Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качества, необходимые для медитации
Прежде чем насытить разум мыслями о Брахмане, следует впитать божественные мысли. Сначала поглощение, затем насыщение. После этого сразу без промедления, приходит осознание. Запомните эту трехчленную формулу: «Поглощение, насыщение, осознание». Волю следует укрепить, очистить, сделать непреодолимой путем усиленной атма-чинтаны, искоренения васан, управления органами чувств и обогащения внутренней жизни. Пользуйтесь каждым мгновением выходного или праздничного дня, чтобы ускорить свое духовное развитие. Если целый месяц питаешься раса-гулой, леденцами, в голове возникает привязанность к сладкому. Если живешь среди санньясинов, читаешь книги о йоге и веданте, возникает сходная душевная тяга к Божественному Сознанию. Но одной душевной привязанности слишком мало. Нужны пылающая вайрагья, пламенная мумукша, способность к духовной садхане, упорная и постоянная нидидхьясана (медитация). Только тогда возможно Самопознание. Для Богоосознания мало одной только добродетельной жизни. Совершенно необходима постоянная медитация. Добродетельный образ жизни лишь готовит разум, превращая его в подходящий инструмент для концентрации и медитации. Именно концентрация и медитация ведут к Самоосознанию. В «Гите» часто встречаются слова: «Манманах, матпарах» — «Думающий обо Мне, преданный Мне». Они означают, что нужно уделять Господу все свои мысли, весь свой разум. Только тогда возможно Самоосознание. Если хотя бы луч разума вырвется наружу, Божественного Сознания не достичь. Мутную воду очищают особыми химическими фильтрами. Точно так же разум, замутненный васанами и ложными санкальпами, нужно очистить с помощью брахма-чинтаны (размышлений об Абсолюте). Только тогда возможно подлинное просветление. Не нужно нетерпеливо ждать немедленных результатов медитации. Одна молодая госпожа, страдавшая бесплодием, 108 раз обошла дерево ашваттха 1и тут же коснулась живота в надежде нащупать ребенка. Это просто глупо. Ей нужно подождать несколько месяцев. При регулярной медитации разум рано или поздно созреет и вы непременно достигнете атма-сакшаткары, непосредственного восприятия Атмана. Тише едешь —дальше будешь. 1 Ficus Religiosa Linn, вид индийской смоковницы, который считается священным деревом. Его называют также деревом бодхи, так как по легенде под одним из таких деревьев Будда достиг просветления.
Вполне понятно, что когда изучающий йогу грихастха, домохозяин1, добивается успехов в медитации, он прекращает всякую мирскую деятельность Для опытных учеников труд становится помехой Именно поэтому Господь Кришна говорит в «Гите»: «Для стремящегося к йоге мудреца [муни] действие именуется средством; для достигшего йоги [йога-руддха] спокойствие [шама] именуется средством» (6: 3). После этого труд и медитация становятся несовместимыми, как кислота и щелочь, огонь и вода, свет и тьма. Ежедневно нужно укреплять вайрагью, медитацию и такие саттвические черты, как терпение, настойчивость, милосердие, любовь, всепрощение, чистоту и т. д. Вайрагья и благие черты характера способствуют медитации, а медитация, в свою очередь, развивает эти качества. Пусть возникает единая всепроникающая брахма-бхавана, ощущение Брахмана. Отрицайте бренное тело, относитесь к нему как к внешней видимости. Старайтесь всегда сохранять это чувство. Зачем закрывать глаза во время медитации? Откройте их и продолжайте медитировать. Уравновешенность ума должна сохраняться даже среди городской суеты. Только тогда можно говорить о совершенстве. Новички, чья концентрация еще слаба, могут прикрывать глаза, чтобы мысли не отвлекались, но позже следует медитировать с открытыми глазами, научиться делать это при ходьбе. Энергично размышляйте о нереальности мира, о том, что его нет, что существует только Атман. Умение медитировать на Атмане с открытыми глазами — признак силы характера. Такого человека трудно отвлечь. Медитировать можно только в том случае, если разум поднялся выше любых тревог. 1 В данном случае «домохозяин» обозначает вторую ступень жизни человека, семейную жизнь. По традиции, жизнь индуиста делилась на четыре части (ашрамы): брахмачарин (ученик), грихастха (домохозяин), ванапрастха (отшельник) и санньясин (странствующий аскет).
Медитация и концентрация требуют разнообразной подготовки разума. Только так грубый разум становится утонченным (сукшма). Благодаря джапе и медитации такие вритти, как гнев, ревность или ненависть принимают иные, утонченные формы. Они редеют, после чего их следует окончательно уничтожить в самадхи. Только тогда можно считать себя находящимся в безопасности. Дремлющие вритти будут ждать удобного случая, чтобы принять самые мрачные формы. Будьте бдительны и осторожны. Регулярная медитация помогает сопротивляться темным, противоборствующим силам, увлекающим вниз. Избавляйтесь от бесцельных блужданий разума посредством ясного и упорядоченного мышления. Не слушайте лживый шепот низшего ума. Обратите внутренний взор к божественному центру. Не бойтесь трудных преград, встречающихся на пути. Будьте отважны. Смело шагайте по пути, пока не сможете отдохнуть в собственном средоточии вечного блаженства. В восемь утра в большом городе царит шум и суета. Через час их уже меньше, спустя другой — еще меньше, а к одиннадцати шум заметно стихает. К часу дня всюду воцаряется спокойствие. Сходным образом, в начале занятий йогой разум переполнен бес- численными вритти. Он возбужден, мечется из стороны в сторону, но со временем волны мыслей постепенно успокаиваются. Рано или поздно все видоизменения становятся управляемыми. Йог наслаждается совершенным покоем. Проходя по рынку крупного города, не различаешь мелких звуков, но когда сидишь в тихой комнате и медитируешь вместе с друзьями, замечаешь самые слабые поскрипывания. Сходным образом, во время работы или другого занятия трудно заметить дурные мысли, но они легко выявляются, когда садишься медитировать. Не пугайтесь, если во время медитации в голове мелькают дурные мысли. Займитесь упорной джапой, продолжайте медитацию, и эти мысли исчезнут. Медитируя, не обращайте внимания на возникающие в голове мысли, вызванные органами чувств. Тщательно избегайте сравнения одних мыслей с ассоциациями и воспоминаниями. Сосредоточьте всю энергию разума только на мысли о Боге, Атмане, не сравнивая ее ни с чем другим. Тот, кто занимается йогой, не должен владеть большими богатствами, так как оно увлечет его к земным искушениям. Ему нужны скромные средства, позволяющие удовлетворять потребности тела. Денежная независимость освобождает ум от тревог и позволяет проводить непрерывающуюся садхану.
|