Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание классов и объектов






Оператор объявления класса имеет вид:

class < имя класса>: [< режим доступа> ] < имя родительского класса>

{ [ private: < поля, методы, свойства и события, доступные только в классе> ]

[ protected: < аналогичен private, и дополнительно доступный потомкам> ]

[ public: < поля, методы, свойства и события, доступные всем > ]

[ _published: < аналогичен public и изменяемый в Инспекторе Объектов> ]

[ friend < дружественные функции> ]

}; //окончание объявления класса

Режим доступа задается словами: private /public (защищенные имена остаются защищенными, а общедоступные имена родительского класса недоступны/доступны в производном классе).

По умолчанию имя родительского класса TObject (наиболее общий предопределенный класс). Класс наследует поля, свойства, методы и события своих предков и может их изменять или вводить новые.

Объявления полей и методов в классе не отличаются от объявлений обычных переменных, процедур или функций.

Объект объявляется в разделе переменных оператором вида:

< имя класса> < имя объекта>;

Доступ к полям, свойствам и методам объекта реализуется указа­нием имени объекта, стрелочки (->) и имени поля, свойства или метода.

Пример задания значения свойству Caption объекта Button1:

Button1-> Caption: =«Выход»; //надпись командной кнопки «Выход»

Конструктор/деструктор ‑ специальные методы, создающие/ун­ич­тожающие объекты. Они отличаются от обычных методов следующими осо­бенностями: имеют имя, совпадающее с именем своего класса (у дес­трук­­тора перед именем указывается символ тильда «~»); автоматически вы­зы­вают­ся компилятором; не имеют возвращаемого зна­че­ния, не могут нас­ле­до­вать­ся, хотя могут вызываться из производного класса; по умол­ча­нию имеют атрибут public; конструкторы не могут быть виртуальными.

Конструкторы бывают трех типов:

конструктор по умолчанию не имеет параметров, и при его явном отсут­ст­вии в классе создается автоматически компилятором;

конструктор с параметрами позволяет в момент создания объекта вы­зы­вать различные функции и передавать им значения через параметры;

конструктор копирования позволяет создавать новый объект путем ко­пи­рования из другого существующего объекта этого класса (формирова­ние динамических структур).

Операция доступа к области действия (::) задается в виде:

:: < имя глобальной переменной> или < имя класса> :: < имя функции>

Первая форма позволяет обратиться к глобальной переменной, если она даже закрыта одноименой локальной переменной (:: x: =12.6).

Вторая форма обозначает, что функция, хотя и определена вне ука­зан­ного класса, является методом данного класса и существует в области дей­ствия этого класса (TForm1:: Button1Click(TObject *Sender)).

Пример создания и использования классов: Circle (вывод данных о круге) и производного из него класса Cylinder (вывод данных о цилиндре).

const double pi=3.14159265358979; // объявление константы pi

class Circle // объявление класса Circle ‑ вывода радиуса и площади круга

{ protected: double r; // объявление переменной со значением радиуса круга

public: // общедоступные методы и переменные класса Circle

Circle(double rVal=0) // заголовок конструктора класса с параметром rVal

: r(rVal) // при создании объекта Circle значению r присваивается rVal

{ } // пустое тело метода; можно было и так: Circle(double rVal=0){r=rVal; }

void setRadius(double rVal) {r=rVal; } // метод установки значения r

double getRadius() {return r; } // метод возвращения значения радиуса r

double Area() {return pi*r*r; } // метод вычисления площади круга

void showData(); // объявление метода вывода данных о круге

}; // окончание объявления класса Circle

// объявление производного класса Cylinder из класса Circle

class Cylinder: public Circle // класс Cylinder выводит данные о цилиндре

{protected: double h; //объявление переменной h‑ значение высоты цилиндра

public: // общедоступные методы и переменные класса Cylinder

Cylinder (double hVal=0, double rVal=0) // заголовок конструктора класса

: h(hVal), // при создании объекта Cylinder значению h присваивается hVal

Circle(rVal){ } // вызов конструктором класса Cylinder конструктора Circle

void setHeight(double hVal) {h=hVal; } // метод установки значения h

double getHeight () {return h; } // метод, возвращающий значение h

// метод вычисления поверхности цилиндра. Circle:: Area() перезагружает

//унаследованную функцию класса Circle для вычиcления площади

//основания цилиндра.

double Area() {return 2*Circle:: Area()+2*pi*r*h; } // площадь цилиндра

void showData(); // объявление метода вывода данных о цилиндре

}; // окончание объявления класса Cylinder

void Circle:: showData() // заголовок метода в Circle вывода данных о круге

{cout < < «Радиус круга = «< < getRadius()< < endl // вывод значения радиуса

< < «Площадь круга = «< < Area()< < endl < < endl; // вывод площади круга

} // конец метода Circle:: showData

void Cylinder:: showData() // метод в Cylinderвывода данных о цилиндре

{cout < < «Радиус основания = «< < getRadius() < < endl // вывод радиуса

< < «Высота цилиндра = «< < getHeight() < < endl // вывод высоты

< < «Площадь поверхности=«< < Area() < < endl; // вывод площади

} // конец метода Cylinder:: showData

int main(int argc, char **argv) // основная процедура тестирования классов

{Circle circle(4); // создания объекта circle класса Circle (круг радиусом 4)

Cylinder cylinder(9, 3); //создания объекта cylinder класса Сylinder (цилиндр)

circle.showData(); // вывод данных о круге методом showData класса circle

cylinder.showData(); // вывод данных о цилиндре методом cylinder.showData

getch(); return 0; // остановка и завершение работы функции

} // конец функции тестирования классов и объектов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал