Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апреля — 105 лет со дня рождения Маркова Георгия Мокеевича
(1911—1991)
МАРКОВ Георгий Мокеевич — писатель, общественный деятель. Герой Соц. Труда (1974, 1984). Член (1943), председатель правления (1977 — 1989) СП СССР. Родился в с. Ново-Кусково Томской губернии в семье сибирского охотника-промысловика. В 1930—1932 учился в Томском государственном университете. Был на комсомольской работе, в т. ч. заведовал теоретическим отделом Новосибирского крайкома комсомола, выступал в местных молодежных периодических изданиях (газеты «Красное знамя», «Путь молодежи», «Томский крестьянин»), был редактором журнала «Товарищ» и газеты «Большевистская смена». Печататься начал в 1936. В первом романе-эпопее «Строговы», повествующем о судьбах нескольких поколений крестьянской семьи, отражена история классового расслоения сибирской деревни, революционного движения. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 записался на фронт добровольцем, но был направлен на службу специальным корреспондентом газеты «На боевом посту» Забайкальского фронта, вместе с войсками которого был участником разгрома японской Квантунской армии. В 1950-х ответственный секретарь Иркутской писательской организации, редактор альманаха «Новая Сибирь». В 1956 переехал в Москву, где до 1989 занимал ответственные посты в правлении СП СССР. В 1949—1959 писал роман «Соль земли», где продолжил историю членов крестьянской семьи Строговых. Следующий роман Маркова — «Отец и сын» — посвящен сложным процессам социалистического переустройства в деревне и построен почти исключительно на биографическом материале. Перу Маркова принадлежат также автобиографическая повесть «Моя военная пора», пьеса «Вызов» (совместно с Э. Ю. Шимом), повесть «Орлы над Хинганом», многочисленные публицистические и литературно-критические работы. В сферу литературно-общественной деятельности писателя входила организация Пушкинских и Блоковских праздников поэзии (инициатором проведения которых он был наряду с К. А. Фединым). В 1930—1980-х книги Маркова пользовались большой популярностью, выдержали многотысячные тиражи изданий и переизданий в стране и за рубежом. По многим его произведениям были сняты кино- и телевизионные фильмы, пользовавшиеся большой популярностью у зрителей. Эти произведения стали одним из неотъемлемых отображений истории Сибири и страны в мировой культуре XX в. Лауреат Госпремии СССР (1952), Ленинской премии (1976), Премии Ленинского комсомола (1980), Госпремии УССР им. П. Тычины (1981), Госпремии РСФСР (1982), Международной премии «Лотос» (1982), Большой литературной премии Болгарии «София-85» (1985). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1974, 1984), Трудового Красного Знамени (1961), Октябрьской Революции (1981), Отечественной войны II степени (1985), медалями. Почетный гражданин городов Иркутска (1983) и Томска (1981).
Литература:
1. Алиферова Л. Я. Творческое Причулымье. Вып. 2. Сибирский летописец: [биобиблиогр. указ.] / Асиновская централизованная библ. система, Библ.-эстет. центр; сост. Л. Я. Алиферова. — [Асино: б. и.], 2006. — 13 с. 2. Игнатов Г. И. Истоки / Геннадий Игнатов; [послесл. В. Трушкина]. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. — 124 с.: ил. 3. Марков Георгий Мокеевич // 100 русских писателей: краткий справочник. — СПб., 2003. — С. 124—125. 4. Георгий Мокеевич Марков // Энциклопедия Томской области / Администрация Том. обл., Том. гос. ун-т; [ред. Н. М. Дмитриенко]. — Томск, 2008. — Т. 1: А — М. — 2008. — С. 413: портр. 5. Георгий Мокеевич Марков: биобиблиогр. указ. / сост. Л. С. Траксель; ТОУНБ им. А. С. Пушкина, Историко-краеведческий отдел. — Томск: [б. и.], 2006. — 190 с. — (Жизнь замечательных томичей; вып. 4). 6. Поварцов С. Партийные тайны Георгия Маркова // Вопросы литературы. — 2003. — Вып. 3. — С. 371—378. 7. Смоляницкий С. В. Марков Георгий Мокеевич // Русские писатели 20 века: биогр. словарь / гл. ред. и сост. П. А. Николаев. — М., 2000. — С. 452—454. 8. Чупринин С. И. Марков Георгий Мокеевич // Новая Россия: мир литературы: энцикл. словарь-справочник: в 2 т. / Сергей Чупринин. — М., 2003. — Т. 2. — С. 30.
20 апреля — 115 лет со дня открытия Большого зала Московской консерватории (1901)
Здание Большого зала Московской консерватории — одного из самых известных концертных залов мира — строилось по проекту архитектора В. П. Загорского (1846—1912). От старого дома, построенного на этом месте еще для княгини Е. Р. Дашковой (1744—1810) в конце XVIII в., он оставил только знаменитый фасад с полуротондой. Прекрасное оформление, удобное расположение и — самое главное для музыкантов — великолепная акустика снискали Большому залу заслуженную славу лучшей концертной площадки Москвы и России. Он вмещает 1737 мест. Здесь многое было сделано на деньги московских меценатов — от меблировки и ковров до прекрасного органа парижской фирмы «А. Cavaille-Coll» («Кавайе-Коль»), установленного в 1899 и до сих пор украшающего Большой зал. Еще в 1900 на Парижской всемирной выставке он был признан одним из лучших органов мира. Концертом на открытии Большого зала Московской консерватории дирижировал В. И. Сафонов, в дальнейшем на его сцене выступали ведущие советские, российские и зарубежные солисты и коллективы классической музыки, здесь дал свой первый концерт Государственный симфонический оркестр СССР (1935). Большой зал в истории Москвы — больше, чем просто концертный зал. В Первую мировую войну 1914—1918 здесь располагался военный госпиталь (в 1915—1917), а с 1924 по 1933 в дневные часы Большой зал был популярным кинотеатром. В 1940 здесь проходили партии XII чемпионата СССР по шахматам. Зал украшают портреты великих композиторов. Первоначально по заказу В. И. Сафонова художником Н. К. Бодаревским были написаны портреты П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Л. ван Бетховена, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Гайдна, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. В. Глюка, Р. Вагнера, Н. А. Рубинштейна, А. П. Бородина. В 1953 портреты Мендельсона, Глюка, Гайдна и Генделя были заменены на изображения Н. А. Римского-Корсакова (1844—1908), Ф. Шопена (1810—1849), А. С. Даргомыжского (1813—1869) и М. П. Мусоргского (1839—1881), выполненные советскими художниками. Снятые портреты Мендельсона и Гайдна были спустя много лет обнаружены, отреставрированы и сейчас выставлены перед входом в партер. Портреты Глюка и Генделя утрачены. Над сценой расположен барельеф Н. Г. Рубинштейна. Окрашенный в светлые тона, Большой зал покоряет строгой простотой своих классических линий и пропорций. В 1954 перед ним был открыт памятник П. И. Чайковскому, чье имя Московская государственная консерватория носит с 1940. В Большом зале выступают лучшие солисты и коллективы мира, а также проходят международные фестивали и конкурсы, среди них — всемирно известный Конкурс им. П. И. Чайковского. В главном корпусе Московской консерватории (корпус Большого зала) находится Музей им. Н. Г. Рубинштейна. Решением ученого совета от 28 ноября 2006 главному корпусу присвоено имя основателя Московской консерватории Н. Г. Рубинштейна.
Литература:
1. Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории рус. музыки; [сост. С. С. Голубенко]. — М.: Моск. гос. консерватория, 2005. — 423 с., [16] л. ил., портр. 2. Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006: биогр. энцикл. словарь / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Проблемная научно-исслед. лаб. музыки и музыкального образования; [редкол.: Е. С. Лотош и др.]. — М.: Моск. гос. консерватория, 2007. — 665 с. 3. Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК им. П. И. Чайковского и ГЦММК им. М. И. Глинки: [альбом: в 2 т.] / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского [и др.]. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 2 т. 4. Московская консерватория: традиции музык. образования, искусства и науки, 1866—2006 / [ред.-сост. М. С. Старчеус]. — М.: Моск. гос. консерватория, 2006. — 119 с.: цв. ил., портр. 5. Сапожникова И. Н. Родной дом — Московская консерватория: документальная повесть об отце / Ирина Сапожникова. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2009. — 123 с.: ил., портр., факс. 6. Творчество. Концепции. Школы. Деятельность профессоров Московской консерватории (от истоков до наших дней): сб. ст. по материалам теоретических сессий / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории и теории исполнительского искусства; [ред.-сост.: В. В. Березин, А. М. Меркулов, П. В. Седов]. — М.: Моск. гос. консерватория, 2008. — 263 с.: ноты.
|