Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные потомки инков ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Как же сегодня живут потомки инков? Подобно другим современным городам, столица Перу, Лима, — шумный город с многомиллионным населением. Но в провинциальных районах время, кажется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях католические священники до сих пор имеют огромное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой охотой, как в католическую церковь на деревенской площади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и своих прежних верований. Кроме того, многие индейцы, как и раньше, употребляют листья коки, которым приписываются мистические свойства. Благодаря стойкости, свойственной потомкам инков (у многих из них уже смешанное происхождение), им удалось сохранить свои яркие традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно относятся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те, кто лично знаком с современными потомками инков — кто наблюдал их каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним интерес и ближе познакомиться с их жизнью, — те не останутся равнодушными к их истории!
ГЛАВА 5 Латинская Америка в современных международных отношениях
90-е годы для Латинской Америки стали десятилетием качественных сдвигов в политической и экономической области, существенно повлиявших на международную деятельность государств этого региона. Преодолев последствия " потерянного для развития десятилетия" - 80-х годов, большинство стран региона вступило в полосу экономического роста. И если общерегиональный усредненный показатель прироста ВВП по региону составлял в год около 2%, то у ведущих государств - Мексики, Чили, Аргентины, Бразилии - он ежегодно как минимум вдвое превышал этот показатель.
Столь впечатляющий экономический успех был достигнут благодаря структурным преобразованиям, осуществленным большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы. В эти же годы был осуществлен переход к активной внешнеторговой политике. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли ведущих государств региона были одними из самых высоких в мире. В эти же годы был принят целый ряд мер по созданию благоприятного инвестиционного климата. Приток иностранного капитала в Латинскую Америку к середине десятилетия в среднем ежегодно составлял около 50 млрд. долл.
Разразившийся в конце десятилетия " азиатский" финансовый кризис, продолжением которого явился обвал " пирамиды ГКО" в России, не обошел и Латинскую Америку, также относящуюся к так называемым восходящим рынкам мировой экономики. С особой силой он поразил Бразилию, где в 1998 г. произошел стремительный отток средств иностранных инвесторов с фондового рынка. Отчетливо обозначились негативные последствия кризиса и для других стран, и прежде всего для главных экономических партнеров этой " региональной супердержавы". В целом в 1998 г. темпы экономического роста в регионе сократились по сравнению с 1997 г. более чем вдвое (до 2, 3 %). Тем не менее финансовый кризис не мог полностью перечеркнуть результаты впечатляющего рывка, совершенного в 90-е годы.
Заметные перемены произошли и в области социально-политического развития. Начавшийся еще в середине прошлого десятилетия процесс демократизации и перехода к гражданской форме правления в 90-е годы привел к стабилизации конституционных режимов представительной демократии практически во всех странах региона, за исключением Кубы.
Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала " Инициатива для Америк", провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. " Инициатива для Америк" уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).
Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на проблемы социального неравенства, бедности и коррупции, большинство латиноамериканских стран находятся на подъеме. В Бразилии, Аргентине, Чили, Перу и Мексике продолжается экономический рост. И впервые в истории во многих из этих стран у власти находятся прогрессивные правительства - одни популистского толка, а в других, как например, в Уругвае и Бразилии, президенты в прошлом принадлежали к леворадикальным движениям.
Циклы экономического подъема Европы не совпадали с аналогичными периодами в Латинской Америке. Такие страны как Колумбия, Мексика и Аргентина вступили в фазу модернизации, когда Европу охватил кризис Второй мировой войны и послевоенных лет. Когда в 80-е годы США, Европа и Япония накопили капиталы, они направили их на то, чтобы завлечь в долговую кабалу и подчинить своему влиянию всю Южную Америку. За исключением отдельных центральноамериканских стран, Латинская Америка снова вошла в фазу роста, когда Европа оказалась в кризисе. Отягощенные собственными внутренними проблемами, США не могут по-прежнему вмешиваться во внутренние дела всех остальных стран американского континента, а Китай вкладывает туда большие инвестиции, импортируя сырье и экспортируя готовые изделия.
Бразилия, страна, не имеющая равных по размерам и масштабам преобразований, богатая сырьевыми ресурсами, благодаря своему интенсивному развитию способствовала возникновению городского среднего класса. И хотя продолжает существовать разница между богатыми, проживающими в своих великолепных и благоустроенных поселках городского типа, и бедняками, влачащими нищенское существование в городских трущобах, предпринимаются неимоверные усилия для сокращения этих различий, являющихся наиболее вопиющими на Земле. Бразилия, где у власти находился целый ряд прогрессивных правительств, выработала собственную экономическую модель, неолиберально-капиталистическую по сути, однако при этом социально ориентированную. И теперь перед этой потребительской и динамично развивающейся Бразилией стоит задача улучшить качество образования, чтобы суметь пережить период будущего экономического застоя.
В Эквадоре, идущем по пути Бразилии, действует одно из самых передовых законодательств, в котором впервые принимаются во внимание интересы природы. В Аргентине продолжают господствовать коррупция и пресмыкательство, доставшиеся в наследство от эпохи Перона, но отличительным моментом является то, что в провинции идет такой поток инвестиций, которого не было в течение десятилетий. В Мексике, уже привыкшей к ежедневным убийствам в результате войны между бандами наркоторговцев, жизнь все равно продолжается. Активно идет развитие недвижимости, не прерываются финансовые потоки. Благодаря этому, значительно улучшилось благоустройство города Мехико, его облик преобразился, и сама столица стала более безопасной.
Многие из этих стран уже дали пример эффективного управления городским хозяйством. Помимо города Бразилиа, столицы страны, олицетворяющей ее стремительное развитие, есть много других убедительных примеров: Куритиба (Curitiba), экологическая столица, и Рио-де-Жанейро, проводящих различные целевые программы. В Аргентине это провинция Санта Фе (Santa Fe), где вопросы градостроительства и городского благоустройства курирует Социалистическая партия. В Колумбии это Богота (Bogotá) и Медельин (Medellí n), которые удалось благоустроить с помощью продуманной градостроительной политики…
Чего явно не хватает, так это эффективной жилищной политики. Они никак не могут перенять достижения европейских социал-демократов. Хотя есть и исключения, опять же в Бразилии. Там городские власти переселяют людей из трущоб Сан-Пауло в более благоустроенные жилища, попутно развивая объекты инфраструктуры и благоустраивая общественное пространство.
Однако, к сожалению, в Латинской Америке преобладает модель, разработанная в Чили во времена диктатуры Пиночета. Людям выдаются пособия на строительство, но какого-либо контроля за качеством строящегося жилья не осуществляется, а все рычаги влияния находятся в руках у лобби, занимающихся вопросами недвижимости. Удручающая модель нашла свое распространение в Мексике: бесконечные кварталы совершенно одинаковых домов без какого-либо оборудования. Она применяется также в Перу и даже в раскрученной бразильской программе «Мой дом, моя жизнь» (Mia casa, mia vida).
Многие латиноамериканские страны вошли в стадию стремительного развития. Чтобы правильно и эффективно использовать представившуюся возможность, необходимо разумно распределить создаваемое богатство, проводя в жизнь активную жилищную политику, развитие структуры и городское благоустройство, образование и культуру. Все это будет способствовать сплочению общества. И мы, европейцы, можем поучиться у Латинской Америки той настойчивости, с которой, преодолевая трудности, лишения, она стремится к улучшению качества жизни и таким образом создает потенциал своего будущего. Используемая литература:
1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986. 2. История искусств: Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.: Литература, 1997. 3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975. 4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы Америки» т.2, М., 1959 5. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949 6. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962 7. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики». М., 1985 8. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985 9.. Мануэль Галич «История стран доколумбовой Америки» * Термином «Месоамерика» обозначается регион, «простирающийся на юг и на восток от центральной Мексики, в него частично входят Гватемала, Белиз, Гондурас и Никарагуа» («The American Heritage Dictionary»). Под месоамериканской цивилизацией следует понимать «совокупность аборигенных культур, развившихся на территории Мексики и Центральной Америки до появления испанских первопроходцев и до испанского завоевания в XVI столетии» («Британская энциклопедия»).
* Слово «инка» может относиться как к верховному правителю государства инков, так и к коренным жителям страны.
|