Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функция развития художественных способностей и эстетического вкуса.
Вряд ли стоит подробно останавливаться на этой функции. Стоит лишь отметить, что методика развития художественных способностей в бытовом обряде, обычае, традиции сильно отличается от того натаскивания, которое имеет место в нашей учебной практике. Это связано с тем, что народная методика была нацелена не на сцену, а на сферу быта. В этой художественной системе в отличие от сценической возможна импровизация, привнесение индивидуально-личностного, соблюдение принципа от простого к сложному, синтез искусств и т.д., но это отдельная и весьма обширная тема, рассмотрение которой в данном месте не представляется целесообразным. Мы это рассмотрим в отдельной главе. Формирование художественного вкуса тесно связано с проверенными веками художественными ценностями в музыкальном, пластическом языке и формой самовыражения. Всё это всегда находилось под цензурой общественного мнения, церкви и государства. В настоящее время формирование художественного вкуса происходит в большей мере под влиянием коммерческой культуры, шоу-бизнеса, владеющего всеми каналами телевидения и радио. Это не может способствовать свободному участию и самовыражению каждого человека. А также высказыванию своего отношения к данной проблеме 8. Функция формирования патриотического, гражданского сознания. Естественно, что любой обряд, ритуал, праздник отражает душу народа, форму цивилизации. Говоря это, мы придерживаемся того мнения, что в мире не может быть одной формы цивилизации, обязательной для исполнения всеми народами. Языковое, культурное многообразие это не кабинетная выдумка. За этим стоят объективные законы природы, и нарушение их грозит для человечества жестокой расплатой. Цивилизации влияют друг на друга, заимствуют ценное, но стараются не потерять и свое лицо поскольку утеря народом своей культуры ведет к гибели нацию. Именно наличие многоликости наций способствует обогащению и продолжению жизни всего человечества. Процесс взаимодействия культур, к сожалению, не проходит гладко и, как правило, используется в захватнических целях. Цивилизации по разному защищают свои устои и традиции в зависимости от владения ими формами и средствами самозащиты. В этой связи мы приведем выдержку из статьи Ф.Энгельса " Славяне» (т.1 стр.355). " Вся восточная половина Германии до Эльбы, Заале и Богемского леса, как хорошо известно, за последнее тысячелетие была отвоевана у народов славянского происхождения. Большая часть этих территорий подверглась германизации, в результате которой славянская национальность и язык там совершенно исчезли уже несколько столетий назад… Славяне, в частности поляки, чехи и другие по преимуществу земледельцы. Торговля и промышленность никогда у них не были в большом почете. Вследствие этого с ростом населения и возникновения городов производство всех промышленных товаров попало в этих странах в руки немецких иммигрантов. А обмен этих товаров на сельскохозяйственные сделался исключительной монополией евреев, которые, если вообще принадлежали к какой-либо национальности, в этих странах являются, несомненно, скорее немцами, чем славянами. То же самое было, хотя и в меньшей степени и на всем востоке Европы. В Петербурге, Пеште, и даже в Константинополе ремесленником, мелким торговцем, мелким фабрикантом до сего дня является немец; напротив, ростовщик, трактирщик, разносчик - весьма важные персоны в этих странах с редким населением - почти всегда еврей, родным языком которого является исковерканный до неузнаваемости немецкий. Значение немецкого элемента в пограничных славянских областях неизменно возраставшее с ростом городов, торговли и промышленности, еще больше усиливалось, когда выяснялась необходимость ввозить из Германии почти все элементы духовной культуры. Вслед за немецким купцом, ремесленником на славянской земле осели немецкий пастор, немецкий учитель, немецкий ученый /и мы добавим: немецкий театр, музыкант, гувернер, врач и т.д./ … И, наконец, железная поступь завоевательных армий или осторожные тщательно продуманные захватнические акты немецкой дипломатии не только следовали за медленным, но верным процессом, происходившим под влиянием социального развития, но и опережали этот процесс" … " Так закончились в настоящее время и, весьма вероятно, навсегда попытки славян Германии восстановить самостоятельное национальное существование…". Обратим внимание на мысль Ф.Энгельса " …тщательно обдуманные захватнические акты немецкой дипломатии шли впереди социальных процессов". Это ведь означает то, что социальные процессы народов также находятся под влиянием. В данном примере мы видим механизм онемечивания славянских народов. Но давайте зададим себе вопрос. Изменилась ли политика западных и других стран на сегодняшний день? Всмотримся в историю человечества, как в прошлую, так и в настоящую. Мы увидим как формы экспансии, захвата обогащались и утончались. Мы не станем далее разбирать именно эти утонченные механизмы. Но отметим лишь то, что на пути захватнических актов всегда стояли национальные культурные традиции. Они не были кабинетной выдумкой, а по крупицам вырабатывались нацией в соответствии с законами природы и всей совокупностью исторических процессов прожитых нацией. Объединяющая, цементирующая роль языка, обрядов, песен, танцев - то есть, вся совокупность форм проявления национального духа спасали на ранней стадии род, племя, а позднее и государство.. После разрушения самосознания, национального достоинства народа его, как единого рода, не остается, так как разорваны все нити, соединяющие людей в единое целое. После размывания традиций, т.е. биополя, над народом можно осуществлять любые эксперименты во всех сферах. И тогда, помогать «интервентам» уже будет сам " народ", восторгаясь и благодаря своих " благодетелей". Чужое принимается как родное. Родное принимают как чуждое, чужое. Нельзя, например, считать случайностью то, что в российских учебных заведениях культуры и искусства студенты изучают только западноевропейский музыкальный и пластический язык под лозунгом классики. В школах не изучаются родные песни, танцы, обряды. И этот процесс продолжается уже несколько столетий. В подтверждение этого мы приведем еще одно высказывание Ф.И.Буслаева, сделанное в лекции перед студентами Московского университета в конце XIX века: " На Руси искусственная литература и народный эпос уже с древнейших времен резко отделились друг от друга, вследствие бедного и крайне одностороннего, клерикального направления нашей письменности. В XVI-м и особенно в XVII-м веке народный русский эпос стал было заявлять некоторые права на влияние в искусственной литературе, но не успел ее освежить; а внезапный разрыв петровской Руси с национальной стариною совсем уже отрезал новейшую литературу от эпических основ русской национальности…". " …И действительно, все, что ни бралось к нам с Запада, было только временною модою, досужим препровождением времени, мало оставлявшим пользы. Все это скользило только по поверхности русской жизни, не спускаясь в глубину ее исторического и бытового брожения…", " …Между немецкой образованностью петровской Руси и простым народом в течение последних полутораста лет раскрылась такая глубокая трещина, которую не замажешь в какие-нибудь десятки годов сентиментальным пиететом к народности ради минутных эгоистических целей…" Прошло более ста лет после публикации этих и других размышлений о народности профессора Московского университета Ф.И.Буслаева, но мы видим как современны его мысли. В заключение данного раздела подчеркнем, что перечислить все функции и роль традиционных обычаев практически невозможно, поскольку они являются самой жизнью во всем ее многообразии. Мы остановились лишь на некоторых, отчетливо просматриваемых функциях.
|