Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важные компоненты в тибетской психофармакологии






Проблемы, связанные с идентификацией компонентов тибет­ских лекарств, многочисленны. У тибетцев никогда не было сис­тематической классификации растений, как у нас на Западе. В результате существует немало трудностей с определением компо­нентов лекарств. Большинство из них по-разному назывались в разных частях Тибета, и названия менялись в ходе столетий. Бо­лее того, разные вещества имеют одни и те же названия в раз­ных местах Тибета.

У многих лекарственных веществ - животных, минеральных и растительных - есть много различных синонимов даже в од­ном районе Тибета. У миробалана (тибет. а-ру-ра), к примеру, по меньшей мере тридцать семь синонимов в тибетском и сорок два на санскрите. Также могут вводить в заблуждение составы с компонентами животного происхождения, поскольку название животного может быть синонимом лекарственного растения. Теодор Буранг так описал эту проблему:

«При идентификации тибетского лекарственного сырья лег­ко допустить серьезную ошибку. Например: не-зен - вещество, иногда используемое в лечебных целях. В западном переводе его передают как «воробьиное мясо». На самом же деле оно означает зерна ячменя, съеденные воробьями и частично переваренные, добытые затем из кишечного тракта недавно околевшего воробья и используемые как добавка в лекарственных смесях».41

Помимо всего этого, большая часть медицинских наставле­ний основана на устной передаче, и без устной передачи подлин­ное значение указанных в книгах веществ узнать невозможно, •знания считались тайными, их подлинное значение сообщалось только наиболее достойным ученикам.

К сожадению, большинство тибетских лам и врачей, даже те немногие говорящие по-английски, не особо разбираются в тер­минах западной ботаники (или западной медицины). Поэтому Потребуются совместные усилия западных ботаников и тибет­ских врачей, чтобы произвести идентификацию наиболее важныx веществ, применяемых в тибетской медицине.

Существует работа на русском с перекрестными ссылками тибетских, латинских и русских названий. В нее включено не все, и есть неточности, однако это полноценная работа (Гаммерман).

Я проделала пробную идентификацию веществ, названных психиатрических лекарствах и текстах, представленных в этск книге.

Можно вычленить некоторые основные компоненты, ио пользуемые в тибетской медицине при лечении душевных за­болеваний. Это борец, растительная смола, Costusspedosus, мускатный орех, гвоздика, аир и разнообразные курительные смолы и смеси.

Борец, Aconitum (бонг-нга) являетсянастолько сильным ядом, что, даже контактируя с ним, подвергаешься опасности. Следуек соблюдать осторожность, чтобы не вдохнуть его пыль, которая может повредить слизистую оболочку горла и желудка. Важно использование его с другими ингредиентами, устраняющими его токсичность.

Существует семь основных разновидностей борца, произрас­тающих в Гималаях, и все они отличаются свойствами и воздействием в зависимости от места произрастания. Различные медицинские рецепты требуют обычно того или иного вида. Черный борец самый сильный и могущественный тип. Один из его синонимов - Великий Лекарь. Применяется он только в небольших количествах.

В современной гомеопатии борец известен как успокоительное и подавляющее средство. В тибетской медицине он лечит болезни сердца, вызванные излишком ветра, - не просто физи ческие болезни сердца, а нарушения сердечного центра, которы приводят к психической нестабильности и нарушениям сознания. Когда-то он широко использовался на Западе для лечения сердца и органов дыхания.

Ферула (смола), Ferula assafoetida (шинг-кун). Используемая часть - смола из корня растения. В современной гомеопатии из-1 вестно как стимулятор мозга и нервной системы, а также как успокаивающее, отхаркивающее, тонизирующее, слабительное, мочегонное и стимулирующее половую потенцию. Согласно тибет­ской медицине, она вылечивает нарушения ветра в сердечном центре, импотенцию и одряхление от старости.

Эффективность лекарства часто оцениваются тибетцами ка­тегориями «наилучшее», «среднее» и «малейшее». Доктор Ама Лобсанг, хорошо известная тибетцам женщина-врач из Драмсалы, назвала смолу асафетиды «наилучшей» среди психиатричес­ких лекарственных средств. Она сказала, что после того как смола очищена, приготовлена в виде отвара и смешана с молоком, она действует как мощное лекарство и снотворное. Качество смолы проверяется обрезанием стебля и обматыванием белой нити вок­руг него дважды. Если нить становится синей, то качество пре­восходное.

Ру-рта, Costus spedosus.* (С тем же названием используется также Saussurea lappa, совершенно другое растение — вечный предмет ошибок и путаницы.) Это светло-коричневый пряный ко­рень, который преобладает в тибетских психиатрических рецеп­тах. Корень этот подобен корню растения ма-ну (Inula helenium, или девясил), которое также называется ману-рурта и раньше применялся в западной медицине как лекарство для легочных заболеваний.

Согласно тибетским источникам, корень, известный как ру-рта, регулирует кровяное давление и ветер в сердце. Он также лечит последствия родов, устраняет задержку месячных и взду­тие живота, а также полезен при легочных расстройствах.

Мускатный орех, Mirystisa fragans (дза-ти). Мускат особенно широко применяется для всех нарушений ветра, в частности жиз­ненного ветра и сердечного центра. Действительно, если для ре­шения психических проблем иные лекарства недоступны, то мус­кат, «король благовоний», может быть весьма действенным сред­ством, даже применяемый один, в виде ингаляции. Иногда он используется на Западе в связи со своим психоделическим воз­действием, но им можно отравиться, если использовать непра­вильно.

Гвоздика, Caryophyllus aromatisus (ли-ши). Гвоздика влияет в основном на срогрца, жизненный сосуд, или канал (вероятно блуждающий нерв), который связан с сердцем и где пребывает тончайшая жизненная сила, служащая опорой сознания. Также хороша для тонких сосудов сознания в сердечном центре.

Гвоздика большей частью используется при расстройствах ветра психической природы, также расстройствах сердечных вет­ров, включая стенокардию. Качество гвоздики - согревающее; она возбуждает теплоту тела и хороша для пищеварения.

Аир, Acorus Calamus (шу-даг). Часть растения, используемая в медицине, - ароматное корневище. Среди большого количества его свойств в западной гомеопатии известно успокаивающее, при­меняемое при бессоннице и нервозности.

Благовония и ароматические средства. Тибетцы располагают большим арсеналом благовоний и ароматических веществ, обла­дающих превосходным эффектом в психиатрической практике. Они считаются особенно священными. Среди них дерево черного алое Aquilara a jallocha (а-га-ру). В отдельных случаях, включая «демонических духов», оно может использоваться даже в чистом виде. Черный ладан, получаемый из индийской беделии Commiphora mukul (гу-гул), «страх привидения»; и белый ладан из дерева Сал - Shorea robusta (спос-дкар) - также относятся к этому классу. Ягоды гималайского можжевельника, Juni perius pseudosabina (шуг-па), также используют для блановоний, чтобыЯ исцелить помешательство. Большинство из этих составляющих, кроме как в благовониях используются также в пероральных лекарствах и лечебных мазях.

Из них именно дерево черного алоэ, которое современные тибетские врачи в первую очередь применяют при лечении целого ряда нервных и эмоциональных расстройств - тревоги, подавленности, возбудимости и т.п., - проходит под заголовком «лунг», поразумевающим нарушения жизненного ветра в сердечном центре. Дерево черного алоэ — наиболее широко используемый сла­бый транквилизатор. Другие составляющие, обычно добавляемые в психиатрические лекарства, - перец длинный, кардамон, кардамон большой и сосна.

Об этих и других составляющих в психиатрических лекарствах важно помнить, что они работают только в сочетании друг с другом, что только слияние их сил производит изменение и лечение. Поэтому мы не можем знать без научного исследования, которое включало бы в себя изучение всех компонентов лекарства и их взаимодействия, дают ли два или все составляющие вместе ц лебное воздействие, или некоторые из составляющих включа­ются просто по традиции.

Вспомним, что растение Rauwolfia serpentina было хорошо известным индийским аюрведическим средством от безумия. В се­редине двадцатого столетия ему уделили серьезное научное вин мание, и после того, как ученые выделили активные алкалоиды из корня растения Rauwolfia, родилось большое количество антипсихотических препаратов (резерпин - сандрил, серпасил мо-дерил и гармонил). Так, древнее аюрведическое лекарство, буду­чи изученным, открыло новую эру психиатрического лечения: ме­дикаменты для психофармакологии - «органический подход». Хорошо забытое старое стало новым и революционизировало лечение и уход за душевнобльными.

Чтобы оценить значение этого вклада, следует только вспом­нить, что до того людей с психическими расстройствами держа­ли в камерах, обитых войлоком, и в смирительных рубашках - а еще до того веками и веками (это можно было видеть всего лишь сто лет назад) их содержали в цепях и клетках и обходились с ними, а точнее сказать, унижали самыми ужасными варварски­ми методами.

Конечно, можно сказать, что современные психиатрические препараты устранили железные цепи тела, но они заменили их на химические цепи ума. И очевидно, что эти затормаживающие препараты весьма несовершенны, имеют опасные побочные эф­фекты и ими чрезвычайно злоупотребляют. Несмотря на это, они представляют собой серьезный шаг в психиатрии, и может быть позже будут открыты более действенные и менее опасные ме­дикаменты.

В целом тибетские врачи не считают целесообразным с само­го начала использовать сильные лекарства. Это потому, что ско­рее они стремятся не убрать симптомы, а вместо этого подобраться к коренной причине. Также они делают это, поскольку наиболее сильные из лекарственных средств могут иметь обратное воз-Действие. Например, лечебное масло из растительной смолы (при­нятое внутрь или нанесенное на кожу) считается крайне эффек­тивным при психозе. Но тибетский текст советует умных людей, больных психозом, сначала лечить менее сильными лекарства­ми, чтобы не навредить их умственным способностям. Конечно в некоторых случаях, может потребоваться еще и испо ние более сильных лекарств.

Что касается включения в лекарства таких субстанций, как кровь и моча, то это может поражать современного человека, воспринимаясь как нечто дикое и отвратительное, но такие вещества можно обнаружить в традиционных медицинах всего мира, например в Китае. И при современном исследовании иногда выясняется, что они обладают научно доказанными достоинствами. Моча, например, как это недавно было обнаружено, содержит вещества, действующие как мощные умственные и эмоциональв ные транквилизаторы без каких-либо побочных эффектов, присущих химическим транквилизаторам промышленного производи ства (согласно датским исследователям).

Большинство тибетских психиатрических лекарств, даже включающих в себя самые сильные вещества, являются безвредные ми и обладают большой продолжительностью действия. Онине оказывают глубоко разрушительного воздействия на организме



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал