Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Договоры, которые заключают сельхоз производители.
Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ. Представляется, что понятие “аграрные договоры” шире понятия “сельскохозяйственные договоры”. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, нередко относят договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на переработку зерна в муку. Договор контрактации – з акупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующих расчёт и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Суть этого договора состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта - непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъектов - производителя такой продукции и, как правило, специализированного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора самого его предмета еще не существует - эта продукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора контрактации - это “будущие вещи”. Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи. Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или поставки для государственных нужд. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия: федеральный и региональный. Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав: государственный заказ и договор, который служит средством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте. Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества. При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели ещё одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций. Главная особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д. Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (покупатель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности. Торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федерального и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между субъектами Российской Федерации. Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).
По законодательству о производственно-техническом обслуживании сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления можно выделить следующие разновидности договоров: на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями; на агрохимическое обслуживание; на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей; на полив сельскохозяйственных культур; на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях. Наибольшее применение и распространение в практике сельскохозяйственных коммерческих организаций, а ранее - колхозов и совхозов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых условий договоров могут быть включены и дополнительные права и обязанности сторон. По законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на разнообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объединены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров. Из названных отношений определенная самостоятельность и известное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий - ремонт, механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) - ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техническое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизированные работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ. Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие здесь отношения регулируются на основе Положения о порядке заключения и исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными) производственными объединениями по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства предприятиями и организациями системы Союзсельхозхимия. Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрасчетные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неисполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обязательств. На основе договора предприятие по агрохимическому обслуживанию выполняет такие работы, как известкование и гипсование почв, мелиоративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание сельскохозяйственной авиации, обработка семян и кормов химическими препаратами, комплексное агрохимическое окультуривание малопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной документации, землеройные и другие агрохимические работы. Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей заключается предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Предметом договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству растениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель. К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной организации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмотренных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной документации и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станциях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой проектно-сметной документации по заявкам заказчика. По договору на полив сельскохозяйственных культур исполнитель - соответствующее водохозяйственное предприятие - обязуется поддерживать на обслуживаемых землях сельскохозяйственных коммерческих организаций оптимальную для сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договором площади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответствующая сельскохозяйственная коммерческая организация) и исполнитель на указанной основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части. Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива сельскохозяйственных культур; обеспечение технической эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети; извещение заказчика не позднее, чем за два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др. Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после рассмотренных выше названных договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один субъект - соответствующее обслуживающее предприятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), то в данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственность сторон. 12. Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с/х товаропроизводителей. Как известно, сельское хозяйство делится на две основные отрасли - растениеводство и животноводство, которые, в свою очередь, распределяются на подотрасли: зерноводство, плодоводство, овощеводство, виноградарство, льноводство, рисоводство, табаководство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыболовство и т. д. Современное сельскохозяйственное производство испытывает различного рода риски. К таковым, в частности, относятся: 1) макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы; 2) международные риски, обусловленные условиями международного рынка, возрастанием конкуренции; 3) природно-климатические риски, обусловленные спецификой сельского хозяйства; 4) социальные риски, обусловленные консервацией, усилением социальной непривлекательности сельской местности, увеличением разрыва между уровнем жизни в городе и на селе; 5) законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы. Сельскохозяйственные коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, являются юридическими лицами с общей (универсальной) правоспособностью и вправе заниматься сельскохозяйственной деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации в установленном законом порядке. Производственно-хозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств основывается на нормах Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве», иных источников аграрного права. Производственно- хозяйственная деятельность современных сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет элементы текущего и перспективного планирования, строится на бизнес-планах, а объём производимой и реализуемой ими продукции зачастую зависит от потребителей рынка, достигнутых договоренностей, уровня финансово-экономических возможностей. Хозяйственные (предпринимательские) отношения между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также между самими товаропроизводителями и иными субъектами предпринимательской деятельности строятся на основе предпринимательских сделок, регулируемых нормами аграрного права, в рамках внутри- и внешнехозяйственного планирования и прогнозирования. Правовой институт «Обеспечение финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций» представляет собой комплекс правовых норм, определяющих: 1) основные принципы, цели и задачи воздействия на финансовую деятельность субъектов аграрного права; 2) организационные и экономико-правовые формы и методы осуществления финансовой деятельности; 3) правовые гарантии соблюдения финансового законодательства; 4) движение денежных средств между сельскохозяйственными организациями и публично-правовыми образованиями, другими юридическими и физическими лицами; 5) движение денежных средств внутри самой сельскохозяйственной организации формированию функционированию новых рыночных структур. Стратегической государственной задачей последних лет было проведение единой финансовой политики, направленной на формирование многоканальной системы финансирования капитальных вложений; концентрация государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства; разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК. Согласно Федеральному закону от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» основным средством оздоровления субъектов аграрного права является реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания обязательств.
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» подчеркнуто, что финансирование основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Получение кредитов является одним из важнейших направлений финансовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до одного года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку poccийского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
|