Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть третья. Стратегии для повседневной жизни
Жизнь в двух мирах Стратегии для повседневной жизни Оба мира, божественный и человеческий... это, в действительности, один мир. Сфера богов — это забытое измерение известного нам мира. Джозеф Кэмпбелл, «Герой с тысячью лиц»
Представьте себе, что вы, как обычно, отправляетесь на работу. Вы только что провели беспокойную ночь, наполненную яркими сновидениями, в которых вы умирали. Вы чувствовали пронзительную боль и непреодолимый страх, видя, как кровь струится из ваших ран. Лица окружавших вас людей ясно выражали угрозу. Все это казалось очень реальным, словно происходило на самом деле. Несколько раз вы, задыхаясь, просыпались, с облегчением обнаруживая, что вам ничего не грозит, но тут же вновь погружались в еще более мучительный сон. И вот, по дороге на работу в этот ясный весенний день, вас не оставляют все физические страдания и мучительные эмоции из снов. Кажется, что ваше состояние бодрствования — просто продолжение ночных событий; их трудно отделить друг от друга. Хотя содержание видений различается, вас какое-то время продолжают преследовать ночные приключения вашего ума. К концу дня вы чувствуете себя измотанным, и у вас начинается депрессия. Вы замечаете, что если ваше сопротивление ослабевает, то переживания становятся сильнее; так было во время гриппа, который вы перенесли на прошлой неделе, и после нескольких бессонных ночей. Иногда у вас бывали краткие видения сцен из других времен и мест или из мира мифов. И вы изо всех сил старались сдерживать неожиданно накатывавшие волны гнева и страха. К тому же вас беспокоят странные физические ощущения; порой, когда вы пребываете в покое, ваше тело вдруг само по себе начинает трястись, и вы чувствуете что-то вроде электрического тока, пульсирующего в конечностях. Иногда вы чувствуете давление на грудь, и у вас стали возникать частые и сильные головные боли, буквально не дающие пошевелиться. Временами вы чувствуете себя гонимым и напуганным, хотя со стороны кажется, что у вас все в порядке. Вы чувствуете, что у вас как бы двойная жизнь: обманчивый фасад нормальности и веселости, которым вы обращены к миру, и тайная, беспокойная реальность, о которой трудно говорить. Вы начинаете избегать бывать в обществе, поскольку никогда не знаете, когда вас охватят эти странные переживания. Сегодня у вас важная презентация для совета директоров вашей компании, и вы обеспокоены — вы не уверены, что сможете держать себя в руках. У вас по-прежнему бывают вспышки видений из ваших снов, которые кажутся такими же реальными, как деятельность в офисе, и вам трудно сосредоточиваться. Головные боли вернулись, и вы испытываете чрезмерный страх, как будто предстоящая деловая встреча — это ситуация жизни или смерти. Вот как бывает, когда в разгар духовного кризиса вы по-прежнему стараетесь вести себя как обычно в повседневной жизни. Вот что значит пытаться жить в двух мирах. Один мир — это знакомая обычная реальность, где вы должны делать то, чего от вас ждут, играть определенные роли и исполнять определенные обязанности; другой — область, лежащая под слоем повседневности, огромный резервуар бессознательного, содержащий неведомые возможности. Когда внутренние области становятся все более доступными, они вторгаются в обыденное осознание, и разделение между этими двумя мирами начинает исчезать. Именно эта промежуточная зона создает проблемы для человека, который переживает преобразующий кризис. Вы оказываетесь ни там, ни там, не находясь полностью ни во внешней реальности, ни во внутренних пространствах, и возникающее при этом напряжение может создавать огромные неудобства. Если вы отождествитесь с человеком из приведенного выше примера, то сможете обнаружить, что интенсивный внутренний процесс оказывает дезорганизующее воздействие на ваши повседневные дела, и что ваша озабоченность тем, насколько эффективно вы действуете в мире, может усугублять и без того сильное беспокойство, вызываемое самим процессом духовного раскрытия. Если ваше пробуждение происходит относительно мягко, вы можете терпеть преходящие неудобства, возникающие при попытке уравновесить эти реальности. Либо вы можете начать более активно вовлекаться во внутренний процесс и почувствовать себя вынужденным что-то сделать, чтобы облегчить ситуацию. Эта часть книги посвящена практическим советам, как жить и работать во время духовного кризиса. Многие из предлагаемых здесь подходов — результаты личного опыта Кристины, полученного в ходе ежедневной борьбы с проявлениями пробуждения Кундалини, и опыта Стэна, который жил рядом с ней и помогал ей. Другие взяты из многолетних клинических исследований неординарных состояний сознания, которые Стэн проводил как психиатр-экспериментатор. Кроме того, мы очень многое узнали в ходе нашей совместной работы с тысячами людей на наших обучающих семинарах, а также благодаря регулярным контактам в Сети поддержки в духовных кризисах. Мы много беседовали с людьми, пережившими те или иные формы духовных кризисов, и, сравнивая их стратегии жизни с нашими, обнаруживали, что используемые решения в большинстве случаев были аналогичными или очень сходными. Многое из того, о чем мы пишем, можно делать дома в ходе повседневной жизни — часто с помощью семьи, друзей и непредубежденных специалистов. (В Приложении 3 мы даем некоторые рекомендации для специалистов, психотерапевтов и консультантов, которым, возможно, придется столкнуться с подобными ситуациями.)
Ваше отношение
Для вас важно знать, что многие проблемы, возникающие в ходе вашего духовного кризиса, например те, что связаны с взаимоотношениями, домом, профессиональной жизнью и здоровьем, — разрешатся в результате самого преобразующего процесса, а не только благодаря вашим собственным напряженным усилиям. Мы не можем дать вам советы или указания, касающиеся таких затруднений. Вместо этого мы можем заверить вас, что, если процессу духовного раскрытия позволить идти своим путем, если внутренний мир, вызывающий дискомфорт, получит полное выражение, вы снова обретете связь с повседневным миром; вдобавок вы, скорее всего, будете способны более эффективно действовать в нем и поймете, почему кажущиеся проблемы были необходимы для вашего развития. Вам может казаться, будто духовный кризис действует по собственному разумению, являясь в вашу жизнь незванным и следуя своим курсом, независимо от выбора времени или удобства. Несмотря на то что существование в этот период может быть трудным испытанием, требующим массу времени и сил, вы можете более удобно чувствовать себя в повседневной жизни, сотрудничая с этим целительным процессом и активно работая с ним. Решающее значение имеет ваше отношение к подобного рода событию: до тех пор пока вас удерживает страх, сопротивление, неверие или отрицание, эта благоприятная возможность, потенциально способная изменить всю вашу жизнь, может быть сильно ограничена или даже прервана и утеряна. Согласно нашему опыту, если процесс духовного раскрытия начался, то он уже не остановится, пока не пройдет до конца. Интенсивный период пробуждения может занять весьма значительное время — от немногих месяцев до нескольких лет. В какие-то периоды преобразующий процесс может быть более затруднительным или явным, чем в другие, но обычно он протекает непрерывно, пока не завершится. Относиться к нему со страхом или пытаться преждевременно остановить его нет смысла, поскольку это лишь усугубит ситуацию. Вы, скорее всего, обнаружите, что сопротивление этому естественному процессу делает его более трудным, и в результате он затягивается на гораздо более длительное время. Если вы способны поддерживать общее ощущение сотрудничества со своим духовным кризисом и даже относиться к нему с энтузиазмом, весь процесс будет более легким и, скорее всего, более коротким. У вас есть все шансы выйти из своего путешествия с чувством свершения и победы, а не досады и дискомфорта. Как же можно научиться сотрудничать с этим важным процессом? Нередко люди, переживающие духовный кризис, интуитивно понимают, как им нужно вести себя, но им трудно воплотить это на практике. Мы обнаруживали, что в таких случаях полезно использовать две общие стратегии. Первая, и более предпочтительная, состоит в том, чтобы создавать ситуацию, где вы можете в полной мере встретиться с внутренними переживаниями, которые пытаются выйти на поверхность, и, таким образом, проходить через них и учиться на их содержании. Второй подход — принимать меры, которые будут тормозить процесс духовного раскрытия и временно ослаблять его влияние на повседневную жизнь, когда этого требуют обстоятельства. Мы рассмотрим каждый из этих подходов.
Встреча лицом к лицу
Когда бессознательные эмоции и переживания становятся доступными, они находятся на пути к устранению или высвобождению из ума и тела. Например, человек, который всю жизнь боялся замкнутых пространств, во время духовного кризиса может заново пережить свое рождение вместе с интенсивными ощущениями удушья и яркими видениями узких тоннелей; после этого его клаустрофобия может исчезнуть, и он сможет понять, что именно память о рождении, годами находившаяся неглубоко под поверхностью его повседеневного сознания, заставляла его бояться лифтов и самолетов. Полностью переживая это воспоминание во всех его сложностях, человек удаляет его из своего бессознательного, и будучи полностью удалено, оно уже больше никогда не вернется. Скорее всего, вам окажется полезно и необходимо работать с огромным спектром эмоций, переживаний и энергий, которые могут выходить на поверхность во время духовного кризиса. Иногда у вас просто нет другого выбора, кроме как встречать их лицом к лицу по мере того, как они появляются; вам может казаться, что они целиком поглощают вас и вы не способны контролировать их причудливое течение. Вы также можете обнаружить, что, когда этот процесс не особенно силен, полезно найти какой нибудь ненавязчивый метод, способный помочь вам встречаться с этими переживаниями и выражать связанные с ними энергии и эмоции. Есть много способов, с помощью которых вы можете активно работать с элементами своего духовного кризиса по мере их возникновения. Некоторые из них предполагают прохождение эффективной психотерапии или психологического консультирования, работу в группах поддержки, регулярные занятия духовной практикой со знающим учителем, а также телесную работу с опытным инструктором. Этот вид помощи крайне важен и, нередко, совершенно необходим; в главе десятой мы дадим советы относительно того, как можно найти и подобрать себе такую помощь. А пока мы сосредоточимся на том, что вы можете сделать для себя сами. Нижеследующие рекомендации особенно полезны в том случае, если ваш процесс не настолько подавляет вас, что вы не способны сами себе помочь. Если вы оказываетесь полностью во власти крайне сильных эмоций и переживаний, мы рекомендуем вам найти благожелательного и сочувствующего человека, который сможет вам помочь Слушайте волнующую музыку и выражайте эмоции и переживания через звуки и движения. Выберите музыку, которая усиливает ваши переживания. Лягте в постель или на пол и позвольте проявляться вашим чувствам. Через некоторое время может оказаться, что вы плачете или стонете, трясетесь, поете или проделываете те или иные движения. Это нередко приносит значительное временное облегчение. Возможно, вы обнаружите, что такой же эффект дают танец или упражнения йоги; важно в это время сохранять внутренний фокус внимания, чтобы не смешивать внутренние переживания с впечатлениями от окружающей внешней среды. Активно работайте со своими сновидениями. Это может дать вам понимание природы вашего внутреннего мира — как он устроен и что в нем содержится. Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, называл сновидения « царской дорогой в бессознательное ». Во время духовного кризиса сновидения часто бывают продолжением или завершением переживаний, которые происходят в период бодрствования. Иногда во сне приходят ответы, которые вы долго старались найти. Нередко сновидения могут чему-то учить или что-то предсказывать. Попытайтесь держать возле постели блокнот и регулярно записывать свои сновидения по утрам или если вы просыпаетесь посреди ночи. Затем выберите спокойное время в течение дня, когда вы сможете припоминать, что вам снилось или даже делать какие-то зарисовки. Задавайте себе вопросы об увиденных образах или ведите диалог с персонажами своих снов. Старайтесь найти внутри себя объяснение смысла и происхождения чувств, связанных со сновидением, и обдумывайте выводы, к которым вы приходите. Вы можете найти какого-то человека, которому вы будете регулярно рассказывать о своих сновидениях; для этого лучше всего подходит тот, кто заботлив к вам, но при этом способен быть объективным. Есть несколько хороших книг, где даются инструкции по работе со сновидениями, в частности, книга Патриции Гарфилд «Творческое сновидение». Используйте средства художественного выражения. Это поможет вам понимать и перерабатывать ваши переживания путем вынесения их вовне. Кроме того, рисование, живопись и скульптура позволят вам направлять сильные физические и эмоциональные энергии в определенное русло, и при этом вы можете открыть в себе какие-то новые аспекты. Великий испанский художник Франциско Гойя писал, что когда он переносил на холст возникающие внутри него образы, он испытывал растущее чувство власти над своей драматической внутренней жизнью. Для использования художественного выражения в подобном контексте не требуется особого личного таланта. Это просто мощный инструмент, который помогает обрести понимание очень динамичного процесса, нередко вызывающего замешательство. Так как яркие зрительные образы обычно играют важную роль в духовном кризисе, для вас может оказаться чрезвычайно ценным выражать свои видения вовне с помощью рисования или живописи. Неважно, являются ли возникающие образы метафорическими представлениями, абстрактными формами или игрой красок. Порой ваши творения сперва будут казаться лишенными смысла, но через какое-то время они могут оказать важную помощь в понимании вашего опыта. Подобно тому, как кто-то делает письменные записи в дневнике, некоторые люди ведут альбом картинок, начиная и заканчивая каждый день рисованием или живописью. Работа с глиной также может приносить большое удовлетворение и быть эффективным методом выражения некоторых эмоциональных и физических проявлений внутреннего процесса. Этот податливый на ощупь материал способен дать замечательный выход для интенсивных чувств и энергий, а его трехмерные качества позволяют вам взглянуть на свои внутренние образы под еще одним углом. Как и при других видах художественного выражения, если вы работаете с глиной во время духовного кризиса, постарайтесь сосредоточиваться на самом процессе использования материала и на догадках, которые он вам дает, а не беспокоиться о конечном результате. Хорошо иметь под рукой запас цветных фломастеров, темперных красок (в том числе золотой и серебряной, которые нередко используются для передачи блеска мистических состояний), а также цветных карандашей, бумаги и глины. Практика сосредоточенной медитации. Сосредоточение внимания на переживаемом опыте поможет вам обрести понимание конкретных областей вашего процесса. Многие медитирующие для того, чтобы успокоить ум и открыться к более глубоким внутренним сферам, сосредоточиваются на дыхании, пламени свечи, либо на сакральной фразе или мантре. Предлагаемый подход, хотя и сродни медитации сосредоточения, однако кое в чем отличается от нее: здесь вы можете использовать физическую или умственную релаксацию для углубления, усиления или уточнения своего понимания отдельной темы, образа, эмоции или проблемы, которые возникли в ходе процесса вашего духовного кризиса, или чтобы миновать то место, где, как вам кажется, вы застряли. Кроме того, она может помочь вам завершить переживание, которое вы не смогли пройти до конца. Лежа в постели после ночного сна или лежа на полу, слушайте спокойную музыку, расслабьтесь и позвольте себе мысленно проходить через какие-либо зрительные образы, физические ощущения, эмоциональные состояния и воспоминания, которые особенно заметны в вашем внутреннем процессе. Если вы хотите прояснить какой-то аспект или тему своего путешествия, мягко направляйте себя к этой части опыта, давая себе указание проходить через нее и спрашивать: «Что я вижу вокруг себя? Как я реагирую на это физически и эмоционально? Что это говорит мне?» По мере того как информация начинает становиться доступной, позвольте ей вести вас к новым прозрениям и дальнейшему самопониманию. Когда приходит время закончить медитацию, постепенно возвращайтесь к обыденной реальности, давая себе достаточно времени для завершения переживаний. Когда вы снова начнете воспринимать окружающую обстановку, осторожно потянитесь всем телом. После того, как вы откроете глаза, вы можете попытаться описать или нарисовать то, что видели или чувствовали. Эта практика основана на принципах, сходных с методом «активного воображения» — подходом к работе со сновидениями, разработанным К.Г.Юнгом. При работе с активным воображением вас просят вернуться в ваше сновидение и продолжить его эмпирически; затем содержание этого процесса анализируется с помощью психотерапевта. Этот метод хорошо описан в книге Барбары Ханна «Встреча с душой: активное воображение». Создание простых личных ритуалов. Так делают многие люди, чтобы помочь себе проходить через трудные стадии преобразующего процесса, причем нередко используют подходы, практикуемые в различных духовных традициях. Эти ритуалы обычно носят сугубо личный характер и могут не годиться для всех. Например, вы можете попробовать такую простую очищающую медитацию во время продолжительного пребывания под душем: стоя под струями воды, представляйте себе, что она проходит через ваши тело и ум, выводя наружу любой отрицательный эмоциональный мусор и смывая его в канализацию. Точно так же можно работать с образом огня. Наблюдая за пламенем в очаге, зрительно представляйте себе, как жар и сила огня разливаются вокруг вас и через вас, пожирая все беспокоящие вас внутренние препятствия. Возможно, вам окажется полезно медитировать на освобождении от затруднений, представляя, что вы отдаете их какой-то высшей силе или прося помощи у такой силы. Например, вы можете зрительно представлять, что приносите свои проблемы в жертву огромным природным областям — пустыне, океану, земле или бесконечной Вселенной. Вообразите, что вы стоите на скале над бескрайним простором океана, держа большой сверток, в котором находятся все ваши страдания и проблемы; затем представляйте, как вы с силой бросаете этот сверток в воду, говоря: «Пожалуйста, забери это у меня». Еще один подход состоит в том, чтобы представлять, что вас окружает белый или ярко голубой свет, который защищает вас от вторжений нежелательных элементов. Используйте свои творческие способности для поиска способов облегчения своей ситуации. Неважно, что вы найдете — если вы сильно верите, что это сработает, то обычно так и оказывается. Возможно, это происходит потому, что активно участвуя в процессе, который временами может казаться непреодолимым или неуправляемым, вы испытываете ощущение сотрудничества с ним или власти над ним.
Временное торможение
Идеально иметь такую ситуацию, в которой вы могли бы полностью сосредоточиться на своем духовном кризисе, не отвлекаясь ни на что другое. Но в действительности большинству людей нужно поддерживать важные отношения, решать повседневные задачи, выполнять свою работу, встречаться с другими людьми и успевать на свой самолет. И работа над проблемами, эмоциями и ощущениями во время духовного кризиса должна ограничиваться определенным временем. Тогда возникает вопрос — как можно снизить внутреннюю активность, чтобы как-то уравновесить ее с повседневными делами? Ниже мы предлагаем некоторые идеи, которые оказались полезными для нас самих и для других людей. Мы должны еще раз подчеркнуть, что замедление процесса духовного раскрытия — это не идеальная стратегия и, безусловно, не решение проблемы. Это временная мера, призванная давать периоды облегчения и равновесия. Пока речь не идет о крайностях, вроде постоянного применения транквилизаторов и других методов подавления, предлагаемые способы торможения процесса вполне безвредны. Они могут продлить период кризиса, но они не способны полностью остановить уже начавшийся преобразующий процесс. Временное прекращение активного внутреннего самоисследования. У вас может возникнуть желание на время прекратить эмпирическую терапию или работу со сновидениями, если вы чувствуете, что и без того происходит слишком многое. Быть может, вам не хочется больше будоражить свое бессознательное, если вы чувствуете себя не вполне уверенно. Если перед этим вы регулярно работали с психотерапевтом, вам важно обсудить с ним причины временного прекращения глубокой эмпирической работы, чтобы заручиться его поддержкой. Вероятнее всего, вам окажется полезно продолжать встречаться с психотерапевтом, чтобы обсуждать некоторые из своих повседневных проблем, понимая при этом, что дальнейшее активное исследование на данном этапе нежелательно. Когда вы будете готовы, вы сможете снова использовать подходы, которые позволят вам работать со своим духовным раскрытием. Временное прекращение любых видов духовной практики. Различные сакральные методы предназначены для пробуждения духовных энергий и переживаний. Поэтому нужно полностью прекратить практику интенсивной молитвы, медитации или пения мантр. Перестаньте заниматься йогой, тай-цзы или любой другой разновидностью двигательной медитации. Прекратите посещать группы, связанные с духовной практикой, и отложите на время чтение духовной литературы. Полезно избегать всякой деятельности, которая слишком сосредоточена на внутреннем самонаблюдении. Опять же, это временная мера, и вы обнаружите, что по мере того, как ваш внутренний процесс становится более плавным, вы нередко интуитивно чувствуете, когда можно вернуться к важным для вас практикам. Изменение режима питания. Питание может быть очень важным фактором во время духовного кризиса. Сейчас существует много теорий, касающихся питания и диеты, и мы не хотим с ними конкурировать. Конечно, все люди отличаются друг от друга, и каждый должен сам определить, что ему больше подходит. мы просто хотим поделиться кое-чем из наших наблюдений и опыта; эти соображения были полезны для нас самих и помогали другим людям. Хорошо известно, что голодание и другие манипуляции с диетой используются в духовных традициях для того, чтобы сделать работу тела и ума более утонченной и облегчить доступ к медитативным состояниям. Так что, если вы хотите замедлить интенсивный процесс духовного раскрытия, вам следует избегать таких подходов. Во время кризиса вы можете обнаружить, что у вас развивается пристрастие к более плотной пище и даже растет вес. Мы знали убежденных вегетарианцев, у которых вдруг появлялась непреодолимая тяга к мясу. Один наш приятель рассказывал о том, как духовное пробуждение, в конце концов, привело его в «МакДональдс»*, где он впервые за много лет съел гамбургер. Он с юмором описывал сияние знакомых золотых арок у входа в ресторан, которое стало для него мистическим символом этого этапа его духовного пути. Еще один человек описывал сходную ситуацию: «Меня тянуло к мясному и, в конце концов, я взял и заказал трехсотграммовый бифштекс. Цыпленка или рыбы было явно недостаточно. Это должно было быть красное мясо, и не слишком сильно прожаренное. Как только я съел его, я почувствовал себя гораздо лучше». Нередко после периода потребности в животном белке вы обнаруживаете, что такой же эффект могут дать питательные крупы и сыр. Люди рассказывали нам, что более тяжелая пища, казалось, возвращала их «назад к земле», заставляя их чувствовать себя физически более цельными и менее поглощенными своей внутренней драмой. Кроме того, внезапно может оказаться, что вы постоянно думаете о шоколаде, печенье, мороженом и других лакомствах, несмотря на то, что никогда не считали себя любителем сладкого. Вы можете испытывать шок, наблюдая, как вы специально идете в кондитерский магазин, чтобы удовлетворить свое внезапное побуждение, и, в особенности, глядя на весы, отражающие ваше новообретенное пристрастие. Тем не менее потребление сладостей или продуктов, содержащих глюкозу, действительно может помогать вам возвращаться к повседневным делам. Глюкоза — основное питательное вещество для мозга; все другие углеводы, белки и жиры должны быть превращены в глюкозу для того, чтобы мозг мог их использовать. Глубокие переживания с сильными эмоциями и интенсивной физической активностью требуют большого количества энергии и истощают запасы питательных веществ в теле, снижая содержание сахара в крови. В свою очередь, недостаточное снабжение мозга сахаром, как правило, вызывает необычные переживания, и таким образом у человека, и без того склонного к неординарным состояниям сознания, возникает порочный круг. В такой ситуации глюкоза, непосредственно питающая мозг, помогает быстро прервать этот цикл. Чтобы снизить интенсивность состояний, возникающих во время духовного кризиса, поэкспериментируйте с различными видами пищи, чтобы определить, какие из них вам больше подходят. Попробуйте употреблять более тяжелую пищу, например: красное мясо или другие источники белка — птицу, рыбу, бобы, сыр — или различные молочные продукты. Включите в свой рацион питательные крупы и цельнозерновой хлеб. Держите про запас немного сахара или меда. Вам следует подчеркнуть, что если до начала кризиса вы придерживались рациональной диеты, а теперь обнаруживаете, что отходите от нее, то ваши новые пристрастия, скорее всего, носят временный характер и не обязательно означают, что вам придется навсегда изменить свой режим питания. Если вас заботят такие проблемы, как диабет или гипогликемия, необходимо пройти подробное медицинское обследование у благожелательного врача. Вдобавок, тяга к определенным видам пищи может указывать на реальный дефицит тех или иных веществ в диете. С другой стороны, некоторые преходящие физические проявления, возникающие при духовном кризисе, могут имитировать действительные медицинские проблемы, хотя, на самом деле, обусловлены воспоминаниями о прошлых травмах, эмоциях или других переживаниях, которые в это время выходят на поверхность. Медицинское обследование и анализы помогут определить, что происходит на самом деле. Несколько человек рассказывали нам, что в период напряженной внутренней работы они внезапно обнаруживали у себя тягу к алкоголю или табаку. Выпивка или сигарета каким-то образом помогали им вернуться к реальности, и они замечали, что по мере дальнейшего развития духовного раскрытия это влечение быстро проходило. Примерно то же самое нам говорили и о крепком кофе; по контрасту с обычным возбуждающим действием у некоторых индивидов он может вызывать расслабление. Предостережение. Хотя у некоторых людей это пристрастие к алкоголю или табаку бывает лишь временной стадией многогранного процесса и вскоре проходит без каких либо заметных последствий, у других, особенно, при наличии предрасположенности к химической зависимости, оно может стать катастрофическим. Использование алкоголя и табака может привести к долгосрочной зависимости, что только усугубит и без того сложную ситуацию. Тому, у кого развилась такая зависимость, легко добавить к уже имеющейся хитроумной системе самооправдания еще одно рациональное объяснение типа: «Я пью эту бутылку вина, поскольку этого сейчас требует мой духовный процесс». По этой причине мы рекомендуем, чтобы любой, кто переживает духовный кризис, проявлял крайнюю осторожность при использовании веществ, которые потенциально способны вызывать зависимость. Занимайтесь очень простой, успокаивающей деятельностью. В период кризиса сложная и сосредоточенная работа часто становится затруднительной. Внимательность, необходимая при такой деятельности, сродни интроспекции, используемой в духовной практике, и потому может ускорять процесс. Иногда ощущения неудержимой энергии, сопровождающие духовный кризис, не дают человеку долго сидеть на месте. Вам может оказаться трудно читать, шить, рисовать или писать письмо, не ощущая усиления симптомов. Так же дело может обстоять и с просмотром фильмов, телепрограмм или видеозаписей. Для вас может стать проблемой вести автомобиль или слушать слишком многословного собеседника. Если вы заметили, что подобные виды деятельности вызывают у вас затруднения, по возможности, откажитесь от них на какое-то время. Временная приостановка какого-то любимого времяпровождения, например, чтения или художественного творчества, не означает, что вы навсегда исключите их из своей жизни. Это просто означает, что в данный момент ваш внутренний мир настолько сложен, что вы считаете необходимым и полезным на время избрать для себя более простые формы взаимодействия с окружающей средой. Старайтесь заменять более сложную и сосредоточенную деятельность более простой. Например, работа в саду — прекрасный способ буквально заземлить себя; то же можно сказать и о таких простых делах, как мытье посуды, уборка в доме, натирка полов или колка дров. Во многих ашрамах или монастырях один и тот же человек изо дня в день подметает один и тот же пол. Это не просто утомительная рутинная работа — это очень простой способ уравновешивать напряженность между мирами. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Бег, пешие прогулки, танцы и плавание могут помогать вам поддерживать приземленность и предоставлять каналы для выхода сложных сдерживаемых энергий. Все эти занятия отличаются от таких видов деятельности, как двигательная медитация, йога или активное самоисследование, которые требуют интроспекции и предназначены для ускорения процесса духовного раскрытия. Некоторые врачи предписывают бег трусцой как эффективное средство от депрессии и нередко добиваются значительных успехов. Здесь применяется тот же подход: вместо того, чтобы обращать все энергии, эмоции и ощущения на себя, регулярно занимайтесь двигательной активностью, которая поможет вам «выпускать пар». Когда вы бегаете, танцуете или плаваете, используйте эти упражнения для того, чтобы просто ощутить свое тело, движение своих мышц и свою связь с землей или водой. Это может быть особенно полезно, если вы настолько заняты внутренними переживаниями, что склонны забывать о своем физическом благополучии. Выясните, какая обстановка и какие люди стимулируют ваш процесс, и временно избегайте их. После многих лет относительно легкой жизни в мире, вы внезапно можете обнаружить, что определенные ситуации, по-видимому, усиливают ваш духовный кризис. Если вы живете в загородной местности, то, возможно, заметите, что шум и механические вибрации большого города активизируют в вас необычные физические энергии, сильные эмоции и неожиданные переживания. Вас может выводить из себя постоянный шум машин или более отдаленный, но периодически повторяющийся гул самолета или поезда. Такое же действие могут оказывать шум и суета многолюдной толпы. Важно определить, какие ситуации оказывают подобное действие, и избегать их. Вдобавок, на вас может подавляюще действовать присутствие людей с особенно яркой и сильной личностью, независимо от того, относитесь ли вы к ним положительно или отрицательно. Во время духовного кризиса границы личности нередко оказываются легко проницаемыми и вы можете стать очень восприимчивыми к окружающему вас миру. В результате, вы можете чувствовать, что легко перенимаете эмоциональное состояние других людей. Если человек излучает любовь и сострадание, его присутствие может казаться вам благотворным и успокаивающим. Но если это к тому же энергичный и деятельный человек, то даже самый положительный контакт с ним может в течение какого-то времени быть для вас слишком подавляющим. Нам приходилось слышать рассказы людей, которым в течение какого-то периода времени оказывалось трудно находиться рядом с духовным учителем, священником или шаманом, поскольку в присутствии этого человека их кризисный процесс, судя по всему, усиливался. То же может быть справедливо, если вы оказываетесь рядом с рассерженным, злобным или жестоким человеком. В вашем восприимчивом состоянии отрицательный эмоциональный фон такого человека может ощущаться чрезвычайно сильно и даже быть для вас вредным. Замечайте, как вы реагируете на различных людей и окружающую обстановку. Если вы хотите замедлить свой духовный кризис, временно избегайте ситуаций, которые вас чрезмерно стимулируют — эмоционально, физически или умственно — или в которых вам доставляет неудобство ваша восприимчивость по отношению к окружающему миру. Скорее всего, эта повышенная чувствительность пройдет, когда закончится ваш преобразующий кризис. Еще один общий совет всем, кто хочет замедлить процесс духовного раскрытия: упрощайте его. Устраняйте те виды деятельности и ситуации, которые вызывают у вас беспокойство, и сосредоточьтесь на более простом образе жизни. Это не значит, что сложный мир и занятие некогда волновавшей и радовавшей вас деятельностью станут для вас навсегда недоступны. Вы сможете вернуться к ним после того, как завершится интенсивный период изменений. Жизнь в двух мирах — это серьезный вызов. Многие шаманы и целители научились по желанию переходить из одного мира в другой. Но большинство из нас не имеют такого навыка и могут в течение какого-то времени пребывать в замешательстве в промежутке между повседневной реальностью и невероятными глубинами нашего бессознательного. Очень успокаивает знать, что этот опыт носит преходящий характер, что существуют способы легче пережить эту стадию преобразования личности и что мы можем получить помощь, когда мы в ней нуждаемся.
Рекомендации для членов семьи и друзей
Вдохновляемая тонким светом, Она все больше тянулась к нему, Пока ее форма не распалась, Высвобождая eе во всей полноте. Теперь, плавая в вышине, Сверкая на солнце, Она презирает землю. Увидит ли она когда-нибудь, Что свет есть и тут, Что он озаряет землю, Ее детей, друзей и возлюбленных, Здесь и сейчас? Написано матерью молодой женщины,
Жизнь с человеком, который проходит через духовный кризис, часто предъявляет очень большие требования ко всем, кто оказывается в подобной ситуации. И сам этот человек, и его близкие тратят массу времени и энергии на перемены, неожиданно возникающие в их жизни, а друзьям и семье регулярно приходится сталкиваться с собственными эмоциями и ограничениями. С виду нормальные и устойчивые отношения оказываются под угрозой из-за внезапных изменений интересов и поведения одного человека, к которым часто приходится волей-неволей приспосабливаться другим людям. Точно так же, как интенсивность преобразующего процесса может меняться в широких пределах, меняется и его воздействие на тех, кто окружает переживающего его человека. Если человек претерпевает мягкую форму преобразования, его близкие могут просто не замечать происходящих в нем тонких изменений и, возможно, даже естественным образом двигаться вместе с ним на новые и интересные территории. И только оглядываясь назад, они осознают, что их понимание, ценности и отношение к себе и к миру эволюционировали, и теперь могут проследить этапы процесса роста, который привел к этим переменам. Однако если самораскрытие происходит в более явной форме и, особенно, если оно ежедневно занимает всеобщее внимание, членам семьи и друзьям может оказаться очень трудно быть свидетелями и участниками этого процесса. А когда духовное раскрытие становится духовным кризисом, люди, эмоционально связанные с переживающим его индивидом, безусловно, испытывают огромный стресс. Однако из-за того, что сама эта ситуация и межличностные взаимодействия в ней предъявляют повышенные требования, людям обычно не удается сохранить положительное и терпимое отношение к происходящему, и они склонны реагировать на него, проявляя целый спектр эмоций — от страха и беспомощности до отрицания и неприятия. В этой главе мы будем непосредственно обращаться к друзьям и членам семей тех, кто переживает духовный кризис. Мы не будем давать конкретных советов в отношении возможных межличностных проблем, поскольку каждая ситуация не похожа на другие, и характер отношений между людьми бывает разным. Однако полезно хотя бы знать, какого рода поведения следует ожидать от человека, переживающего преобразующий кризис, а также, какие реакции и какие проблемы обычно возникают у его близких. Просто зная наперед, какие именно проблемы могут возникнуть, члены семьи и друзья сумеют легче справляться с ними. Прежде чем перейти к конкретным примерам того, как процесс духовного раскрытия может воздействовать на поведение человека и, следовательно, на его отношения с близкими, рассмотрим следующую историю. Диана — ваша дочь. Она очень симпатичная, открытая и общительная. Она спокойно шла по жизни, легко справляясь со всеми задачами, которые перед ней ставили, на нее всегда можно было положиться, и она очень внимательно относилась к тем, кто ее окружает. Она хорошо училась в школе и в подростковом возрасте участвовала во всех затеях, свойственных молодежи; но она никогда не принимала наркотики и не делала ничего такого, о чем бы она не могла рассказывать в кругу семьи. После окончания колледжа она вышла замуж за Джима, к которому была неравнодушна еще со школьных времен, и вскоре они подарили вам первых внуков. Вы по-прежнему очень близки и регулярно встречаетесь по выходным. Внезапно начало происходить что-то очень странное. После гибели своего близкого друга в автомобильной аварии Диана начала изменяться. Она начала говорить о вещах, которые никогда не интересовали ее до этого и которые совершенно незнакомы вам. Она даже принесла вам некоторые из книг, которые она читала и которые, по ее словам, изменили ее жизнь. Одна была об околосмертных переживаниях, другая касалась жизни после смерти, а в третьей рассказывалось о перевоплощениях. Теперь разговоры Дианы изобилуют такими словами, как карма, энергия, единство, Бог и сознание, и она выходит из себя, когда вы говорите ей, что совершенно не представляете себе, о чем она говорит. Вы заметили, что она, как никогда раньше, подвержена частым сменам настроения, и может быть сегодня восторженной, а завтра — подавленной. Диана с увлечением рассказывает, что она занимается хатха-йогой, и показывает вам угол в комнате для шитья у себя дома, который она превратила в некое подобие алтаря, с лежащей неподалеку подушкой для медитации. Вдобавок она почти перестала пользоваться косметикой и носить украшения и проводит много времени со своими новыми друзьями из класса йоги; они кажутся очень привлекательными и искренними, но говорят о вещах, которые вам совершенно чужды. С тех пор как Диана встретилась с ними, она как-то странно отдалилась от семьи и говорит, что ее не понимают. В недавнем телефонном разговоре Диана выражала сильную неудовлетворенность своим браком, Джимом и своей ролью матери. Это совершенно на нее не похоже: она всегда очень любила свою семью и прекрасно чувствовала себя в роли матери. По ее словам, Джим не склонен разделять ее новые увлечения и даже неохотно обсуждает с ней ее новые идеи и откровения, зачастую погружаясь в чтение газеты или уходя играть в теннис со своими приятелями. Недавно она почувствовала себя одинокой в браке и виноватой в том, что их с Джимом пути, судя по всему, расходятся, а она ничего не может с этим поделать. Ее беспокоит и то, что с тех пор, как она стала проводить больше времени вне дома, она уделяет детям не так много внимания, как раньше. В свою очередь, Джим по секрету признался вам, что он очень обеспокоен и не знает, что делать и как общаться с Дианой; она как будто отстранилась от всего, погрузившись в свои новые интересы, увлечения и общение с друзьями, к числу которых он не принадлежит. У вас возникают мысли, что с вашей дочерью происходит что-то очень нехорошее, и в свои худшие моменты вы тревожитесь, а не сходит ли она с ума. Разговаривая с ней, вы чувствуете свою беспомощность, и вам кажется, что ей следует обратиться к психиатру. Этот сценарий в той или иной форме разыгрывался много раз. Член семьи или друг внезапно меняет свои привычки и интересы и начинает вести себя с другими непривычным образом. Если этот человек проявляет новые личные потребности и больше не соответствует обычным ожиданиям, его близкие могут чувствовать озабоченность, беспомощность, расстройство, осуждение или неприятие. Ниже мы опишем некоторые конкретные виды поведения, с которыми могут столкнуться люди, окружающие того, кто переживает духовный кризис.
Виды поведения и отношений,
Нередко человек, переживающий процесс преобразования личности, в результате своих новых прозрений и осознаний меняет свои повседневные привычки и даже внешний вид. Например, кто-то, известный своей привычкой поздно вставать, вдруг может начать ставить будильник на ранний час, чтобы заниматься медитацией или молиться. В других случаях люди, которые всегда одевались вполне консервативно, внезапно приобретают новые привычки, сменяя рубашки с глухим воротничком или полотнянные костюмы на джинсы и рабочую одежду как выражение своей внутренней свободы. В крайних случаях они могут начать носить странные духовные одеяния и брить голову, либо делать необычную прическу. У людей, которым открывается, что в жизни все взаимосвязано, может развиться новое экологическое сознание. Они могут ни с того, ни с сего сменить многоместный семейный автомобиль на более экономичную машину или проявить внезапный интерес к повторному использованию хозяйственного мусора. Давние любители мяса с картошкой могут стать вегетарианцами и пытаться навязывать свой новообретенный режим питания другим, с осуждениям относясь к тем, кто остается верен прежним привычкам. Многие другие формы нового поведения бывают более тонкими, но они все равно заметны тем, кого они задевают. Человек, который раньше всегда был чрезвычайно открытым и общительным, внезапно становится погруженным в себя, избегая всякой общественной деятельности, либо совершая антиобщественные поступки. Он проводит целые дни в одиночестве, читая, медитируя или предпринимая длительные прогулки. Его эмоциональные реакции могут без всякой видимой причины переходить от одной крайности к другой. В один день чей-нибудь муж кажется очень мирным и терпимым; на следующий день он крайне возбужден и рассержен. Он может без конца говорить о своих страхах, либо может уединиться и стать совершенно замкнутым и подавленным Иногда люди настолько увлекаются своими новыми переживаниями и откровениями, что отвергают привычный мир как тривиальный и приземленный. При этом они могут стремиться проводить свое время, занимаясь теми видами деятельности, которые позволяют им уходить от обыденной реальности. Их красочные видения и космические откровения могут казаться увлекательными и экзотическими по сравнению с мирскими и привычными делами, и в течение какого-то времени им может казаться, что эти новые области заслуживают их исключительного внимания. Обычно это лишь преходящая фаза — общеизвестное отклонение на духовном пути, которое проходит само собой, либо преодолевается с помощью понимающего наставника. Когда люди вступают в преобразующий процесс, их интересы нередко меняются, и они могут испытывать навязчивое желание обсуждать свои новые идеи и прозрения со всеми подряд, с раздражением или осуждением относясь к тем, кто не разделяет их новые интересы. Обычно это какие-то концепции или идеи, которые созвучны с их переживаниями, порой объясняя или обосновывая то, что поначалу могло казаться загадочным событием. Естественно, что поскольку эти идеи так много значат для тех, кто переживает духовный кризис, эти люди предполагают, что такого рода знание окажется полезным и их близким. Такие люди часто открывают для себя те или иные книги, которые кажутся им столь важными, что они чувствуют побуждение распространять изложенные там мысли, порой с почти мессианской настойчивостью. Озадаченные родственники и друзья вдруг получают посылки с книгами, которых они не заказывали, вместе с письмами, убеждающими их прочитать эти книги и усвоить содержащуюся там мудрость. В других случаях этих же людей внезапно приглашают на лекции или семинары, проводимые духовными учителями или гуру и посвященные темам, которые могут казаться странными и порой угрожать их устоявшимся системам убеждений. Семейные беседы могут начать вызывать неловкость, поскольку полный энтузиазма член семьи, переживающий духовный кризис, постоянно переводит разговор с привычных тем, вроде новостей дня, на проблемы космического и вселенского значения. У людей, окружающих такого индивида, может уже быть мировоззрение, которое им вполне подходит, и они могут довольствоваться тем, что имеют, и опасаться всего нового. Поэтому они могут отклонять восторженные и настойчивые призывы близкого им человека. Возможно, он сумеет понять, что какие-то вещи, подходящие для него, не обязательно годятся для других, и просто спокойно пойдет своим путем. Но те, кто уже чувствуют себя одинокими в своих переживаних или боятся неприятия, могут воспринимать отсутствие интереса со стороны семьи как выражение отрицательного отношения к себе. В результате, они могут начать осуждать всех, кто не желает и не способен разделить с ними их новый путь, считая, что им открылся свет истины, а другие все еще пребывают во тьме. Люди, переживающие процесс преобразования личности, могут проецировать свои трудности или возлагать вину за них на окружающих или на обстоятельства. Проекция происходит, когда человек не признает собственные чувства или отношения и приписывает их другим людям или ситуациям. Человек, борющийся с приступами сильной агрессивности, может воспринимать окружающих как источник угрозы или считать свои страхи оправданной реакцией на якобы неблагоприятные внешние обстоятельства или действия других людей. Точно так же индивид может проецировать наружу чувства вины или порицания в качестве средства защиты от реальных проблем, которые исходят изнутри. Проекция не всегда связана с отрицательными эмоциями; индивид может приписывать другим людям и собственные положительные чувства. Например, человек, охваченный сильным чувством любви, может проецировать его на кого-то находящегося рядом с ним и приходить к убеждению, что это говорит о существовании между ними некой особой связи, вместо того, чтобы осознать открывшийся внутри него источник сострадания. При таком смешении внутреннего психологического процесса и внешней реальности индивид может воспринимать других людей или окружающую среду в свете того, что происходит внутри него, и даже действовать на основе этих восприятий — этот процесс называется отреагированием. Тому, кто впервые открыл для себя любовь, может казаться, что ему следует сблизиться с человеком, который является объектом этой проекции, и создать с ним постоянные отношения. Смешение внутреннего и внешнего миров может приводить к проблемным ситуациям. Одна из распространенных форм отрицательной проекции — это обвинение. Когда на поверхность выходит трудный эмоциональный материал, особенно легко возлагать ответственность за переживаемые неприятные чувства на окружающих людей или внешние обстоятельства. Например, человек, у которого развивается клаустрофобия, может обвинять окружающих в том, что они просят его остаться в помещении, вместо того чтобы осознать, что эти чувства связаны с памятью о трудном прохождении через родовой канал и лицом к лицу встретить это внутреннее переживание. Или же он может винить в своем дискомфорте помещение, жалуясь на то, что оно слишком маленькое и душное. Иногда люди, переживающие преобразующий процесс, используют свою семью или друзей как символ ограничений, которые они хотят отбросить. Они путают свое освобождение от внутренних ограничений с действительным отдалением от семьи. Их не удовлетворяет образ жизни, который более не совместим с их новым мировоззрением, и они переносят свое недовольство на самых близких и любящих людей в своей жизни. Этот тип поведения может быть особенно заметным в той фазе духовного кризиса, где индивид сталкивается с темой отрешения. Здесь люди могут обретать осознание того, что страдания и ограничения в их жизни непосредственно зависят от степени их эмоциональной привязанности к привычным ролям, отношениям и материальным благам. Чтобы освободиться от страдания, необходимо отбросить эти привязанности. Важно знать, что это вовсе не означает физическое отстранение от своих привязанностей. Процесс отрешения можно завершить внутренне, с помощью медитации либо других эмпирических методов, не подвергая опасности свой внешний мир. Однако это осознание очень часто интерпретируют как указание на то, как нужно вести себя в жизни. Человек, который испытывает настойчивое побуждение отбросить все старые привязанности, может не понимать, что это можно сделать внутренне. Ему кажется, что единственный способ удовлетворить эту сильную внутреннюю потребность состоит в том, чтобы оставить своих родителей, детей, супруга, друзей, работу или свой дом. Индивиды, переживающие такую стадию, могут раздавать все свои деньги и собственность, пытаясь вести спартанский образ жизни. Во время духовного кризиса люди могут становиться озабоченными проблемой смерти. Сталкивается ли индивид с воспоминаниями о ситуациях близости к смерти, осознает ли он собственную смертность и эфемерность всего сущего или переживает смерть как часть психологического процесса смерти и возрождения, эта тема часто оказывает на него глубокое и сокрушительное воздействие. Вследствие подлинности чувств и убедительных физических проявлений, человек, переживающий подобный опыт, может прийти к убеждению, что он на самом деле умирает или что ему нужно умереть. Эта стадия порой может вызывать замешательство и быть пугающей, если тот, с кем это происходит, и окружающие его люди не понимают природы встречи со смертью* во время духовного кризиса. Эта тема подробно обсуждалась в главе второй. У людей, вовлеченных в преобразующий процесс, может измениться отношение к сексуальности. У них могут быть новые переживания и прозрения, способные резко изменить то, что было предсказуемыми и «нормальными» сексуальными отношениями. Эти изменения могут вызывать замешательство у партнера и причинить ему страдания. Быть может, человеку, переживающему духовный кризис, кажется, что его истинная цель — соединение с Богом, а не со смертным существом, вроде жены, мужа или любимого, и что единственный выбор состоит в воздержании. Тот, кому легко доступны мистические переживания или нравится бегство в иные миры, может пытаться использовать для этого сексуальные отношения. Эмоции и сила страстного сексуального акта могут вводить таких людей в глубокие надличностные состояния, выключающие их из обычного межличностного взаимодействия. Это может быть чрезвычайно волнующим и вести к глубоким прозрениям, если подобное духовное путешествие разделяют оба партнера, но если в таком направлении движется только один из них, то это изменение может происходить за счет другого. Этот партнер будет чувствовать себя потерянным, оставленным, забытым или, возможно, просто использованным в качестве средства для достижения трансцендентных состояний. При таких формах духовного самораскрытия, как пробуждение Кундалини, человек ощущает в себе огромные физические и духовные энергии, которые используют для своего выражения любые каналы, причем сексуальность оказывается самым очевидным и мощным средством. Энергии кажутся столь сильными, что у человека возникает чувство — если он отдастся оргазму, может произойти что-то катастрофическое: умрет он сам, умрет партнер, взорвется мир или рухнет вся Вселенная. Если тот, кто испытывает подобное чувство, все же позволяет произойти оргазму, в его теле может родиться мощный поток энергии, которая проходит по позвоночнику и через конечности, нередко вызывая сильную дрожь и непроизвольное частое дыхание. Для женщин многократные оргазмы часто становятся просто способом высвобождения мощной энергии Кундалини. Очевидно, что это не способствует созданию привычной романтической атмосферы сексуальной ситуации. Странные телодвижения, дрожь и непроизвольное дыхание, а также, порой, крайне сильные эмоции, могут оказаться весьма пугающими для ничего не подозревающего партнера. Еще одно затруднение возникает, когда человек, переживающий духовный кризис, проецирует на партнера свои неразрешенные сексуальные проблемы. Нередко процесс оживляет многие старые воспоминания, и, как и в случае других проблем, человеку оказывается легко винить партнера за те чувства, которые он испытывает в данный момент. Например, если женщина в своих внутренних переживаниях прорабатывает тему кровосмешения, она легко может в открытом и незащищенном контексте любовного акта проецировать качествa соблазнявшего ее отца или родственника на своего нынешнего партнера. Поскольку большинству взаимоотношений так или иначе присущи определенные проблемы, женатые пары могут испытывать добавочный стресс, пытаясь приспособиться к странным сексуальными изменениям, составляющим часть духовного самораскрытия. И если во взаимоотношениях уже существуют серьезные проблемы, то частые проекции и непривычные формы сексуального самовыражения могут усугублять имеющиеся трудности. Во время периода психического раскрытия у людей нередко могут чрезвычайно усиливаться интуиция или проявляться экстрасенсорные способности, что сказывается на их отношениях с близкими. Они вдруг начинают рассказывать о своих провидческих снах и откровениях или демонстрировать интуитивное знание щекотливых проблем из жизни других людей. Родственники и друзья, раньше ничего не знавшие о подобных феноменах, могут испытывать крайнее замешательсво, когда близкий им человек выносит на обсуждение какие-либо секреты, либо точно сообщает им наперед, что с ними произойдет. Тот, кто интуитивно очень открыт, может демонстрировать тонкое понимание чувств, черт характера и особенностей взаимоотношений членов своей семьи и друзей. Люди, претерпевающие преобразующий процесс, могут чувствовать, что их жизнь направляется значимыми совпадениями (синхрониями), в которые вовлечены их близкие. Они внезапно начинают находить такие связи во всем и обнаруживают, что некоторые из них пересекаются с жизнями окружающих. Некоторые люди восхищаются синхрониями, придавая им огромное значение и руководствуясь ими с пользой для себя. Другие боятся их, полагая, что они угрожают их четко упорядоченному миру причин и следствий.
|