Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ у учащихся 3-го класса Фонетико-фонематическая тема: слоговой анализ и синтез слов со стечением согласных. Лексическая тема: природа Африки. Грамматическая тема: образование существительных суффиксальным способом (-онок, -ёнок).
Задачи: - активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников, совершенствование у них коммуникативных умений и навыков; - развитие слогового анализа и синтеза на материале слов со стечением согласных; - закрепление знаний школьников о слоге, его структуре; - совершенствование фонематического анализа и синтеза слов; - обогащение и актуализация словаря по лексической теме «Природа Африки»; - совершенствование и закрепление навыков словообразования: образование имен существительных суффиксальным способом; - развитие у детей е аналитико-синтетической деятельности в целом, логического мышления, операций классификации и обобщения, а также анализа и синтеза как умственных действий; - выработка организованного поведения на занятии, совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы; - нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности к культуре других народов и интереса к учебной деятельности в целом. Оборудование: рабочие тетради предметные картинки с изображением африканских животных карточки со слогами карточки с «заколдованными» словами (с пропущенными и лишними слогами) набор карточек с изображением четырёх предметов
Ход занятия I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Ребята, сейчас первыми сядут те, у кого в полном имени слышится один гласный [А]. Теперь те, в чьём имени два гласных [А]. А теперь сядут те дети, у кого в имени такого звука нет. А сейчас сядут все оставшиеся. Сели ровно, расправили плечи, положили руки на стол.
II. Сообщение темы занятия - Сегодня мы отправимся в кругосветное путешествие! Но прежде, чем я назову то место, куда мы будем держать путь, прослушайте стихотворение:
Где-то в джунглях, на лианах, Где-то с южной стороны Обитают обезьяны, И жирафы, и слоны.
Где в речушке серебристой Бегемоты сладко спят, Разрисованные птицы Цветом радуги летят.
Полосатые лошадки Тоже в той стране живут, Там зеленую зубатку Аллигатором зовут.
Попугаев много-много, Самый главный - Какаду. Вы прослушали отрывок, Назовите мне страну!? - … Африка! - Правильно! Сегодня мы посетим самый жаркий и второй по величине континент – Африку. - Запишите в своих рабочих тетрадях «Африка». - Давайте вспомним, какие бывают звуки? - Назовите, сколько в слове «Африка» гласных звуков? Сколько согласных? Назовите общее количество звуков в этом слове - (гласные и согласные; 3 гласных, 3 согласных; всего 6 звуков). - Что образуют гласные и согласные звуки, когда они соединяются? А что образуют слоги? - (слоги; слова). - Назовите правило, по которому мы определяем количество слогов в слове. - (сколько в слове гласных - столько и слогов). - Слоги живут в вагончиках. В этих вагончиках двери могут быть открыты, и тогда эти слоги называются ... (открытые), и закрыты … (закрытые). - Иногда согласные звуки в вагончиках могут сталкиваться. Такое столкновение происходит и в слове «Африка». Первый вагончик в этом слове с закрытой дверью. Значит этот первый слог …? Второй слог? - (… закрытый; открытый). - Столкновение первого закрытого со вторым открытым вагончиком привело к «аварии», которую мы называем «стечение согласных». Такие «аварии» – стечения – могут быть в середине, в конце и даже в начале слов, когда слог состоит из нескольких согласных звуков. Сегодня в Африке мы познакомимся с такими словами.
Собираем чемоданы и готовимся в полет Ждут нас сказочные страны Африканский мир красот!
III. Тренировочные упражнения на усвоение детьми материала по теме занятия а) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового анализа
1) - Растительность тропических лесов разнообразна, пустынь, наоборот, скудна. Во многих пустынных областях растительный покров вообще отсутствует. На доске записаны слова – названия растений, которые растут в африканских тропических лесах и пустынях. - Прочтите слово, деля его на слоги. Постарайтесь верно, поочерёдно, по одному слову с доски прочесть слова по слогам, выделяя голосом каждый отдельный слог. - Среди этих слов назовите слова со стечением согласных. - Запишите в тетради слова только со стечением согласных. Разделите их на слоги. - А теперь подчеркните в них гласные. Назовите их.
Слова: кактус, пальма, бамбук, баобаб, алоэ, акация, инжир, финик, банан, кокос, манго, арбуз, росянка, просо, полынь, плющ, папоротник. 2) - На доске я разместила картинки с изображением африканских животных. Рассмотрите и по возможности каждый, последовательно, назовите их. - Какие животные вам совсем не знакомы? - Определите, сколько слогов в этих словах. Запишите слова в три колонки: в первую – состоящие из одного слога, во вторую – из двух, в третью – трехсложные слова.
Предметные картинки: зебра, буйвол, дикобраз, лягушка, шимпанзе, горилла, тигр, гепард, леопард, слон, крокодил.
3) - А сейчас мы разложим эти картинки в три ряда: в первый – с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – слова, в которых по счету ударный третий слог. Каждый из вас будет поочередно выходить к доске, брать карточку с понравившимся животным и класть ее в определенный ряд.
б) тренировочные упражнения на развитие навыков слогового синтеза
1) - На ваших столах лежат конверты. В них таинственные письмена – слова, зашифрованные древними африканскими племенами. Прочитайте слоги, записанные на карточках и составьте слова.
Карточки со слогами: ка, ут; ист, а; ус, стра; лин, пав; ля, цап; ра, вль, жу; трос, аль, ба; мин, го, фла; точ, ка, лас; ку, шка, ку; рец, скво; шун, кор; вят, ник, стер. - Как получившиеся слова можно назвать одним словом? - (птицы). - Правильно, ребята, это все птицы, обитающие в Африке. Многие из них вам хорошо знакомы. Потому что кроме постоянно обитающих там видов, на зиму в Африку прилетает огромное количество птиц из нашей страны.
IV. Динамическая пауза - Мы продолжаем наше путешествие и знакомство с Африкой. Сейчас я предлагаю вам прогуляться по просторам этой страны. Для этого встаньте из-за парт, шагайте с движениями, которые я буду показывать и повторяйте вслед за мной хорошо знакомую песенку:
Если долго, долго, долго, Шагают с высоким подниманием бедра. Если долго по тропинке, Если долго по дорожке, Идут с подскоками. Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, Шагают с высоким подниманием бедра и То, наверно-верно-верно, кивают головой. То, возможно-можно-можно, Пошевеливают плечами. Можно в Африку прийти. Топают ногой.
А-а, в Африке реки Шагают с высоким подниманием бедра и Вот такой ширины. широко разводят руки в стороны. А-а, в Африке горы Идут с подскоками и тянутся как можно Вот такой вышины. выше поднятыми руками к потолку. А-а, крокодилы, бегемоты, Прыгают на месте, имитируя соответствую- А-а, обезьяны, кашалоты, щих животных. А-а, и зелёный попугай, А-а, и зелёный попугай.
V. Тренировочные упражнения на закрепление усвоенных навыков а) тренировочные упражнения на закрепление навыков слогового анализа и синтеза
1) - Ни одно наше с вами путешествие не обходится без загадок. Вот и сегодня нам придётся с вами столкнуться с магией. Знаете ли вы, кто такой «шаман»? Шаман – это человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами. Шаман подготовил для вас испытания. Вот первое из них. Сейчас мы прогуляемся по африканским джунглям и познакомимся с другими его обитателями. Я буду читать загадки в стихах, а вы ответы на них проговаривайте громко и чётко по слогам.
Львица притаилась рядом С очень полосатым стадом, Чтобы пообедать первой Ей попавшей в лапы … … зеб-рой.
Зебры очень испугались И от страха вдаль умчались. В панике им вслед галопом Поскакали … … ан-ти-ло-пы.
Антилопы всех боятся, Кто царапать и кусаться Любит. Но войдя в азарт, В миг догонит их … … ге-пард.
А шакал в саванне рыщет, И он все-таки отыщет, Где, клюв в жертву запустив, Падалью пирует … … гриф.
Бегемоты любят мыться, Травку есть, в воде резвиться. Но зарылся рядом в ил Злой кусачий … … кро-ко-дил.
Крокодил у водопоя Не дает зверям покоя. И гордится очень он, Что его боится … … слон.
А с хамелеоном рядом, Всех пугая страшным взглядом, Прошуршала вдоль ручья Ядовитая … … зме-я.
На змею здесь есть управа. Вот шагает влево-вправо Птица, названная встарь, За походку … … се-кре-тарь.
Под акацией сидим И по сторонам глядим. Не видать нигде людей - Начался сезон … … дож-дей.
2) - Шаман решил усложнить ситуацию и оставил на карточках «заколдованные» слова, которые нужно «расколдовать», вставив в них пропущенные слоги. - Запишите получившиеся слова в тетрадь. Потерялся слог куда-то. Изменилось слово - ждёт. Может, слог найдут ребята, Кто же слово нам спасёт?
Слова: пу…ня, …тров, ан…лопа, …блюд, …ведь, мар…шка, сус…, пан…ра, …бра, скор…он, гип…потам. 3) - А в этих «заколдованных» словах шаман нарочно допустил ошибки: он вставил лишние слоги. Прочтите и запишите слова правильно, отставив лишний слог. Подсказка: многие из слов уже могли встречаться вам во время урока.
Слова: папороротник, водроросли, гиппопотамтам, дикобрабраз, клорокодил, антилтилопа, верлоблюд, буйловол, леопрапард, шимзапанзе, голорилла, жувруравль.
- Какие слова получились? Прочитайте каждый по одному «расколдованному слову». - Какие слоги были лишние: открытые, закрытые или со стечением согласных? Назовите их. - Сколько всего слогов в вами исправленных словах? б) тренировочные упражнения на закрепление навыков аналитико-синтетической деятельности 1) - Вот шаман подготовил задание для любознательных. Он зашифровал три слова – название крупнейшей на Земле пустыни; крупнейшая река в центральной Африке; величайший архитектурный памятник Древнего Египта. - Я сейчас буду называть слова. Выделите в словах те слоги, номера которых я назову и соедините их чтобы получилось слово:
1. 2-ой слог в слове «крыса», 4-ый в слове «черепаха», 3-ий в слове «пантера»; … Сахара. 2. 2-ой слог в слове «дракон», 3-ий в слове «фламинго»; … Конго. 3. 2-ой слог в слове «скорпион», 2-ой в слове «зебра», 2-ой в слове «термиты», 3-ий в слове «верблюды». … пирамиды.
2) - На доске шаман оставил «наскальные» изображения. В каждой группе картинок одна из них является лишней. Внимательно посмотрите на картинки и определите, какие предметы и почему являются лишними. Группы слов: инжир, манго, мандарин, кактус; дикобраз, страус, журавль, павлин; крокодил, стервятник, леопард, буйвол; тигр, гепард, антилопа, пантера. VI. Тренировочные упражнения на обобщение изученного - На доске записаны слова. Образуйте от них при помощи суффиксов как можно больше новых слов. Запишите, какие слова у вас получились. - Выделите в них суффиксы. - Разделите слова на слоги, а в скобках, рядом, укажите общее количество слогов в словах. - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как справились с этой работой ваши соседи по парте.
Слова: Образец: слон – слониха – слонёнок волк – тигр – медведь – страус –
VII. Итог занятия - Вот наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы побывали на самом жарком материке под названием… - (… Африка). - С какими новыми животными и растениями вы познакомились впервые? - Что вас удивило? - Что вам больше всего понравилось? - Чего вы раньше не знали? - Всем спасибо! До свидания, ребята!
|