Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Октября — 90 лет со дня рождения Евстигнеева Евгения Александровича
(1926¾ 1992)
ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович — актер театра и кино. Народный артист СССР (1983), народный артист РСФСР (1974), заслуженный артист РСФСР (1968). Родился в Нижнем Новгороде в семье рабочих. Детство прошло на окраине, которая называлась поселком Володарского. Он рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны успел окончить семилетку и в 1941 пошел работать электромонтером. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать. Работал слесарем на заводе «Красная Этна», занимался в самодеятельности, играл в джаз-оркестре. Евгений Александрович был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле и даже на вилках. Однажды на его выступлении в кинотеатре оказался директор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. Музыкант, играющий виртуозно и самозабвенно вытворял с барабанными палочками нечто невообразимое, заслоняя собой целый оркестр и приводя публику в восторг. От него нельзя было оторваться. Лебский увидел в Евстигнееве задатки драматического актера, и Евгений в 1946 был зачислен на первый курс Горьковского театрального училища. По окончании училища в 1951 Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр им. А. Луначарского. В 1954 он поступил на второй курс Школы-студии МХАТ (мастерская П. В. Массальского), окончил ее в 1956. В середине 1955 студенты Школы-студии МХАТ создали «Студию молодых актеров», которая через год стала базой для нового столичного театра под названием «Современник». Свою первую значительную роль в «Современнике» (Король-жених в спектакле «Голый король» по пьесе Е. Шварца) актер сыграл в 1960. После этого спектакля Евгений Евстигнеев проснулся знаменитым. Последней ролью Евстигнеева в «Современнике» был Дорн в «Чайке» А. Чехова в 1970. В 1971 вслед за О. Ефремовым он перешел в труппу МХАТа им. М. Горького. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина. Евстигнеев — актер широкого диапазона ролей, но наиболее удачными были его характерные роли. Неброская внешность — сутулая фигура, голова с большой проплешиной, длинным носом «картошкой» и оттопыренными ушами — компенсировалась необыкновенным артистизмом, цепкой наблюдательностью и большим обаянием. Евстигнеев достиг такого мастерства в профессии, что практически моментально угадывал и формировал персонаж, создавая импровизациями то, что было нужно режиссеру. Он вписывался в любой актерский ансамбль, был абсолютно убедителен и органичен в любой роли, даже в эпизодах. Очень быстро он заработал себе высокую профессиональную репутацию, участие его в фильме и спектакле гарантировало сенсационный успех. Сыгранные спектакли в театре: «Разлом» Б. Лавренева (1951), «Ревизор» Н. Гоголя (1952), «Любовь Яровая» К. Тренева (1952) и др. (Владимирский областной драматический театр им. А. В. Луначарского); «Вечно живые» (1956) и «В поисках радости» (1957) В. Розова, «Голый король» Е. Шварца (1960), «На дне» М. Горького (1968), «Чайка» А. Чехова (1970) и др. (Театр «Современник»); «Валентин и Валентина» (1971) и «Старый Новый год» (1973) М. Рощина, «Сталевары» Г. Бокарева (1972) и др. (МХАТ им. М. Горького); «Вишневый сад» А. Чехова (1990) (Театр Антона Чехова); «Игроки-XXI» — постановка С. Юрского по пьесе Н. Гоголя «Игроки» (1992) (АРТель АРТистов Сергея Юрского). Снимался в фильмах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Золотой теленок» (1968), «Зигзаг удачи» (1969), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Легенда о Тиле» (1976), «Дни хирурга Мишкина» (1976), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Собачье сердце» (1988), «Биндюжник и король» (1989), «Сукины дети» (1990), «Виват, гардемарины!» (1991), «Ночные забавы» (1991) и др. Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак» (1996). Е. А. Евстигнеев скончался в Лондоне 4 марта 1992. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Лауреат Госпремии СССР (за спектакль «Сталевары», 1974), Госпремии РСФСР (за телевизионный фильм «Собачье сердце», 1990), премии «Хрустальная Турандот» (1992). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны», 1982). В 2003 его имя присвоено Нижегородскому театральному училищу. Во Владимирской обл. учреждена театральная премия им. Е. А. Евстигнеева. Именем Евстигнеева названы улицы в белорусском Витебске и г. Шумиха Курганской обл.
Литература:
1. Аросева О. А. Без грима на бис / Ольга Аросева. — Москва: Зебра Е: АСТ, 2007. — 398 с., [39] л. ил., портр. 2. Артист: книга о Е. А. Евстигнееве: [сборник / сост. И. К. Цывина, В. С. Давыдов]. — Москва: Культура, 1994. — 253 с.: ил. 3. Евгений Евстигнеев — народный артист / вступ. ст. Я. И. Гройсмана. — Н. Новгород: Деком, 1998. — 240 с.: ил. 4. Козаков М. М. Актерская книга: [в 2 т.] / Михаил Козаков. — Москва: АСТ: Зебра Е, [2008]. — 2 т. — (Мой 20 век). 5. Мастера театра и кино: Михаил Астангов, Мария Бабанова, Евгений Евстигнеев, Павел Луспекаев, Любовь Орлова, Вера Пашенная, Татьяна Пельтцер: [сборник / сост. Б. М. Поюровский]. — Москва: АСТ-ПРЕСС, 2009. — 397 с., [48] л. ил., портр. — (Серия «Актеры на все времена») (Выдающиеся мастера театра и кино: ВМ). 6. Раззаков Ф. И. Актеры всех поколений: сенсации, домыслы, правда / Федор Раззаков. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 429 с., [8] л. ил., портр. 7. Раззаков Ф. И. Чтобы люди помнили / Федор Раззаков. — Москва: Эксмо, 2004. — 765 с., [8] л. ил., портр. 8. Табаков О. П. Моя настоящая жизнь: [автобиогр. проза] / Олег Табаков. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 493 с.: ил., портр. — (Триумф: Золотая коллекция). 9. Ульянова О. Г. Евгений Евстигнеев: [очерк жизни и творчества]. — Москва: Всесоюз. твор.-произв. об-ние «Киноцентр», 1988. — [57] с.: ил.
17 октября — 55 лет со дня открытия Кремлевского дворца съездов (1961)
Кремлевский дворец съездов (с 1992 — Государственный Кремлевский дворец) построен в 1961 под руководством архитектора М. В. Посохина и при поддержке Н. С. Хрущева. Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960-х — 1980-х его стены принимали делегатов XXII—XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов Государственный Кремлевский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Большого театра. В настоящее время на его территории находится Театр «Кремлевский балет», созданный в 1990 как «Театр балета Кремлевского дворца съездов». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя елка страны. Дворец был построен на месте снесенного старого здания Оружейной палаты, построенного в 1807—1810 И. В. Еготовым в стиле ампир. До того на этом месте стояли постройки Царе-Борисова двора — бывшего двора Бориса Годунова. При сносе Оружейной палаты старинные русские пушки, цепью стоявшие вдоль здания (Царь-пушка венчала эту цепь), были перенесены к зданию Арсенала и поставлены среди груды трофейных французских пушек. Перед началом строительства были проведены археологические раскопки, давшие ценные материалы о начальной истории Москвы. Здание Кремлевского дворца съездов первоначально было рассчитано на 4000 мест и на этапе проектирования было разделено на три фронта работы (зал заседаний, фойе и фасады), каждым из которых занималась отдельная группа архитекторов, многие из них впоследствии были удостоены Ленинской премии за этот проект. Однако вскоре, под влиянием строительства нового Дворца съездов в Пекине, было решено расширить дворец до 6000 мест и спроектировать банкетный зал, который в итоге разместили прямо над зрительным залом. Возросший объем здания отчасти было решено «спрятать» под землю. Так появились несколько дополнительных этажей, где расположились зрительские гардеробы. Строительство продолжалось 16 мес., и 17 октября 1961 здание было открыто. Его фасад облицован белым уральским мрамором и золотистым анодированным алюминием. Над главным входом был расположен золоченый герб СССР, который впоследствии был заменен на герб Российской Федерации. Во внутренней отделке использован красный карбахтинский гранит, мрамор из Коелги, узорчатый бакинский туф и различные породы дерева. Государственный Кремлевский дворец не является памятником архитектуры Московского Кремля и не внесен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Литература:
1. Гозак А. Кто построил Дворец съездов // Общая газета. — 1996. — Нояб. (№ 45). — С. 9. 2. Государственный Кремлевский дворец: [фотоальбом / авт.-сост. Галина Замковец и др.; авт. вступ. ст. Владимир Кожин]. — Москва: [б. и.], 2009. — 122, [3] с.: ил., портр. 3. Государственный Кремлевский дворец [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.f-rooms.ru/putevoditel-po-moskve/kontsertnye-zaly/kremlevskij-dvorets.html, свободный. — 5.05.2015. 4. Гуллер Ю. Юбилей Кремлевского аквариума // Вечерняя Москва. — 2001. — 17 окт. — С. 1, 4. — К 40-летию открытия Кремлевского дворца съездов. 5. Давыдова Н. Первая путинская перестройка в Кремле проходит под грифом «Секретно» // Известия. — 2005. — 8 апр. 6. Добровольский А. Дворец съездов отметил юбилей. «МК» проник в тайны Государственного Кремлевского дворца // Московский комсомолец. — 2006. — 24 окт. 7. Склярова Н. Кремль зазвучал по-новому // Вечерняя Москва. — 2003. — 15 янв. — С. 1, 5. — О работах, которые велись в Государственном Кремлевском дворце по улучшению акустики.
|