![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История. Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённыхСтр 1 из 5Следующая ⇒
Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» — картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1888 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4001). Размер картины — 215 × 196 см[1][2][3]. Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (Мирликийского), смелые и принципиальные действия которого помогли предотвратить казнь трёх невинных людей. Актуальность этой темы связывалась с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни[4]. Полотно было окончено Репиным в 1888 году, а в 1889 году оно экспонировалось на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). Картину приобрёл император Александр III, причём впоследствии многократно упоминалась «легенда» о том, что именно с покупкой этого полотна было связано решение о создании Русского музея[5][6][7]. Содержание
История В 1884 году Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от женского монастыря, расположенного в окрестностях Харькова[8][9]. Как вспоминал писатель и историк Дмитрий Яворницкий, в разговоре с ним Репин упоминал, что заказчицей образа Николая Чудотворца была игуменья Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда, куда он приезжал, чтобы навестить свою двоюродную сестру, которая была там монахиней[10]. Её звали Эмилией, в монашестве — Евпраксией, а Репин называл её Олимпиадой. По некоторым данным, она была двоюродной сестрой по отцу Репина, и её фамилия — Борисова[11]. Сначала Репин сделал карандашный набросок в стиле иконописи, но постепенно увлёкся этой темой, которая, как и в картине «Иван Грозный и сын его Иван», была связана с нравственной проповедью Льва Толстого и вопросом об отмене смертной казни[8][4]. Чтобы собрать материал, Репин обратился с просьбой к критику Владимиру Стасову, написав ему в письме от 10 сентября 1886 года: «Не забудьте, пожалуйста, если что попадётся о Николае Чудотворце, отложить для меня. Это я пообещал в один захолустный женский монастырь на моей родине, написать им образ в церковь.»[11][12] Кончилось тем, что Репин написал большую картину, а для Николаевского женского монастыря собирался сделать её повторение, с некоторыми изменениями[10]. Картина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» была окончена в 1888 году, а в 1889 году она экспонировалась на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге. На той же выставке были представлены ещё три картины Репина — портреты актёра М. С. Щепкина и композиторов А. К. Глазунова и А. П. Бородина[13]. Согласно «легенде», которая многократно упоминалась в изданиях, посвящённых истории Русского музея, окончательное решение императора Александра III о создании музея было связано именно с приобретением картины «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых» с 17-й выставки передвижников[5][6][7]. В 1897 году картина была передана из Зимнего дворца в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор[1]. В настоящее время картина выставлена в зале № 34 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие известные картины Репина, среди которых «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Проводы новобранца», а также портреты В. В. Стасова, А. Г. Рубинштейна и И. Р. Тарханова[14].
|