этих качеств невозможно, поскольку Всевышний сказал: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Сура «Та ха», аят 110). Этот вопрос мы подробно рассмотрели, обосновав все сказанное кораническими аятами, в толковании суры «аль-А’раф». Великий Коран часто убеждает неверующих в необходимости поклоняться единому Аллаху, опираясь на их веру в то, что только Он является их единственным Господом. Именно поэтому Коран напоминает им о господстве Аллаха, задавая риторические вопросы с заранее известным положительным ответом. Когда же они признают господство Аллаха, Коран использует это в качестве доказательства того, что только Он заслуживает поклонения, и порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей, хотя им известно, что Аллах – их единственный Господь. Признание Его господства обязывает людей признать и то, что только Он заслуживает поклонения. К примерам этого относится высказывание Всевышнего: «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». А после того, как они признают господство Аллаха, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31). Другим примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Они признают господство Аллаха, после чего Он упрекает их за приобщение к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Затем Аллах говорит: «Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Они опять признают Его господство, и Он опять упрекает их за приобщение к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Затем Господь говорит: «Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». И они опять соглашаются с этим, и Он опять упрекает их за многобожие: «Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Сура «аль-Му’минун», аяты 84-89). Еще одним примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах». Они признают это, и тогда Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» (Сура «ар-Ра’д», аят 16). Вот еще один пример: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять признают это, и Господь порицает их за многобожие: «До чего же они отвращены от истины!» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 61). Всевышний также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». И когда они соглашаются с этим, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 63). Он также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять соглашаются с этим, и Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает» (Сура «Лукман», аят 25). Всевышний также говорит: «Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?». Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Несомненно, единственным ответом на этот вопрос является признание того, что Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все перечисленное далее, лучше тех безжизненных существ, которые ни на что не способны. И когда они соглашаются с этим, Он порицает их и говорит: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов). Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями?». И, несомненно, у них опять нет никакого другого ответа. Они признают господство Аллаха, и Он порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого». Затем Великий и Возвышенный Аллах спрашивает: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?». Несомненно, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Они признают господство Аллаха и заслуживают Его порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!». Затем Всевышний говорит: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?». Вне всякого сомнения, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Тем самым они признают господство Аллаха, и Он в очередной раз порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!». Затем Великий и Возвышенный Господь говорит: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Конечно же, они опять отвечают так же, признавая Аллаха своим единственным Господом, и поэтому Он порицает их: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (Сура «ан-Намль», аяты 59-64). Всевышний также говорит: «Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, тот, кто совершал бы что-либо из этого?» Несомненно, в ответ они могут сказать только: «Нет, никто из тех, кому мы поклоняемся наряду с Аллахом, не способен творить, наделять уделом, умерщвлять или оживлять». Они признают господство Аллаха, и Он опять порицает их за многобожие: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (Сура «ар-Рум», аят 40). Подобных аятов в Коране очень много, и поэтому мы неоднократно отмечали, что все коранические вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом. Они означают, что если язычники соглашаются с этим, то они заслуживают упреки и порицания, поскольку признание Аллаха единственным Господом неизбежно обязывает человека признать Его единственным Богом. Поэтому Всевышний говорит: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе…?» (Сура «Ибрахим», аят 10); «Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха…?» (Сура «аль-Ан’ам», аят 164). И хотя некоторые богословы считали, что ответы на такие вопросы отрицательные, внимательное изучение Корана дает понять, что все вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом, поскольку язычники не отрицали господство Аллаха. Все это, как вы видели, подтверждается многими аятами. В этой благодатной книге речь часто будет заходить о составляющих единобожия, в зависимости от контекста обсуждаемых нами аятов, которые мы будем разъяснять посредством других откровений»[15]. Я привел эту длинную цитату полностью, потому что она имеет большое значение. Шейх указал в ней на то, что разделение единобожия на составляющие становится ясно в процессе внимательного изучения текстов Священного Корана. А это значит, что оно относится не к понятиям, придуманным некоторыми богословами, а к тем религиозным истинам, которые основываются на писании Всевышнего Аллаха. Выдающийся ученый Бакр Абу Зейд сказал: «Такое разделение, выявляющееся в процессе внимательного изучения, было известно даже ранним богословам. О нем говорили Ибн Манда, Ибн Джарир ат-Табари и другие. Его признали справедливым два шейх-уль-ислама Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, шейх аз-Зубейди в книге «Тадж аль-Арус», наш учитель, шейх аш-Шанкыти в книге «Адва аль-Байан» и многие другие. Это – результат внимательного изучения священных шариатских текстов, и такое практикуется в любых областях науки. Опираясь на внимательное изучение, знатоки грамматики, например, выделяют в арабском языке три части речи: имена, глаголы и частицы. И хотя арабы раньше не говорили этого, никто не порицает за это знатоков грамматики. Можно привести и другие примеры внимательного изучения»[16]. Кто не верит в эти составляющие единобожия, каждая из которых опирается на священные шариатские тексты, тот не верит в единобожие вообще. Причина же этого в том, что требуемое шариатом единобожие заключается в признании Аллаха единственным Господом Богом, обладающим божественными именами и качествами. И если человек не выполняет всех требований этого, то он не является приверженцем единобожия.
|