Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самолечение и созерцание Будды Медицины
Любой практикующий буддизм Ваджраяны, не имеющий полных или даже достаточно развитых сил созерцания, все же может использовать некоторые тантрические техники для самолечения. В конечном итоге самолечение нацелено на совершенное духовное здоровье - полное просветление. На относительном уровне можно заниматься своей болезнью, применяя практику Дхармы в самолечения. Крайне важно, чтобы любой, желающий заняться самоисцелением, полностью понимал, что основой его болезни является душевный разлад в каких-то аспектах его собственной жизни, самой по себе, или по отношению к другим существам и среде пия. Поэтому основу для исцеления следует взращивать изнутри. Важнейший настрой, который следует пробуждать, это понимание того, что болезнь есть благо. Прежде всего, это сигнал о том, что нечто в наших действиях разбалансировано. Получив такой сигнал, мы можем восстановить баланс, воссоздать гармонию. Здесь не идет речь о чувстве вины или самобичевании - такие чувства были бы всего лишь препятствием, надуманным заблуждением и стали бы дальнейшей причиной тревоги и болезни. Однако необходимо быть совершенно честным и открытым с самими собой. Болезнь в этом случае предоставляет возможность для роста и понимания наших ошибок (того, где мы потеряли равновесие), для осознания наших дурных поступков и для саморазвития через самолечение. Другими словами, наша болезнь предоставляет нам возможность практиковать принятие страдания как путь Дхармы и использовать его как дхармическую опору, делая это особыми методами. Например, можно думать, что благодаря затруднениям, вызванным болезнью, можно больше продвинуться в Дхарме, усилить устремленность к просветлению, преобразовать страдания в осознавание. Это также опора для развития сострадания, претворения в жизнь добродетели, преодоления гордости, очищения от загрязнений, а также освобождения себя от неприятия боли и несчастья. Вот что написал по этому поводу Доджуп Чен Ринпоче третий: «Всякий раз, как живое или неживое причиняет тебе вред, если твой ум испытывает только сознание печали, тогда даже от небольшой случайности может развиться большая душевная боль. Ибо любое сознание по своей природе увеличивает то, что переживает, будь то страдание или счастье. Если такой опыт будет укореняться, настанет время, когда большая часть из того, что, кажется, станет причиной навлекаемого на нас несчастья, и у счастья не останется шансов. Если не знаешь, что ответственность лежит на собственном уме, и обвиняешь только внешние предметы, то неугасимое пламя страдания и отягченной гневом кармы будет расти. Это называется «явления, возникающие в форме врага». Поэтому, для того чтобы не страдать от враждебных преград, болезней и вредоносных духов, не обязательно избегать превратностей, таких как болезни, и это не значит, что они случатся вновь. Скорее это означает, что они не смогут возникнуть и стать преградой на Пути к Просветлению»48. Тантрические обряды используются для того, чтобы дать человеку, занимающемуся самоисцелением, некую внешнюю структуру для проецирования на нее своей внутренней силы. Сила эта отождествляется с божеством. Она очищает, входит в практикующего, и он полностью отождествляется с ней, становясь божеством. Таким образом, энергии тонкого тела практикующего, отождествленные с Будда-энергиями, направляются на излечение. Основной частью такой практики является мысленное представление Алмазного света, струящегося из божества, и направление его в конкретное место, требующее лечения, а если это необходимо, то вообще по всему телу - для его очищения и трансформации. Белый и синий свет используются в целях лечения наиболее часто. При лечении других вращающийся свет не просто остается внутри, но излучается наружу, очищая и исцеляя все существа. Осознание наших душевных омрачений и проступков и метод их очищения обычно выполняется посредством практики созерцания Будды Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва (Дордже Семпа) - особое божество, очищающий аспект природы Будды. Во время практики он представляется над головой. Он белоснежного цвета, сидит в позе лотоса, держит в левой руке у бедра колокольчик, символизирующий мудрость, а в правой руке на уровне сердца - ваджру, символизирующую искусные средства. Он слегка улыбается и божественно прекрасен. Ему исповедуются в своих «грехах», и это приносит большую психологическую пользу. Затем свет из мантры, вращающейся в его сердце, исходит к Буддам вселенной и возвращается к нему обратно. Затем, силой нашей веры и решимости не совершать тех же проступков вновь, а также через силу нашего созерцания и благодаря его обету спасать очпшать, свет проливается на нас через макушку головы, и наше тело начинает сиять изнутри. Мы мысленно представляем себе наши дурные эмоции, физические болезни и душевные омрачения, всю свою плохую карму и привычные склонности исходящими из нас вниз в виде крови и гноя, темного дыма, жутких насекомых и пауков, которые удовлетворяют властителей кармического долга в предвкушении ожидающих внизу. Также как и созерцание Ваджрасаттвы, можно использовать для самоизлечения много других божеств, и наивысшим среди них является Будда Медицины, Сангье Менла, Сиятельный Господин Исцеления. Любой, кому это необходимо, может заняться созерцанием Будды Медицины. В целом метод этой практики будет описан здесь согласно наставлениям Дуджома Ринпоче. Его можно применять для исцеления себя и окружающих49. Любую практику следует начинать с прибежища в Трех Драгоценностях и с зарождения бодхичитты, т.е. мысли о достижении просветления как для себя, так и для блага всех существ. Из состояния пустоты, прежде чем ум начнут прерывать другие мысли, возникает слог А. Он представляет собою состояние вне появления и исчезновения и свободное от концепций; его природа - шунья, пустота. Слог А принимает форму Будды Медицины, предмета сосредоточения.
Будда Медицины - сияющий, прозрачный, синего цвета, сидит в позе полного лотоса. Он держит растение миробалан в правой руке, которая покоится на его колене в жесте даяния. Его левая рука покоится на коленях и держит чашу для подаяний, наполненную исцеляющим нектаром. Он одет в три вида монашеских одежд и сидит на тысячелепестковом лотосе, который расположен на украшенном драгоценными камнями троне. (См.иллюстрацию к 1 главе). Представьте себе место, где вы созерцаете, как поле Будды. Прекрасный ландшафт, где все пространство наполнено светом радуг, божествами и богинями, держащими подношения - все, что прекрасно и приятно для чувств. Поднесите в уме самое ценное, что вы можете вообразить Будде Медицины. Предстаете его над головой и просите даровать благословение. Молитесь, чтобы он наделил вас исцеляющей силой. Существуют много различных молитв, которые можно произносить, но самым важным является чтение его мантры. Мантра Будды Медицины такова: ТЕЙЯТА ОМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХАБЕКАНЗЕ РАДЗА САМУДГАТЕ СВАХА50. Повторяйте мантру столько, сколько сможете. Делайте это с однонаправленной концентрацией и преданностью, а также с намерением исцеления. Из сердечного центра Будды Медицины, в котором мантра вращается по часовой стрелке, лучи света яркостью в сотни восходящих солнц излучаются на вас и других, рассеивая болезни и страдания, а также причину этих страданий. Свет касается всех существ, и их омрачения и страдания исчезают. Представьте это, читая мантру. Затем представьте себя и всех существ растворяющимися в состояние пустоты. Попытайтесь остаться в этом пространстве полностью свободным от мыслей и любого понятия о субъекте, объекте и действии. Это метод абсолютной практики, растворение в состоянии ума Будды Медицины. Возвращаясь из этого состояния, смотрите на все мысли как на проявление природы ума Будды Медицины, воспринимайте все звуки как его мантру, а все формы, как его проявление. Затем посвятите в уме заслуги и хорошую карму, полученные в этой практике, просветлению всех существ. Самым важным аспектом этого созерцания, сутью исцеляющей практики, является сильное бескорыстное сострадание к другим, пылкая вера и полная уверенность в практике садханы, в божестве. Без веры в Будду Медицины практика его созерцания не поможет. Если перед вами стоит задача исцеления других людей или животных, представляйте их получающими свет Будды Медицины и повторяющими мантру вместе с вами. Направляйте свет в ту часть тела, которая нуждается в исцелении. Если вы принимаете сами или даете другим какие либо лекарства, считайте их нектаром Будды Медицины. Если вы практикуете медицину в какой-либо форме, будь то хирургия или массаж, думайте, что Будда Медицины сидит на макушке вашей головы и излучает исцеляющий свет на больного. Всегда читайте мантру вслух или про себя. Сочетание этой умственной и духовной практики Будды Медицины с другими формами лечения значительно повысят силу исцеления.
Заключение Подводя итоги, можно сказать, что тибетское тантрическое целительство включает в себя визуализацию тонкого тела и управление силами и эссенциями тонкой энергии. Через очищение и управление жизненная эссенция и жизненные силы ветров, текущих по психическим каналам и чакрам, преобразуются в бодхи-ум и мудрость-истину. Тантрические обряды и йогические техники (визуализации, дыхательные упражнения, мантры и т.п.) являются средствами, с помощью которых достигается контроль над так называемым тонким телом. Тонкое тело - невидимая энергетическая форма, которая образует физическое тело. Для того чтобы заниматься тантрическим целительством, необходимо развитое сосредоточение и осознавание, достигнутое практикой Дхармы и тренировкой в созерцании. Психические силы, достигнутые в тантрической практике, никогда не приобретаются ради самих себя. Они есть инструмент сострадания и пустоты, мудрости и искусных средств. Это крайне важно. Без абсолютно правильного намерения - ради облегчения страдания всех существ и несения им счастья (здоровья) буддовости - психические силы тантры опасны, эгоистичны - в общем, являются всем тем, что порождает болезни и страдания. Намерение - основание в практике Дхармы и в практике тибетской медицины во всех ее трех главных видах. Правильное намерение - есть Бодхичитта. Что бы мы ни делали, если мы делаем это с правильным намерением, то следуем Дхарме и помогаем другим. Методами тантры совершается психическое и духовное лечение, которое кажется «чудесным». В действительности оно никакое не чудесное, а «сверхприродное». Это тонкое проникновение вселенских сил жизни и сознания, сосредоточенных в микрокосме тела. Посредством тантрических техник ламы-целители изготавливают сильнейшие дхармические лекарства; лекарства, которые передают космическую энергию-чистоту Будд больным. Некоторые из этих лекарств не имеют вещественной формы, а являются скорее звуками, запахами, образами. Все они устанавливают связь, cамайю, между целителем, больным и божеством. Тантрическое самоисцеление - способ применения целительных практик тантры к себе. Его реальная действенность зависит от созерцательных сил личности. В более широком смысле оно может применяться любым, вставшим на Путь. Его сутью является превращение страдания и болезни в духовное развитие. Визуализация, очищение и исцеление включены в него. Заниматься самоисцелением, однако, не означает пренебрегать лекарствами. Идея состоит в том, чтобы для достижения полного эффекта сочетать духовное лечение с обычной медициной.
|