Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый молитвенник.

Патриарх Енох.

 

«Когда откроется общество праведных, и грешники будут судимы за свои грехи, и будут изгнаны с лица земли, и когда Праведный явится пред очами избранных праведников, дела которых взвешены Господом духов, и свет откроется праведным и избранным, живущим на земле, - то где тогда будет жилище грешников и убежище тех, которые отвергли Господа духов?»

Книга Еноха.

 

Потомок Сифа Енох (Энох, Енос) – самый мистический персонаж в послеадамовой истории человечества.

Возвышенная Богоподобная линия человечества, смиренно принимавшее свою беспомощность и греховность, была представлена именно им.

Основатель письменности, арифметики и астрологии (так утверждают арабские источники - прим. А. Р.) прожил 365 лет, что связывают со знаком солнечного года, по числу дней.

Енох был прадедом Ноя – потомка Праотца и Патриарха Адама, спасшимся, как повествует Библия (Быт. 8, 1-9, 10), от потопа: «Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп; с ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребиться более потом» (Сир. 44. 16-18).

Первый молитвенник.

 

Енох был и остается ярким образом и примером мистического общения с Богом.

В его время люди стали обращаться к Богу с молитвою. И если до него религия выражалась во внешних формах (жертвоприношение и др.), то в поколении Сифа от Еноха призывание имени Господа преобразилось в открытое исповедание их веры в Бога - знаменем, которое отличало их от грубого, греховного и отмеченного нечестием поколения Каина.

Енох был высшим выразителем и представителем первоначальной чистоты и Святости человечества, ибо: ”ходил пред Богом”, т. е. отражал это всей своей жизнью. Он был религиозным наставником человечества, которое учил и словом, и делом, и примером. Вместе с тем он первый осознал, к какой бездне порочности и греховности может привести Каиново племя человечество, и потому выступил первым проповедником и Пророком, предвозвещавшим Страшный Суд Божий над нечестивыми: «...о них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники! Это ропотники ничем недовольные, поступающие по своим похотям корысти» (Иуд. 1., 14-17).

Праведный Царь и Пророк Енох был законодателем и миротворцем, а его правление сравнивалось со справедливым царством Солнца и длилось - 243 года, в течение которых, как указывается в предании, не велись войны. Еноху сам Бог сообщал тайны устройства небес и Божественно-ангельское управление. В награду за многие благочестия, как писал Апостол Павел в послании к евреям, и великую веру, Бог взял Еноха с грешной земли и тем освободил от вызванной грехом смерти: “Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11., 5-6).

Еноху, как указывают небиблейские источники, был дарован сан " метатрона" - визиря в царстве Бога. По преданиям Енох был поставлен над Ангелами, как домоправитель над слугами.

В Библии о Патриархах и Енохе сказано так: ”Но те были мужи милости, которых праведные дела не забываются; в семени их пребывает доброе наследство; потомки их - в заветах; семя их будет твердо, и дети их, - ради них; семя их пребудет до века, и слава их не истребиться; тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь возвещать их хвалу. Енох угодил Господу и был взят на небо - образ покаяния для всех родов” (Сир. 44., 9-15). Во время одного из путешествий Еноха на небе у Бога, ему открываются тайны прошлого и будущего. Он видел предстоящий приход Сына человеческого, Воскресение из мертвых, наказание грешников в Аду и воздаяние праведным в Раю, а также восстание нечестивых ангелов и их наказание Богом. Енох был призван Богом быть свидетелем и великим писцом, протоколистом, измеряющим правой мерой все дела людские.

В славянских не библейских текстах упоминается, что Енох видел все семь небес, все части света, древо жизни и т. д. В более поздних по времени написания еврейских книгах “Мидраше Абот” и “Книге праведного” сказано, что Енох уходил в затвор на молитвы, и лишь по велению Бога выходил оттуда к людям; сначала через каждые 3 дня, затем раз в неделю, в месяц, в год.

Проповедавший аскетическое уединение Енох был примером служения Богу и «покаяния для поколений». Свидетельское служение Еноха перед Богом должно завершиться во времена прихода антихриста. По общепринятой церковной традиции (библейскому откровению) Енох и Пророк Илия, взятые Богом на небеса в телесном виде, должны будут, в борьбе со злом, в конце времен принять мученическую смерть: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать 1260 дней...Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращая их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое; зверь выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города (Иерусалима) (Апок., 11., 3-8).

Через эту гибель «самое начало соединиться с самым концом», ибо потомок Адама Енох ближе всех к первоначальному грехопадению человека, а потому его гибель от “руки” зверя и есть искупление первородного греха физической смертью: «И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои...» (Апок., 11., 9-11). Воскресение же пророков Еноха и Илии - событие предзнаменующее начало восстановления Божественной справедливости, выраженной наказанием грешников и последующим воскресением из мертвых всех живущих на земле людей: «...и великий страх напал на тех, которые на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении 7000 имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному...» (Апок., 11., 9-11).

Однако, интерес мистических кругов иудаизма, не говоря уже о первых христианах-гностиках к фигуре Еноха, казался раввинам слишком подозрительным, поэтому ими были предприняты попытки подменить, исказить и даже уничтожить подлинные тексты легенд о Патриархе Енохе с целью дискредитировать его имя как историко-мистическую фигуру. Так в талмудистском тракте " Берешит рабба" высказано явное сомнение в праведности Еноха: " Он был двуликим, иногда действуя праведно, иногда дурно", а также объяснено его " взятие Богом" на небо как обычная смерть. Позднее период времени в котором жил Еноха, как и его правление, упоминались как " порча" человечества, ибо, по мнению еврейской экзегезы, во времена Патриарха Еноха люди научились идолопоклонству и магическим манипуляциям именем Бога. Что понималось буквально - часто использовались мистификации; магические обряды и ритуалы, при которых имя Бога призывалось в греховных делах, что в дальнейшем перешло в форму открытого идолопоклонства, как части языческой культуры. Этому можно верить лишь отчасти.

Так, православная Вселенская Церковь, следуя своей экзегезе*, считает Еноха праведным и называет его имя в ряду благочестивых праотцев человечества (культурных героев), и не признает противоположное мнение еврейской экзегезы.

 

*Экзегетика - раздел богословия, занимающийся трактовкой и истолкованием библейских текстов, смыслов аллегорических текстов в Библии. Екзегетика изучает особенность библейской космологии, антропологии; событий и чудес необъяснимых научным представлением людей. В переводе с греческого слово это означает - разъясняющий. Во всех Церквях, всех конфессий есть богословы, какие изучают участие в написании «священных» книг не только Бога, но и людей, какие включили в тексты, в том числе и Библии полуфантастические сюжеты любого характера. По христианской традиции существовало мнение, что чем ближе экзегет стоит ко времени откровения, тем больше у него возможности проникнуть в тайну Священного писания, и, наоборот, чем дальше он стоит этого времени, тем больше вероятности его ошибки. Отсюда - традиция толкования не только Библии, но и произведений отцов Церкви. На мнение богословов изучающих экзегезу оказывают влияние традиции и каноны Церкви. В Православной экзегетике преобладает правило сочетания буквального понимания библейских текстов с его аллегорической и символической интерпретацией, а также признание участия в создании священных книг не только Бога, но и людей, включивших в ряд библейских текстов полу-фантастические сюжеты бытового, любовного и нравоучительного характера. Все разночтения, ошибки, неточности в Библии считаются делом ее составителей и редакторов, само же содержание - божественный акт, не подлежащий какому-либо пересмотру. Православные экзегеты полностью исключают получившее распространение в протестантизме использование символического языка логического позитивизма для интерпретации библейских рассказов.

 

В умах и сердцах врагов христианства, да и в недрах самого иудаизма усиливалось острое чувство неприязни, зависти и гнева перед полными нечеловеческой, чудесной силы деяниями и знаниями не только Еноха, но и других ветхозаветных героев.

К таковым “небесным знаниям” не библейские источники относили астрологию, таинство лечения травами, пророчествование и разгадывание снов. Все перечисленное вызывало сомнение и осуждение не только у раввинов. Позднее и раннехристианские богословов и экзегеты высказали свое справедливое и отрицательное отношение ко многим приписываемым Патриархам знаниям и чудесным возможностям. Подобная литература не без помощи масонов, а также еврейских и арабских мистиков во множестве стала появляться на свет в раннем средневековье и за короткое время обрела круг своих почитателей в Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии и Северной Африки. И если Рим относился к таким “шедеврам” человеческой фантазии иногда более чем благосклонно, то Восточная Церковь на всей своей территории преследовала и разоблачала эти ереси и подложные книги, выражая устами Святых Отцов и вселенских учителей им справедливую критику и резкое осуждение. Однако, ни запреты, ни гонения, ни даже разоблачения не остановили движимых злом авторов от манипуляций с текстами и книгами ветхозаветных пророков, какие имели отношение к поздней иудейской литературе.

 

После Потопа
Пророчества Еноха нашли отражения в апокрифических литературных памятниках «Книга Еноха», «Книга Юбилеев» и других. Эти книги не признают официальные богословы, но это можно понять. Даже если принять во внимание, что эти книги были написаны всего за 200-300 лет до Первого Пришествия, то некоторые знания, заключенные в них, до сих пор непонятны в силу своей

Выдержки из Книг Еноха:
После Потопа
«И после этого (потопа) неправда будет еще гораздо больше, чем та, которая совершалась на земле прежде; ибо я знаю тайны святых, так как Он – Господь – дозволил мне видеть и открыл их мне, и я прочитал их на скрижалях небесных. И я видел написанное на них, что род за родом будет беззаконничать, пока не восстанет род правды, и беззаконие будет обречено на погибель, и грех исчезнет с земли, и все доброе появится на ней».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сборник заданий по физике за 2003, 2004, 2005 года
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал