Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Договоры, которые заключают сельхоз производители.






Для реализации сельскохозяйственной продукции могут быть ис­пользованы несколько видов договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того, могут быть использованы дого­воры поручения, комиссии и агентские договоры. Все эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования нормами со­ответствующих глав и параграфов ГК РФ.

Представляется, что понятие “аграрные договоры” шире понятия “сельскохозяйственные договоры”. К группе аграрных договоров, помимо сельскохозяйственных, нередко относят договоры на переработку готовой сельскохозяйственной продукции, заключаемые между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, например, договоры на переработку зерна в муку.

Договор контрактации – з акупки для государственных нужд, т. е. закупки сельскохозяйственной продукции для образования федерального и региональных продовольственных фондов, осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, иных специальных актов аграрного законодательства, регулирующих расчёт и индексацию гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок предоставления товарных кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Суть этого договора состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта - непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических субъек­тов - производителя такой продукции и, как правило, специализиро­ванного заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключе­ния такого договора самого его предмета еще не существует - эта про­дукция еще не произведена: урожай еще не выращен, шерсть не состри­жена, молоко не надоено и т.д. Иными словами, предмет договора кон­трактации - это “будущие вещи”.

Статья 535 ГК РФ определяет договор контрактации как обязатель­ство, в силу которого производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйст­венную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Договору контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда какие-то отношения по этому договору не урегу­лированы непосредственно ст. 535-538 ГК РФ, применяются соответ­ствующие нормы о договорах поставки или поставки для государствен­ных нужд.

Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государ­ственных нужд” не предусматривает заключения в дальнейшем догово­ра контрактации и не употребляет само понятие этого договора как пра­вового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

В Законе неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольст­вия: федеральный и региональный.

Правовое основание закупки и поставки образуют сложный юриди­ческий состав: государственный заказ и договор, который служит сред­ством выражения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйст­венных коммерческих организаций как юридически и экономически обо­собленных друг от друга субъектов рыночных аграрных отношений, их равенства в гражданском обороте.

Субъектами договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие крестьянское (фермерское), личное подсо­бное хозяйство, так и сельскохозяйственные коммерческие организа­ции. Специфика субъектного состава договора закупки и поставки состо­ит в том, что реализацию сельскохозяйственной продукции по договору осуществляет только ее производитель: сельскохозяйственное акцио­нерное общество или товарищество, образованное на базе реорганизо­ванного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйст­во или являются членами садоводческого или иного сельскохозяйствен­ного товарищества.

При переходе к рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели ещё одну функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих организаций.

Главная особенность субъектного состава этого обязательства со­стоит в том, что реализует продукцию не просто собственник (или субъ­ект права хозяйственного ведения) сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют закупленную про­дукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную торговлю и т.д.

Вторая сторона договора закупки и поставки - потребитель (поку­патель) принимает и оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их реализации в федеральный и ре­гиональные фонды. В роли потребителей (покупателей) выступают сель­скохозяйственные коммерческие организации различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества, производ­ственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреж­дения и организации независимо от форм собственности.

Торгово-закупочной деятельностью, связанной с формированием федераль­ного и региональных фондов продовольствия, может заниматься лишь та коммерческая организация, которая имеет лицензию на осуществление соответствующей деятельности, выданную в установленном порядке. Порядок выдачи и аннулирования лицензии на осуществление закупки, поставки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд устанав­ливается Правительством Российской Федерации и органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации.

Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на продовольственные корпора­ции, которые создаются на основе соглашений между субъектами Рос­сийской Федерации.

Договоры в сфере материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий).

 

По законодательству о производственно-техническом обслужива­нии сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления можно выделить следующие разновидности договоров:

на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями;

на агрохимическое обслуживание;

на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мели­оративных сетей;

на полив сельскохозяйственных культур;

на высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных коммерческих организациях.

Наибольшее применение и распространение в практике сельскохо­зяйственных коммерческих организаций, а ранее - колхозов и совхо­зов, получил договор на производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число особых ус­ловий договоров могут быть включены и дополнительные права и обя­занности сторон.

По законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций ремонтно-техничес­кими предприятиями опосредовалось одним договором, несмотря на раз­нообразный характер действий. Таким договором является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого объеди­нены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-тех­ническому обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) перевозкам; 4) подготовке кадров.

Из названных отношений определенная самостоятельность и из­вестное единство характерны лишь для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее действий - ремонт, механизированные работы, техническое обслуживание машин и оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений. Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию (первая группа) - ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и механизмов, техничес­кое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования животно­водческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизированные работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров по производственно-техническому обслуживанию кол­хозов, совхозов и других предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ.

Договор на агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие здесь отношения регули­руются на основе Положения о порядке заключения и исполнения дого­воров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрай­онными) производственными объединениями по агрохимическому об­служиванию сельского хозяйства предприятиями и организациями сис­темы Союзсельхозхимия.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его исполнении должна соблюдать хозрас­четные интересы другой стороны, принимать меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с неиспол­нением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обяза­тельств.

На основе договора предприятие по агрохимическому обслужива­нию выполняет такие работы, как известкование и гипсование почв, ме­лиоративная вспашка солонцов, приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание сельскохозяй­ственной авиации, обработка семян и кормов химическими препарата­ми, комплексное агрохимическое окультуривание малопродуктивных и паровых полей, разработка и предоставление проектно-сметной доку­ментации, землеройные и другие агрохимические работы.

Договор на ремонт и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей заключается предприятиями и организациями системы мелиорации и водного хозяй­ства с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Предме­том договора являются содержание в исправном состоянии внутрихозяй­ственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима почв и выполнение на этой основе программы по производству растениеводства на определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.

К обязанностям водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной ор­ганизации относится: выполнение всего комплекса работ, предусмотрен­ных договором, в сроки, установленные в проектно-сметной документа­ции и графике; извещение-заказ о предъявлении к сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания; принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станци­ях и скважинах вертикального дренажа; составление необходимой про­ектно-сметной документации по заявкам заказчика.

По договору на полив сельскохозяйственных культур исполни­тель - соответствующее водохозяйственное предприятие - обязуется поддерживать на обслуживаемых землях сельскохозяйственных ком­мерческих организаций оптимальную для сельскохозяйственных куль­тур влажность почвы на определенной договором площади орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответст­вующая сельскохозяйственная коммерческая организация) и исполни­тель на указанной основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы производства продукции растениеводства, при­лагаемой к договору в качестве его неотъемлемой части.

Основными обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива сельскохозяйственных культур; обеспечение тех­нической эксплуатации внутрихозяйственной оросительной сети; изве­щение заказчика не позднее, чем за два дня до начала работ о необходи­мости подготовки участков для полива и др.

Договор на высокоэффективное использование мелиорированных земель имеет ряд особенностей по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после рассмот­ренных выше названных договоров. Во-вторых, для данного договора характерна многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один субъект - соответствующее обслуживающее предпри­ятие (ремонтно-техническое, агрохимическое, мелиоративное и т. п.), то в данном договоре несколько. В-третьих, весьма своеобразна здесь и от­ветственность сторон.

12. Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности с/х товаропроизводителей.

Как известно, сельское хозяйство делится на две основные отрасли - растениеводство и животноводство, которые, в свою очередь, распределяются на подотрасли: зерноводство, плодоводство, овощеводство, виноградарство, льноводство, рисовод­ство, табаководство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыболовство и т. д.

Современное сельскохозяйственное производство испыты­вает различного рода риски. К таковым, в частности, относятся: 1) макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдель­ные товары российского экспорта, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы; 2) международные риски, обусловленные условиями международного рынка, возрастанием конкуренции; 3) природно-климатические риски, обусловленные спецификой сельского хозяйства; 4) социальные риски, обусловленные кон­сервацией, усилением социальной непривлекательности сель­ской местности, увеличением разрыва между уровнем жизни в городе и на селе; 5) законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы.

Сельскохозяйственные коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, являются юридическими лицами с общей (универсальной) правоспособностью и вправе заниматься сельскохозяйственной деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации в установленном законом порядке.

Производственно-хозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств основывается на нормах Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве», иных источников аграрного права.

Производственно- хозяйственная деятельность современных сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет элементы текущего и перспективного планирования, строится на бизнес-планах, а объём производимой и реализуемой ими продукции зачастую зависит от потребителей рынка, достигнутых договоренностей, уровня финансово-экономических возможностей. Хозяйственные (предпринимательские) отношения между государством и сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также между самими товаропроизводителями и иными субъектами предпринимательской деятельности строятся на основе предпринимательских сделок, регулируемых нормами аграрного права, в рамках внутри- и внешнехозяйственного планирования и прогнозирования.

Правовой институт «Обеспечение финансовой деятельно­сти сельскохозяйственных организаций» представляет собой комплекс правовых норм, определяющих: 1) основные прин­ципы, цели и задачи воздействия на финансовую деятельность субъектов аграрного права; 2) организационные и экономико-правовые формы и методы осуществления финансовой деятельности; 3) правовые гарантии соблюдения финансового законодательства; 4) движение денежных средств между сельскохозяйственными организациями и публично-правовыми образованиями, другими юридическими и физическими лица­ми; 5) движение денежных средств внутри самой сельскохозяйственной организации формированию функционированию новых рыночных структур.

Стратегической государственной задачей последних лет было проведение единой финансовой политики, направленной на формирование многоканальной системы финансирования капитальных вложений; концентрация государственных ресур­сов на приоритетных направлениях развития агропромышлен­ного производства; разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК.

Согласно Федеральному закону от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ

«О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» основным средством оздоровления субъектов аграрного права является реструктуризация долгов - это

основанное на соглашении прекращение долговых обязательств

путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами,

предусматривающими другие условия обслуживания обязательств.

 

В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства»

подчеркнуто, что финансирование основных направлений государственной

поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Получение кредитов является одним из важнейших направлений финансовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до одного года сельскохозяйственным организациям, крестьян­ским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты, кормов, ветеринарных препаратов и других матери­альных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку мо­лодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (про­мышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку poccийского сельскохозяйственного сырья для пер­вичной и промышленной переработки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал