Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Паспорт
Модернизация дошкольного образования в Республике Коми (2012-2015 годы)» Паспорт долгосрочной республиканской целевой программы
Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой
Программа разработана в соответствии с поручением Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № Пр-3534 на основе Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. № 45. Модернизация системы дошкольного образования в Республике Коми направлена на гармоничное, соответствующее возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста и обеспечивающее для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в школе. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи гарантирована всем гражданам статьей 43 Конституции Российской Федерации. Дошкольный период является решающим для всего последующего развития человека, что определяет социокультурную значимость системы дошкольного образования. Для современного российского общества доступность дошкольного образования выступает показателем социальной стабильности общественного развития, определяющим уровень его социально-экономического развития. Возможность свободного устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение выступает важным фактором при планировании рождения детей. На территории Республики Коми по состоянию на 1 января 2011 года государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования детей обеспечивают 468 дошкольных образовательных учреждения (муниципальных - 460, государственных 4, негосударственных дошкольных образовательных учреждений - 4), 67 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 23 общеобразовательные школы и 1 учреждение дополнительного образования. В 57 дошкольных образовательных учреждениях реализуются программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (2835 человек, в том числе 355 дети – инвалиды). Развиваются новые организационные формы предоставления услуг дошкольного образования, в том числе за счет привлечения негосударственного сектора: функционируют 4 негосударственных дошкольных образовательных учреждения, 15 групп кратковременного пребывания, 19 консультативных пунктов, 5 ресурсных центров бесплатного консультирования родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в семье. Общее количество детей в возрасте 1-7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 52996 человек. В соответствии с приоритетными направлениями модернизации образования в республике созданы условия для осуществления предшкольного образования. В 2010 году услугами предшкольного образования охвачено 94 % дошкольников в возрасте 5-7 лет. В республике функционируют 272 образовательных учреждения, реализующие программы этнокультурной направленности (58% от общего количества дошкольных учреждений), с охватом 9342 человек, из них 51 дошкольное образовательное учреждение и 14 школ-садов реализуют программы по обучению коми языку, в которых воспитывается 1342 детей дошкольного возраста. В целях повышения доступности дошкольного образования и обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования Правительством Республики Коми в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой республиканской программы «Противопожарная защита учреждений социальной сферы в Республики Коми (2009-2013 годы)», а также муниципальных целевых программ, осуществляется строительство и реконструкция объектов образования, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. В 2011 году за счет республиканского бюджета на условиях софинансирования из местного бюджета будет введено в эксплуатацию 10 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на 725 мест. В дошкольных образовательных учреждениях ведется большая работа по формированию здоровьесберегающей среды. Интеграция профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс является одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования республики. В дошкольных образовательных учреждениях используются здоровьесберегающие программы, рекомендованные Министерством образования РФ, а также программы здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной направленности, разработанные на уровне дошкольных образовательных учреждений. В рамках модернизации муниципальных систем дошкольного образования разрабатываются и внедряются инновационные подходы к организации образовательного процесса. Ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший детский сад года», республиканский этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». В целях повышения качества услуг по предоставлению дошкольного образования на базе дошкольных образовательных учреждений функционирую 4 пилотные площадки по внедрению федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, 11 опорно-методических площадок. Вместе с тем, в развитии системы дошкольного образования Республики Коми имеется ряд проблем, которые требуют решения программно-целевым методом. Дефицит мест в детских дошкольных учреждениях обусловлен увеличением рождаемости детей, возрастанием потребности населения в обеспечении местами в дошкольных образовательных учреждениях, получении разнообразных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличением числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста. Проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях приводит к снижению доступности дошкольного образования. Количество детских дошкольных учреждений в настоящее время является недостаточным для удовлетворения спроса на получение услуг дошкольного образования. Количество детей, ожидающих места в дошкольные образовательные учреждения в 2011 году, составляет по республике 12504 человек, из них 7495 – дети в возрасте от 1, 5 до 6 лет. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1, 5 лет до 6 лет в 2011 году составляет 78, 1%, в Северо-Западном федеральном округе -75, 3 %. Отсутствие свободных мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, приводит к ограничению доступа к дошкольному образованию и выступает фактором социальной уязвимости как детей, так и родителей. Родители, чьи дети не устроены в дошкольные образовательные учреждения, зачастую вынуждены отказаться от официальной занятости, что ограничивает возможности трудоспособных родителей в социальной мобильности, в их профессиональном и карьерном росте и обостряет следующие социальные проблемы: – невозможность устройства на работу социально активного населения - родителей, вынужденных воспитывать детей в домашних условиях, что, в свою очередь, влияет на уровень материального благосостояния семьи; – низкий уровень социализации детей, не получающих дошкольного образования, их недостаточная подготовленность к получению образования в школе. Существующие организационные формы дошкольного образования не удовлетворяют полностью растущие потребности населения. В этой связи необходимы новые программы, направленные на создание в муниципальных образованиях вариативных форм дошкольного образования (семейные детские сады, домашние детские сады, центры игровой поддержки и др.). Для эффективного развития сети альтернативных форм дошкольного образования необходимо привлечь организации разной формы собственности. Остается высоким уровень заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях, несмотря на то, что ведется большая работа по оздоровлению детей. В связи с этим, актуальной является работа по внедрению здоровьесберегающих технологий. Услуги, предоставляемые дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Приоритетным направлением должны стать создание современной предметно-развивающей среды, а также укрепление материально-технической базы и оснащение игровым оборудованием в соответствии с современными требованиями. Требуют решения проблемы кадрового обеспечения дошкольных образовательных учреждений, обусловленные низким уровнем заработной платы, недостаточным уровнем квалификации воспитателей. Количество педагогов с высшей и первой квалификационной категорией в 2010 году составляло 271 человек (4, 5%) и 1385 человек (23, 1%) соответственно, что ведет к снижению качества дошкольного образования. Дошкольное образование позволяет обеспечить ребенку полноценное детство, социальную адаптацию, качественную подготовку к обучению в школе, а родителям – реализовать право на труд, участие в общественной жизни. Оно востребовано родителями, поэтому должно быть гибким, многомодельным, отвечающим социальным запросам населения. Для решения демографических задач дошкольное образование должно стать общедоступным, место в детском саду должно быть предоставлено каждому ребенку. Одним из направлений, требующего развития в системе дошкольного образования, является программно-методическое обеспечение этнокультурного образования дошкольников. В условиях снижения количества образовательных учреждений республики, в которых изучается коми язык и литература, необходима интеграция этнокультурной составляющей на ступени дошкольного образования в образовательные программы дошкольного образования на основе ФГТ. Этнокультурная направленность образовательных программ, как одна из оставляющих патриотического воспитания граждан Республики Коми, призвана, в конечном итоге, привить гражданам республики любовь к своему краю, уважение к своему народу и толерантное отношение к представителям других национальностей республики. Увеличение количества образовательных учреждений, оснащенных современным оборудованием для успешного усвоения коми языка, как одного из государственных языков республики, должно стимулировать успешное освоение образовательных программ с этнокультурной составляющей.
Существующие проблемы дошкольного образования требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем. Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед системой дошкольного образования республики в 2012 - 2015 годах.
Раздел II. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение государственных гарантий прав граждан на качественное и доступное дошкольное образование. Задачи Программы: -Создание условий для повышения доступности дошкольного образования; - обновление содержания дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - развитие инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений и вариативных форм оказания услуг дошкольного образования; -создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.
Раздел III. Сроки реализации Программы Программа реализуется в период с 2012 года по 2015 год включительно.
IV. Система программных мероприятий* Таблица 1
Правила распределения и предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на строительство объектов дошкольного образования муниципальных образований приведены в приложении 1.
Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования программы являются средства республиканского бюджета Республики Коми.
Общий объем финансирования программы составит 711 385, 0 тыс. руб., в том числе 2012 год - 303 285, 0 тыс. рублей, 2013 год – 202 700, 0 тыс. рублей, 2014 год - 202 700, 0 тыс. рублей, 2015 год - 2 700, 0 тыс. рублей.
Раздел VI. Оценка ожидаемой бюджетной, экономической и социальной эффективности Программы. Целевые индикаторы (показатели) Программы.
Реализация мероприятий Программы позволит: - повысить эффективность деятельность системы дошкольного образования; создание системы ее многоканального финансирования позволит поэтапно привести материально-техническую базу образовательных учреждений в соответствие с требованиями федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования; – полностью удовлетворить к 2015 году потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждений; – повысить удовлетворенность населения качеством услуг дошкольного образования с 88, 5% в 2011 году до 91, 5 % в 2015 году; – увеличить количество дошкольных образовательных учреждений этно-культурной направленности; – увеличить долю воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование с 21, 9% в 2011 году до 24.2% в 2015 году в общем числе педагогов; – увеличить долю педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию в общем числе педагогов от 27, 6% в 2011 году до 32, 9% в 2015 году. Социальная эффективность программы будет выражена в повышении качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования, в обеспечении равных стартовых возможностей каждому дошкольнику для получения школьного образования, в снижении социальной и психологической напряженности в обществе. Доступное и качественное дошкольное образование позволит усилить государственную поддержку семей, имеющих детей, продолжить формирование в обществе позитивного образа семьи и повысить статус родительства, стимулировать развитие гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста, обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), способствовать повышению уровня рождаемости и, как следствие, стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране, а также повышению уровня экономического благополучия семьи благодаря росту доходов семьи от участия родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста, в трудовой деятельности. Экономическая эффективность программы будет достигнута за счет введения нормативного финансирования, перевода дошкольных образовательных учреждений на финансовую самостоятельность, приведения наполняемости групп в соответствие с нормативными показателями. Бюджетная эффективность Программы будет выражаться в поступлении налогов в бюджет Республики Коми от созданного валового регионального продукта за счет трудоустройства родителей, чьи дети посещают детские дошкольные учреждения. Целевые индикаторы (показатели) Программы
Раздел VII. Система управления и контроля
Министерство образования Республики Коми является заказчиком Программы (далее - Заказчик Программы). Исполнителями Программы являются: Министерство образования Республики Коми Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Исполнители Программы). Исполнители Программы: 1) обеспечивают эффективное использование средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию программных мероприятий; 2) ежегодно, до 1 февраля, разрабатывают и утверждают план-график по реализации мероприятий Программы с указанием сроков и ответственных исполнителей; 3) осуществляют ведение мониторинга хода реализации мероприятий Программы; 4) формируют и представляют Заказчику Программы отчет о ходе реализации Программы в части курируемых направлений по форме, установленной Министерством экономического развития Республики Коми, по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 10 февраля года, следующего за отчетным; 5) при возникновении необходимости в корректировке мероприятий Программы представляют в Министерство образования Республики Коми предложения о внесении изменений в Программу с указанием положений, требующих изменений, в форме проектов постановлений с пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием расходов, возникающих в результате принятия указанных изменений; 6) исполнители Программы разрабатывают и утверждают формы Соглашений с органами местного самоуправления о предоставлении субсидий, указанных в позиции таблицы раздела IV. Заказчик Программы: 1) осуществляет координацию работ по реализации Программы; 2) на основе представленных Исполнителями Программы отчетов о ходе реализации Программы осуществляет мониторинг хода реализации Программы в целом и формирует сводный отчет о выполнении Программы; 3) на основе представленных Исполнителями Программы предложений о внесении изменений в Программу подготавливает в установленном порядке проект постановления Правительства Республики Коми о внесении изменений в Программу; 4) осуществляет контроль за ходом реализации Программы, в т.ч. предоставляет в Министерство экономического развития Республики Коми отчет о ходе реализации Программы, в т. ч отчет по итогам первого квартала, первого полугодия, девяти месяцев- до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года- до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Приложение 1 к долгосрочной республиканской целевой программе «Модернизация дошкольного образования Республике Коми (2012 - 2015 годы)»
ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КОМИ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1. Настоящие Правила устанавливают порядок распределения и предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджетам муниципальных районов на софинансирование мероприятий по строительству объектов образования муниципальных образований, предусмотренных долгосрочной республиканской целевой программ е «Модернизация дошкольного образования Республике Коми (2012 - 2015 годы)» (далее - субсидии, Программа). 2. Субсидии предоставляются Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Министерство) в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Коми на соответcтвующий финансовый год и планируемый период в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств. Субсидии бюджетам муниципальных районов предоставляются при условии фактического осуществления расходов из местных бюджетов. 3. Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между органом местного самоуправления и Министерством (далее - Соглашение), содержащего следующие положения: а) сведения о размере субсидии, предоставляемой бюджету муниципального района; б) целевое назначение субсидии; в) реквизиты нормативного правового акта муниципального образования, предусматривающего средства в бюджете муниципального района, направляемые на реализацию муниципальных целевых программ (подпрограмм), содержащих мероприятия по строительству объектов образования муниципальных образований, и сведения о размере средств; г) показатели эффективности использования субсидии; д) сроки перечисления субсидии; е) обязательство по достижению значений показателей эффективности использования субсидии Программы: - объем финансирования выполненных работ по осуществлению строительства объектов образования (тыс. рублей); - техническая готовность объектов образования за год (процент). ж) последствия недостижения органами местного самоуправления установленных значений целевых показателей эффективности использования субсидии; з) порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, предусмотренных Соглашением; и) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения. 4. Форма Соглашения утверждается Министерством и размещается на интернет-сайте министерства. 5. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий: 1) принятие органами местного самоуправления целевых программ (подпрограмм), предусматривающих расходы местных бюджетов на строительство соответствующих объектов образования муниципальных образований; 2) наличие в решениях органов местного самоуправления о местных бюджетах бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, указанных в подпункте 1 настоящего пункта; 3) предоставление органом местного самоуправления Министерству сведений о том, что земельные участки, подлежащие застройке объектами капитального строительства, определенными Программой: а) свободны от прав третьих лиц и иных ограничений (обременений); б) свободны от зданий, сооружений, сетей, находящихся на месте предполагаемой застройки; в) обеспечены инженерной инфраструктурой, необходимой для размещения объектов капитального строительства, а также подъездными путями; 4) предоставление органом местного самоуправления Министерству сведений о выполнении за счет средств местного бюджета инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий на площадке строительства, проектных и изыскательских работ в отношении объектов капитального строительства; 5) предоставление органом местного самоуправления Министерству сведений о наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации на объекты капитального строительства. 6. Уровень софинансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов), указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящих Правил, устанавливается в размере 95 процентов указанных расходов местных бюджетов по соответствующим объектам капитального строительства муниципальных образований. 7. Распределение субсидий производится по муниципальным образованиям и объектам капитального строительства, определенным Программой. 8. Органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство отчет о расходовании средств местного бюджета, направленных на софинансирование субсидии, и средств республиканского бюджета Республики Коми, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, а также отчет о достигнутых значениях целевых показателей эффективности использования субсидии, по форме, утвержденной Министерством и размещенной на интернет-сайте Министерства. 9. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сведений и отчетов возлагается на органы местного самоуправления. 10. Министерство не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство финансов Республики Коми и Министерство образования Республики Коми отчетность о расходовании субсидий по форме, установленной Министерством финансов Республики Коми. 11. Эффективность использования субсидии оценивается ежегодно Министерством на основании следующих целевых показателей: - объем финансирования выполненных работ по осуществлению строительства объектов образования (тыс. рублей); - техническая готовность объектов образования за год (процент). 12. Субсидии являются целевыми и не могут быть направлены на иные цели. Нецелевое использование субсидий влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 13. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется в установленном порядке Министерством и Министерством финансов Республики Коми.
|