Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концентрация
Прежде чем перейти к занятиям концентрацией, полезно узнать кое-что о подсознании, уме и его функциях. Концентрацией называют то состояние, когда читта обуздана и задержана на определенном объекте. Огромная доля подсознания представляет собой просто набор скрытых впечатлений, которые осознающий разум может поднять на поверхность посредством концентрации. Психология давно признала, что мыслительные процессы, связанные с получением знаний, не ограничиваются сознанием, то есть затрагивают и подсознание. Если вы научитесь вступать в общение с подсознанием и овладеете искусством извлечения оттуда словесных сведений, то есть разговаривать с ним как со слугой или старым добрым другом, перед вами откроются все знания. Да, это вопрос практики, практика ведет к совершенству. Если вы никак не можете решить какую-либо метафизическую, научную или философскую загадку, с полным доверием попросите свое подсознание сделать это за вас. Вы непременно получите правильный ответ. Отдайте подсознанию такой приказ: «Послушай, подсознание! Мне очень нужно найти решение этой проблемы к завтрашнему утру. Пожалуйста, поторопись». Приказ должен выражаться очень четко, без неоднозначностей. Скорее всего, на следующее утро вы получите ответ подсознания. Правда, иногда оно занято другой работой, и тогда вам придется подождать несколько дней. В таких случаях нужно повторять приказ каждый день в одно и то же время. Все, что нами унаследовано, все, что мы приносим с собой из бесчисленных прошлых воплощений, все, что мы видели, слышали, пробовали на вкус и читали, чему вы радовались в этой или одной из прошлых жизней, — все это кроется в подсознании. Почему же не освоить принципы концентрации, управления своим подсознанием и не извлечь пользу из всех этих познаний? Как вы уже знаете, подсознание — наш верный слуга. Вечером, когда вы ложитесь спать с мыслью о том, что должны подняться ровно в 4 часа утра (например, чтобы успеть на поезд или заняться медитацией), именно подсознание заставляет вас проснуться в это время. Подсознание работает даже в то время, когда человек крепко спит. Оно не знает отдыха. Оно классифицирует, анализирует, сравнивает, сортирует факты и числа —и выполняет наши поручения. Любой поступок, радости и страдания — по существу, все наши переживания оставляют на фотографической пластинке подсознания тончайшие отпечатки, остаточные следы, которые становятся причинами грядущих воплощений, новых удовольствий и страданий, очередной смерти. Возрождение либо повторение любого действия, совершенного в этой жизни, образует память. Но развитый йог воскрешает и воспоминания о прошлых жизнях. Он погружается в глубины памяти, и приходит в связь с санскарами (тонкими впечатлениями) прошлых жизней. Он видит их своим йогическим зрением. С помощью саньямы (одновременных концентрации, медитации и самадхи) йог полностью познает свои прошлые жизни. Совершая саньяму над санскарами других, он способен познавать и чужие прошлые жизни. Силы концентрации чудесны! Разум — это сила, порожденная Атманом, так как именно через разум Бог проявляет Себя как многообразную вселенную имен и форм. Разум — это просто набор мыслей и привычек. Поскольку корнем всех мыслей является идея «я*, то и разум — это только мысль «я». Мозг является обителью ума в бодрствующем состоянии, мозжечок — в состоянии сновидения, а сердце — в состоянии глубокого сна. Все окружающие нас предметы представляют собой не что иное, как облеченный в форму, овеществленный разум. Разум творит, разум разрушает. Развитый ум оказывает влияние на менее развитые. Это доказывают телепатия, чтение мыслей, гипноз, месмеризм, лечение на расстоянии и многие другие родственные науки. Несомненно, разум — это величайшая сила на земле, а контроль над разумом наделяет всеми прочими видами власти. Мы занимаемся физическими упражнениями, играем в теннис или крокет, чтобы поддержать физическое здоровье. Сходным образом, следует поддерживать и умственное здоровье: питаться саттвичес-кой пищей, отдыхать душой на лоне невинной и безвредной природы, менять образ мыслей, давать разуму отдых, развлекая его добрыми, облагораживающими и возвышенными мыслями, воспитывать в себе привычку оставаться бодрым. Такова природа ума: он становится тем, над чем напряженно размышляет. Таким образом, если думаешь о чужих пороках и недостатках, разум заражается этими пороками, во всяком случае на некоторое время. Тот, кто знает этот психологический закон, никогда не станет осуждать других, искать недостатки в их поведении. Он всегда будет хвалить окружающих, замечать в них только хорошее. Вот путь к успеху в концентрации, йоге и духовности. По мнению индийской школы логики, разум состоит из атомов. Философия раджа-йоги считает, что он вездесущ, а школа веданты полагает, что разум совпадает по размерам со всем телом. Глубокий сон не является состоянием бездеятельности. В этом состоянии деятельно функционирует каузальное тело (карана-шарира). Активно и взаимодействующее сознание (праджня). Джива (индивидуальная душа) почти пребывает в тесной связи с Абсолютом. Подобно тонкой кисейной вуали, скрывающей лицо женщины даже от ее собственного мужа, тонкий покров неведения отделяет индивидуальную душу от Высшей Души. Последователи веданты очень глубоко изучают это состояние. Оно имеет огромное философское значение, является ключом, позволяющим отследить существование Атмана. В глубоком сне мы переносимся в теплое лоно Матери мира Раджешвари, которая с любовью дарует нам мир, возвращает бодрость и силы, чтобы мы могли смело встретить грядущие трудности повседневной жизни. Без этой несравнимой любви и доброты милосердной Матери, ощущаемой в глубоком сне, жизнь на физическом плане была бы почти невозможной, так как здесь нас каждое мгновение окружают бедствия, болезни, заботы, волнения, всевозможные страхи, страдания и мучения. Какими жалкими, унылыми и подавленными мы чувствуем себя, если хотя бы одну ночь не насладимся здоровым глубоким сном, пожертвовав 3—4 часа на посещение театрального представления! Такие великие йоги, как Джнянадэва, Бхартрихари1 и Патанджали2, часто обменивались с другими людьми сообщениями на большом расстоянии, пользуясь при этом телепатией, передачей мыслей. Телепатия была первым на свете беспроволочным телеграфом и телефоном. Мысль переносится в пространстве с огромной скоростью. Она движется, имеет вес, форму, размер и цвет. Мысль представляет собой динамическую силу. 1 Философ-языковед V в. н. э. 2 Автор «Йога-сутр», систематизатор раджа- и санкхья-йоги.
Чем же является этот мир? Это не что иное, как материализация мыслеформ Бога, Хираньягарбхи1. В науке имеют дело с волнами тепла, света и электричества, но в йоге, помимо них, есть и мыслеволны. Мысль имеет невероятное могущество. В той или иной мере силу мысли неосознанно ощущает каждый человек. Если хорошо разобраться в действии вибраций мысли, освоить приемы управления мышлением и метод передачи благотворных мыслей на расстоянии другим людям (посредством четких, определенных и мощных мыслеволн), то мыслями можно пользоваться в тысячу раз действеннее. Мысли творят чудеса. Дурная мысль сковывает, благая освобождает. Мыслите правильно — и достигайте свободы. Раскройте скрытые в вас оккультные силы путем познания сил разума. Закройте глаза. Медленно сосредоточивайтесь. Вы можете увидеть отдаленные объекты, услышать далекие звуки, отправлять сообщения в любую часть не только нашего мира, но и других планет. Вы можете исцелять людей, находящихся за тысячи километров от вас, и мгновенно переноситься на огромные расстояния. Верьте в могущество разума. Интерес, внимательность, сила воли, вера и концентрация принесут желаемые плоды. Помните, что ум порожден Атманом посредством Его майи (силы иллюзии). Космический разум — это всеобщий ум. Космический разум — это совокупность всех индивидуальных умов, это Хираньягарбха, Ишвара2, или Карья-Брахман (Деятельный Брахман). Человеческий ум — лишь частица всеобщего разума. Научитесь соединять свой крошечный разум с Космическим Разумом, обретая Всеведение, погружаясь в Космическое Сознание. 1 Букв.: «золотой зародыш»; одно из имен бога-творца, Брахмы. 2 Персонифицированный, проявленный бог, создатель вселенной.
Следите за тем, чтобы разум всегда был уравновешен. Это очень важно. Без сомнений, это очень трудно, но вы должны добиться этого, чтобы преуспеть в концентрации. Подлинная мудрость в том, чтобы сохранять уравновешенность разума в радости и горе, в жаре и холоде, приобретениях и утратах, успехах и неудачах, при похвале и порицании, уважении и пренебрежении. Это настоящее испытание, но если вам удастся добиться этого, вы станете самым могущественным властителем на свете. Вами будут восхищаться. Вы будете самым богатым, даже если из одежды у вас будет только набедренная повязка и вам нечего Будет есть. Вы станете очень сильным, каким бы дряхлым ни было ваше тело. Миряне теряют равновесие ума даже из-за пустяков. Они быстро раздражаются и выходят из себя. Теряя самообладание, человек растрачивает энергию впустую. Те, кто хочет добиться уравновешенности разума, должны развивать различение, соблюдать половое воздержание и заниматься концентрацией. Растрачивающий семя слишком часто раздражается. Контроль над умом и концентрация очень трудны. В свою поэму «Теджомайянандам» святой Тхайюманавар1 включил чудесную строфу о сложности управления разумом. В вольном пересказе этот почти непереводимый отрывок звучит так: 1 Тхайюманавар — поэт-святой, который жил почти 200 лет назад в Южной Индии. Его песни о веданте воодушевляют и возвышают. Стихи поэта глубоко проникают в души слушателей. Они очень популярны в Южной Индии, так как несут в себе глубокие и утонченные философские идеи. — Прим. автора.
Можно остановить бешеного слона, Можно захлопнуть пасть медведя или тигра, Можно оседлать льва, Можно играть с коброй, Можно разбогатеть с помощью алхимии, Можно скитаться по вселенной неузнанным, Можно сделать богов своими слугами, Можно оставаться вечно молодым, Можно ходить по воде, Можно выжить в языках пламени, Можно достичь всех сиддхи, Но обрести покой с помощью власти над умом Еще труднее.
Наши подлинные враги — чувства. Они увлекают мысли вовне и нарушают покой разума. Оттолкните их. Подчините их себе. Обуздайте их. Плените их, как берут в плен врагов на поле боя. Этого не добьешься за один день. Это требует терпеливой и долгой садханы. Власть над чувствами означает, по существу, власть над разумом. Все десять органов чувств нужно покорить. Уморите их голодом. Не давайте им того, чего они хотят, и тогда они начнут безоговорочно повиноваться вашим приказам. Все, кто погружен в земные заботы, — рабы своих чувств, даже если они образованны, богаты и обладают судебной или исполнительной властью. Если вы, например, являетесь рабом мясной пищи, ваши занятия контролем над языком начнутся в тот миг, когда вы полностью откажетесь от мяса на полгода. Вы поймете, что обрели определенную власть над назойливыми вкусовыми привычками, которые прежде восставали против вашей воли. Будьте осторожны, бдительны и осмотрительны. Наблюдайте за разумом и его видоизменениями. Господь Иисус говорит: «Бодрствуйте [бдите] и молитесь»1. Слежение за умом — это самонаблюдение. 1 Мат. 26: 41.
Только один из миллиона занимается этой благотворной и возвышающей душу практикой. Люди погружены в земное, они безумно гонятся за деньгами и женщинами. У них нет времени думать о Боге и высших духовных ценностях. Солнце восходит, и разум снова начинает мчаться по старым, привычным рельсам еды, питья, развлечений и сна. День прошел. Так проходит вся жизнь. Нет ни нравственного, ни духовного развития. Тот, кто ежедневно занимается самонаблюдениями, может выявить свои недостатки и, устраняя их подходящими методами, постепенно добиться полного контроля над разумом. Он не пустит на фабрику своего ума таких незваных гостей, как похоть, гнев, жадность, ложные представления и гордость. Его занятия концентрацией будут проходить без помех. Другими необходимыми практиками являются ежедневный самоанализ и самопроверка. Только так можно избавиться от недостатков и быстро достичь успехов в концентрации. Как работает садовник? Он тщательно наблюдает за молодыми побегами, ежедневно выпалывает сорные травы, окружает ростки прочными заборами и каждый день поливает их водой. Тогда растения хорошо растут и быстро приносят плоды. Точно так же нужно выявлять свои недостатки путем самонаблюдения и самоанализа, а затем искоренять их подходящими способами. Если один метод не приносит результатов, пробуют другой. Такая работа требует терпения, настойчивости, упорного прилежания, трудолюбия, железной воли, утонченного ума и отваги, но награда будет неоценимой: Бессмертие, Высший Покой и Бесконечное Блаженство! Разум нужно сделать безмятежным. На пути йоги над безмятежностью нужно работать каждую секунду. Если разум беспокоен, вы ни на йоту не продвинетесь в концентрации. Поэтому прежде всего нужно всеми силами добиваться безмятежности разума. Тихая медитация утром, отказ от желаний, правильное питание, дисциплина органов чувств и ежедневное соблюдение обета молчания хотя бы в течение часа принесут безмятежность. С бесцельными привычными мыслями, дикими фантазиями, ошибочными чувствами, заботами, волнениями, тревогами, путаными представлениями и воображаемыми страхами нужно покончить раз и навсегда. Только тогда можно надеяться на достижение покоя разума. Фундамент йоги можно считать надежным и правильным только в том случае, если ученик достиг высшей степени безмятежности разума. Лишь хладнокровный разум способен постичь истину, узреть Бога, Атмана, и Божественный Свет. Когда разум умолкает, духовные переживания становятся непреходящими. В противном случае они могут возникнуть, но позже исчезнуть. Просыпаясь в 4— 6 часов утра, пылко молитесь Господу, напевайте Его Имена, медитируйте на Нем всем своим сердцем. Затем примите твердое решение: «Сегодня я буду соблюдать половое воздержание. Сегодня я буду говорить только правду. Сегодня я не задену чужих чувств. Сегодня я не потеряю самообладания». Следите за своим разумом. Будьте тверды, и в этот день вы непременно добьетесь успеха. Следуйте этой клятве целую неделю. Вы ощутите прилив сил. Окрепнет ваша сила воли. Продолжайте соблюдать свой обет в течение месяца. Даже если вначале вы допустите какие-то ошибки, это не должно тревожить. Ошибки — наши лучшие учителя, ведь мы не совершаем один и тот же промах дважды. Если вы честны и искренни, Господь осыплет вас Своей Милостью. Он укрепит вас перед лицом трудностей и бедствий в битве повседневной жизни. Тот, кто владеет своим разумом, по-настоящему счастлив и свободен. Физическая свобода вовсе не является подлинной свободой. Если вас легко увлекают за собой вздымающиеся волны чувств и порывов, если вы зависите от перепадов настроения, желаний и страстей, то как можете быть по-настоящему счастливыми? О милые возлюбленные дети! Вы походите на лодку без руля. Вас бросает туда и сюда, как соломинку на просторах океана. Вы смеетесь пять минут, а плачете по пять часов. Что могут сделать для вас жена, сын, друзья, деньги, слава и власть, если вы покорны порывам собственного ума? Настоящим героем является тот, кто подчинил себе разум. Есть такое изречение: «Кто покорил свой ум, покорил весь мир». Подлинная победа — это победа над разумом. Это и есть настоящая свобода. Строгая дисциплина и самоограничения со временем искоренят все желания, мысли, порывы, стремления и страсти. Только тогда, и не раньше, можно надеяться на освобождение от рабства. Не проявляйте по отношению к разуму никакой снисходительности. Ум — это озорной чертенок. Обуздайте его решительными мерами. Станьте совершенным йогом. Деньги не дадут вам свободы. Свобода — это не товар, ее не купишь на рынке. Это редкое, потаенное сокровище, охраняемое пятиглавым змеем. Пока вы не убьете или не приручите этого змея, вам не удастся завладеть сокровищем. Это сокровище — Духовное Богатство, Свобода и Блаженство. Змей — это разум, а пять его шипящих голов — пять органов чувств. Раджасический ум вечно требует чего-то нового. Он жаждет разнообразия и питает отвращение к постоянству. Ему хочется перемены мест, непривычной еды, — иными словами, перемен во всем. Но вы должны научить разум довольствоваться одним. Не стоит жаловаться на однообразие. Нужно обладать терпением, несокрушимой волей и неутомимой настойчивостью. Только тогда вы добьетесь успеха в йоге. Тот, кто постоянно стремится к новому, почти не способен к йоге. Держитесь одного места, одного духовного наставника, одного метода, одной системы йоги — вот путь к настоящему успеху. Нужно испытывать подлинную и очень сильную жажду к Богоосознанию. Тогда удастся избежать всех преград. Концентрация станет легкой. Обычное, время от времени проявляющееся эмоциональное возбуждение, вызванное простым любопытством или стремлением к психическим силам, не принесет никаких ощутимых результатов. Беспечность, нерегулярность занятий концентрацией, ослабление вайрагьи (бесстрастия), леность, побуждающая бросить занятия уже через несколько дней, — вот черты, которые позволят враждебным силам сбить вас с истинного пути йоги, и тогда вы окажетесь в очень трудном положении. Вам будет трудно подняться на прежние высоты. Занимайтесь концентрацией регулярно. Будьте жизнерадостны. Долой подавленность и уныние! Нет ничего заразнее депрессии. Подавленный и угрюмый человек излучает только неприятные и болезненные вибрации, он просто не может излучать счастье, любовь и спокойствие. Не покидайте своей комнаты, если чувствуете себя подавленным и грустным, иначе вы рискуете заразить всех окружающих. Жить нужно так, чтобы стать благословлением для других. Излучайте радость, любовь и мир. Подавленность изъедает самую сущность вашего существа, опустошает ее как язва. Это поистине смертоносная чума. Подавленность возникает из-за разочарований и неудач, сильного расстройства пищеварения и горячих споров, неправильного мышления и ошибочных чувств. Отделяйте себя от отрицательных эмоций, отождествляйтесь с Высшей Сущностью, и тогда ни одно внешнее влияние вас не заденет. Вы станете неуязвимым. Гоните чувства тоски и уныния, стоит им появиться. Делайте это с помощью самоанализа, пения божественных песен, молитв, повторения ОМ, пранаямы, оживленной прогулки на свежем воздухе и размышлений о противоположном, то есть о чувстве радости. Старайтесь быть радостным во всех обстоятельствах и излучать вокруг только счастье. Почему вы плачете, дети мои? Сорвите с глаз повязки и гляньте вокруг. Нас окружает истина, только истина. Все вокруг — Свет и Блаженство. Катаракта неведения затуманила ваше зрение. Исцелитесь от недуга немедленно. Наденьте новую пару очков, развивайте внутреннее око мудрости путем постоянных занятий концентрацией. Не только мысль определяет поступки. Есть разумные люди, которые в мыслях верно взвешивают все «за» и «против», но на деле часто уступают искушениям. Они совершают дурные поступки, а потом раскаиваются. К действиям человека побуждают чувства. Некоторые физиологи особо подчеркивают роль воображения и утверждают, что именно оно и определяет наши поступки. Свои доводы они подтверждают таким примером: представим длинную доску шириной в один фут, которая закреплена между двумя башенками на высоте двадцати футов. Когда начинаешь идти по ней, сразу воображаешь, что свалишься, — и действительно падаешь, хотя без труда проходишь по той же доске, если она лежит на земле. Предположим, что вы едете на велосипеде по узкому переулку и замечаете на дороге большой камень. Вы воображаете, что будет, если колесо наткнется на камень, после чего именно так и происходит. Другие физиологи твердят, что поступки определяются волей. Воля способна на все. Воля — это сила души. Ведантисты придерживаются того же мнения. Вернемся к теме концентрации. Волны мышления, вызванные мыслеформами, носят название вритти. Эти волны нужно сгладить, остановить. Только тогда можно осознать Душу. Хорошо подготовленный разум можно по желанию задержать на любом объекте, как внешнем, так и внутреннем, одновременно исключив из него все прочее. Вначале практика концентрации несколько неприятна, но через некоторое время она начинает приносить огромное счастье. Самое главное —терпение и настойчивость. Важна и регулярность занятий. В шастрах1 разум сравнивается с озером или океаном. Возникающие в уме мысли подобны волнам. Свое отражение в водах океана можно ясно увидеть, только когда волны полностью исчезают и царит штиль. Душу, Свет света можно осознать только тогда, когда успокаиваются все мыслеволны в озере ума. Если концентрация представляет для вас интерес и вы имеете определенную цель, то, без сомнений, добьетесь заметного успеха в сосредоточении. Новичок начинает питать большой интерес к этой практике, когда испытывает те или иные психические переживания (светящиеся огни, небесные звуки, изысканные ароматы и прочее) и начинает задумываться о возможности стать настоящим йогом. 1 Древнеиндийские трактаты по различным отраслям знаний.
Некоторые люди могут сосредоточиться только на приятном и занимательном. Если им удастся вызвать у себя интерес к неприятному, они смогут хорошо концентрироваться даже на «скучных» объектах. Когда лучи ума собраны и сфокусированы с помощью практики, разум становится сосредоточенным, изнутри приходит ананда. Все удовольствия мира вместе взятые — ничто по сравнению с тем блаженством, какое приносят концентрация и медитация. Ни в коем случае не прекращайте занятия концентрацией. Продолжайте упорно работать. Запаситесь терпением, настойчивостью, жизнерадостностью, упорством и прилежанием. Рано или поздно вы добьетесь успеха. Никогда не отчаивайтесь. Шри Шанкарачарья1 пишет в своих комментариях к «Чхандогья-упанишаде»: «Долг человека заключается в контроле над чувствами и концентрации разума». Путем глубоких самонаблюдений определите, какие помехи становятся камнями преткновения на пути к концентрации, и терпеливо, настойчиво, одну за другой устраните эти преграды. Не допускайте появления новых мыслей (санкальп) и желаний (васан). В корне пресекайте их с помощью различения, самопознания, концентрации и медитации. Каждый человек в той или иной мере сосредоточивается, когда читает книгу, пишет письмо, играет в теннис — иными словами, когда занимается каким-то делом. Но для достижения духовных целей концентрацию следует развить до бесконечно высокого уровня. Разум похож на сорвавшуюся с веревки обезьяну. В каждое мгновение он способен заниматься только одним предметом, он может с молниеносной быстротой переходить от одного объекта к другому. Он делает это так быстро, что некоторые считают, будто действительно могут одновременно заниматься несколькими делами. Но лучшие философы и мудрецы Востока и Запада считают верной теорию «единственной мысли». Она согласуется и с повседневным опытом. Разум всегда беспокоен, что вызвано силой раджаса и страстей. Концентрация необходима и для материального успеха. Человек с достаточным уровнем сосредоточенности зарабатывает больше, делает свою работу быстрее других. Нужно ли говорить, какую щедрую награду за усилия в концентрации получает изучающий йогу? 1 Шанкара (788—812 гг. н. э.) — величайший индуистский философ, вероучитель шиваизма, классик адвайта-веданты, автор многочисленных комментариев к священным текстам и религиозно-философских поэм («Вивекачудамани», «Атмабодха», «Апарокшанубхути» и мн. др.).
Изучая книгу, сосредоточьте все мысли на содержании. Не позволяйте разуму замечать посторонние предметы, слышать какие-либо звуки. Соберите все рассеянные лучи ума воедино. Развивайте силу внимания. Как я уже говорил в начале, внимание играет немаловажную роль. По существу, концентрация представляет собой сужение сферы внимания. Это один из признаков развитой воли. Этим качеством обычно обладают сильные личности. Развивайте внимание на скучных, непривлекательных занятиях, которые временами заставляют морщиться. Попробуйте вызвать у себя интерес к неинтересным темам и идеям. Удерживайте их в голове, и интерес постепенно появится. Исчезнут многие слабые стороны ума, разум будет становиться все сильнее. Сила, с какой нечто увлекает разум, обычно пропорциональна уделенному этому объекту вниманию. Более того, искусство памяти — это тоже внимание. У рассеянных людей память очень плохая. Игра в карты или шахматы требует большой сосредоточенности, но в это время ум не занят чистыми, божественными мыслями. Содержание мыслей имеет огромное значение. Едва ли можно испытать Божественный трепет, восторг и душевный подъем, когда разум заполнен непристойными мыслями. Каждый объект вызывает свои ассоциации. Разум следует заполнять утонченными духовными мыслями, только тогда он очистится от мирского. Образы Господа Иисуса, Будды или Кришны вызывают возвышенные, волнующие душу мысли, а шахматы и карты связаны с мыслями об азартных играх, мошенничестве и обмане. Призыв тени позволяет увидеть видимое и незримое. Несомненно, человек очищается даже благодаря самому зрелищу вызванной тени. Тень может ответить на любые вопросы. Йог, умеющий видеть собственное отражение в небе, может узнать, ждет ли его успех в начинаниях. Йоги, которые целиком постигли пользу концентрации, утверждали: «В чистом, залитом солнцем небе взирай пристально на свое отражение; если оно появится хоть на мгновение, ты узришь в небесах Бога». Тот, кто ежедневно видит в небе свое отражение, достигает долголетия. Он никогда не умрет случайной смертью. Когда тень видна ясно, занимающийся йогой может не сомневаться в победе и успехе. Он покоряет прану и может перенестись куда угодно. Эта практика довольно проста, а результаты ее замечаешь очень быстро, иногда уже через одну-две недели. Когда восходит солнце, станьте так, чтобы тело отбрасывало тень на землю прямо перед вами. Некоторое время пристально смотрите на шею своей тени, а затем переведите взгляд на небо. Если вы увидите в небесах полную серую тень, это очень благоприятный знак. Тень ответит на любой ваш вопрос. Если вы не увидите тень, продолжайте практику, пока не добьетесь успеха. Это упражнение можно выполнять и при лунном свете. Страдая от болезней, люди иногда испытывают острую боль. Найти причину нетрудно. Они постоянно думают о болезни, но не знают, как отвлечь ум от больного участка, абстрагироваться от боли и сосредоточиться на чем-то другом. Другие люди переносят боль не так остро. Они умеют отвлечься от очага болезни. Если у вас что-то болит, сосредоточьтесь на своем божестве-хранителе или углубитесь в философские книги. Боль исчезнет. Концентрация — сугубо умственный процесс. Она требует обращения разума внутрь. Это не физическое упражнение. Мозг не должен чрезмерно напрягаться. Не нужно яростно бороться с умом. Сядьте в удобную позу. Расслабьте все мышцы тела. Не должно быть ни мышечного, ни душевного, ни нервного напряжения. Успокойте разум. Заставьте бурлящие мысли утихнуть. Успокойте чувства. Прервите процесс мышления. Не обращайте внимания на вторгающиеся мысли. Внушите разуму: «Мне все равно, есть мысли или нет». Иными словами, станьте равнодушным. Скоро случайные мысли покинут фабрику вашего разума, перестанут причинять неудобства. В этом кроется секрет дисциплины разума. Усиление концентрации проявляется почти незаметно. Не стоит приходить из-за этого в уныние. Занимайтесь регулярно. Не прекращайте практику ни на день. После определенного успеха в концентрации, вы можете попытаться опустошить себя, избавиться от любых мыслей. Всегда пребывайте в хорошем настроении. Когда нужно сосредоточиться на деле, которое следует выполнять очень тщательно, воспользуйтесь всей силой воли и воображения. Воображение способствует даже концентрации. Чрезмерное напряжение, болтливость, переедание, излишнее общение с дамами и дурной компанией, утомительная ходьба отвлекают разум. Тот, кто занимается концентрацией, должен отказаться от всего этого. Чем бы вы ни занимались, делать это нужно с предельной сосредоточенностью. Никогда не бросайте дело незаконченным. Половое воздержание, пранаяма, сокращение желаний и занятий, отказ от лишних вещей, уединение, тишина, дисциплина чувств, уничтожение похоти и жадности, контроль над проявлениями гнева, избегание дурных людей, искоренение привычки читать газеты и ходить в кино — все это прокладывает путь к усилению концентрации. Не тревожьтесь, если во время концентрации разум вырывается наружу. Пусть отклоняется. Мягко верните его к объекту концентрации. В первое время разум будет отвлекаться 50 раз, а через два года практики — всего 20. Спустя три года постоянной и упорной практики он вовсе перестанет уходить в сторону. Разум полностью остановится на Божественном Сознании. Он не убежит, даже если попытаться заставить его сделать это. Об этом свидетельствует практический опыт тех, кто достиг полной власти над своим разумом. Арджуна прекрасно умел сосредоточиваться. Он учился стрельбе из лука у Дроначарьи1. Мертвая птица была привязана к шесту так, что ее было видно в тазу с водой на земле. Арджуна видел отражение птицы в воде и целился так точно, что попадал прямо в правый глаз подвешенной к столбу птицы. Наполеон тоже обладал примечательной силой концентрации. Говорят, он полностью управлял своими мыслями. Он мог извлечь нужную мысль из соответствующего «ящичка» в голове, размышлять о ней, а затем вновь отправлять на место. У него был удивительный мозг с удивительно упорядоченными «ящичками». 1 Дрона — герой «Махабхараты», обучавший военному искусству юных пандавов и кауравов.
Изучая книгу с подлинным интересом, мы ничего не замечаем, не слышим человека, который зовет нас по имени, не обращаем внимания на нежный аромат цветов на столе. Это сосредоточенность, нацеленность ума на единственный объект (читта-экаграта). Разум твердо удерживается только на одном. Такой же глубокой и сильной должна быть концентрация, когда вы размышляете о Боге, Атмане. Легко сосредоточивать мысли на обыденных предметах, потому что разум интересуется ими естественным образом, по привычке. В мозгу уже есть соответствующие борозды. Вновь и вновь сосредоточиваясь на Боге, нужно проложить в разуме новые пути. Через некоторое время ум перестанет отвлекаться на внешнее, так как ощутит внутреннюю радость и блаженство. Некоторые западные психологи считают: «Бесцельно блуждающий разум можно принудить двигаться по малому замкнутому кругу только с помощью сосредоточения. Разум не может удерживаться только на одном. Если он остановится на одном, произойдет остановка, а для разума это смерть. Когда мышление останавливается, нельзя ничего достичь По этой причине нет смысла останавливать мышление». Это неверно. Полная власть над умом достигается, когда все мыслеволны тщательно истреблены. Благодаря однонаправленности ума йог творит чудеса. Он находит скрытые сокровища души с помощью могучего, всепроникающего прожектора, возникающего во время такой концентрации. После установления однонаправленности ума (экаграта) следует добиваться его полного обуздания (ниродха). В этом состоянии все видоизменения ума полностью прекращаются, разум становится пустым. Затем йог уничтожает и опустошенный разум, отождествляя себя с пурушей, Высшей Душой, или Высшей Сущностью, откуда разум черпает свой свет. Так йог обретает всеведение и окончательное освобождение (кайвалья). Но для западных психологов все это — китайская грамота, они бредут на ощупь в темноте. Они не имеют никакого представления о пуруше, свидетеле деятельности разума. Человек — это сложное общественное животное. Он представляет собой биологический организм, и, следовательно, ему свойственны определенные физиологические функции: кровообращение, пищеварение, дыхание, выделение и т. д. Кроме того, он, без сомнений, обладает определенными психологическими функциями, например мышлением, восприятием, памятью, воображением и т. п. Он мыслит, видит, ощущает вкус и запах, чувствует. Говоря философским языком, он является подобием Бога, если не самим Богом. Он потерял божественное величие, когда вкусил плод запретного дерева, но может вернуть себе утраченную божественность путем воспитания разума и практики концентрации. 9. Йога-прашноттари1 1 Преподавание йоги в форме вопросов и ответов.
Вопрос: На чем следует концентрироваться? Ответ: В первое время сосредоточивайся на конкретных объектах, например на образе Господа Кришны с флейтой в руке или Господа Вишну с раковиной, диском, палицей и лотосом в четырех руках. Вопрос: Некто посоветовал мне постоянно смотреть в зеркало, на свое межбровье. Стоит ли выполнять такое упражнение? Ответ: Да. Это один из способов концентрации. Но лучше придерживаться только одного метода, сосредоточения на облике Рамы. Концентрируясь на Его божественном образе, медитируя на Его качествах, ты будешь духовно расти. Вопрос: Я концентрируюсь на трикути, изображении и звучании ОМ. Правильно ли я выбрал объекты? Ответ: Да, правильно. Связывай с ОМ мысли о чистоте, cam, чит, ананде, совершенстве и так далее. Ощути, что являешься всепроникающим сознанием. Такая бхавана (ощущение, воображение) совершенно необходима. Вопрос: Что делать, чтобы достичь глубокой концентрации? Ответ: Воспитывать мощную вайрагью. Увеличивать время занятий. Уединяться. Избегать неподходящего общества. Соблюдать мауну в течение трех часов. Вечером есть только фрукты и молоко. Заверяю, тогда концентрация станет глубокой. Вопрос: Ученику нужны слова ободрения. Он хочет как можно чаще общаться со своим гуру, вот почему я так часто вас беспокою. Могу ли я спросить, как усиливается концентрация? Ответ: Ты можешь писать мне как угодно часто. Беспокойство связано только с разумом. Пребывающий в Атмане, который превосходит разум, вечно испытывает покой. Беспокойства, тревоги и скорби не затрагивают того, кто пребывает в духе. Концентрация усиливается сокращением желаний, соблюдением мауны (молчания) в течение двух часов ежедневно, практикой пранаямы, молитвой, увеличением числа сеансов медитации в конце дня, вичарой и так далее. Вопрос: Может ли джапа вызвать концентрацию? Ответ: Да. Повторяй манасика-джапу. Вопрос: Когда я пытаюсь сосредоточиться на трикути, у меня начинается легкая головная боль. Можно ли от нее избавиться? Ответ: Не борись с умом. Во время концентрации не прилагай чрезмерных усилий. Расслабь все мышцы, нервы и мозг. Сосредоточение должно быть мягким, естественным. Это снимет ненужное напряжение и вызванную им головную боль. Вопрос: Мой разум еще не постоянен, а плоть слаба. Попытки концентрации иногда удачны, но нередко приносят только разочарование. Очищение ума — дело нелегкое. Что вы посоветуете? Ответ: Твоя вайрагья недостаточно сильна, развивай ее. Садхана должна стать упорной. Увеличивай срок медитации до четырех часов. Сократи вьявахару (деятельность). Уйди на три месяца в горы, и все три месяца соблюдай мауну. Тогда концентрация и медитация будут проходить чудесно. Вопрос: Почему йог, предписавший своему ученику шакти-санчару (работа с энергией), предложил ему прекратить все прочие виды садханы? Ответ: Чтобы развить сильную веру, устойчивость на пути и однонаправленность, то есть целеустремленную преданность одному виду йоги. Вопрос: Каждый день я два часа занимаюсь джапой и полчаса — пранаямой. Достигну ли я экаграты и танмайяты (состояние поглощенности) через два года? Ответ: Да. Это возможно, если вы чисты и искренни в своей садхане.
|