Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативы диалектики.






Основной формой мировоззрения и философской теорией, противостоящей диалектике, считается метафизика. Под метафизикой понимается выявление универсальных законов мироздания, его незыблемых принципов. В связи с этим мало внимания уделяется изменчивости и развитию явлений. Яркий пример – философия Парменида, в которой отрицалось движение как таковое. Точнее, его несущественность (движение – это иллюзия, не отражающая сущность мироздания). Одной из главных причин метафизики является чрезмерный идеализм. Точнее – это стремление одним махом, радикальным усилием преодолеть суетность мира и достичь совершенного (абсолютного) бытия.

В плане аксиологии и этики это однозначное противопоставление изменчивого (суетного) бытия и бытия абсолютного. Уход от суетного бытия – это аскеза, или отречение от мира. Это можно увидеть в философии индуизма, отвергающей материальный мир как иллюзию, майю, а также христианской аскетике. В плане гносеологии это противопоставление неистинного (чувственного) познания и истинного (рационального и/или интуитивного), как у Платона или Декарта с его врожденными Идеями или очевидными истинами, как у И.Канта противопоставлявшего в плане агностицизма феномены и ноумены. В плане социальной философии это жесткое противопоставление идеального общества и неправильного (не учитывается, что неправильные формы могут являться различными ступенями совершенства).

Отрицание изменчивости, жесткое противопоставление противоположностей делает метафизику непригодной для анализа объективно изменчивых явлений. В то же время стремление к абсолютным ценностям – ее достоинство, и без этого диалектика не может быть полноценной.

Другие недиалектические методы философии. 1. Догматизм: рассмотрение каких-либо положений как абсолютных и неизменных истин, которые нет необходимости доказывать. Часто рассматривается как одно из проявлений метафизики. 2. Эклектика – построение концепций на основе произвольного смешивания, искусственного объединения разрозненных фактов и чужих идей. Обычно его связывают с упадком греческого философского мышления и малоизвестными мыслителями (Антиох, Панэтий, Посидоний). 3. Релятивизм – разновидность скептицизма, рассмотрение знания как целиком относительного, субъективного или зависящего от социальной конъюнктуры. Наиболее ярко этот принцип проявлялся у Софистов (Горгий, Протагор). Диалектика признает единство относительного и абсолютного 4. Софистика – выведение идеи из ложных посылок и умозаключений, которые признаются как истинные. Эвбулид: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога».

Однако эти альтернативы не стоит рассматривать как нечто однозначно отрицательное, или как абсолютную противоположность диалектики.

Например, эклектиком является известный римский философ Цицерон. Эклектиком является и Платон, который свою систему строил на основе идей Сократа, Парменида и Пифагора, и в то же время считается великим философом. Система Маркса также строилась на основе разнородных идей: французские просветители, социалисты-утописты, Гегель, Фейербах.

Приверженность философа к диалектике не исключает проявлений догматизма и софистики. Например, согласно доктрине Маркса, для пролетариата свойственно отсутствие собственнического инстинкта. Отсутствие собственнического инстинкта – это отсутствие эгоизма. Следовательно, это наиболее подходящий материал для построения справедливого общества. Однако Маркс не учел социальной незрелости этого класса, а также присущей большинству людей развращенности, связанной с завистью и ненавистью к богатым. В итоге социализм выродился в примитивную уравниловку, которая оборачивалась не только ненавистью к богатым, но и просто одаренным.

Основой доктрины Маркса являлся революционный путь построения социализма и преодоления несправедливой социальной эксплуатации. По сути, это непреложная догма. В то же время Швеция, Норвегия и Швейцария достигли высокого уровня жизни для подавляющего большинства, по сути, социализма, эволюционным путем. А в 1960-е гг. западные немцы шутили, что в строительстве социализма они (капиталисты) значительно обогнали СССР и Восточную Германию.

Итак, диалектика должна учитывать не только изменчивость, но и неизменную основу бытия, и принимать метафизику не только как свою противоположность, но и как нечто близкое. Недаром именно метафизический идеализм стал основой для наиболее продуктивной (гегелевской) диалектики.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал