Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состав проектной документации
Лекция №3.Инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта. Состав проектной документации Строительство объектов осуществляется на основе утвержденных (одобренных) ОИ в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. Проектная документация обычно включает проект строительства и рабочую документацию. Основные этапы и общая схема разработки проектной документации представлены на рис. 5.1 и 5.2. Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство зданий и сооружений рекомендован СНиП 11-01-95. Для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика (инвестора) или заключению государственной экспертизы одновременно с разработкой документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проектные решения по отдельным объектам, разделам, вопросам. Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также для других технически несложных объектов на основе обоснований в строительство может быть подготовлен рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация). Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами (см. п. 5.2). Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование. Примерная форма договора приведена в табл. 5.1. Таблица 5.1 Разработка проектной документации осуществляется при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на основе утвержденных ОИ в строительство или иных предпроектных материалов, договора и задания на проектирование. Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласованию не подлежит, за исключением случаев, особо оговоренных законодательством Российской Федерации. Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности. Использование изобретений при проектировании объектов строительства и правовая защита изобретений, созданных в процессе разработки проектной документации, осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Порядок утверждения проектной документации приведен в [8]. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком) в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации [9] и серией методических рекомендаций, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам [11—15]. Общая классификация торгов представлена в табл. 5.2. Таблица 5.2.
Тендер на проектирование объекта может проводиться на часть проектной документации: ТЭО, эскизный проект, только на рабочую документацию, на весь объем проектной документации. Рабочая документация для строительства предприятий, зданий и сооружений разрабатывается в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС) и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре (контракте) на проектирование. Ссылочные документы (государственные, отраслевые и республиканские стандарты, не требующие привязки чертежей типовых конструкций, изделий, узлов) в состав рабочей документации не входят и могут передаваться заказчику, если это оговорено в договоре. Состав задания на проектирование устанавливается с учетом отраслевой специфики и вида строительства. Задание на проектирование объектов производственного назначения включает следующую информацию: 1) основание для проектирования; 2) вид строительства; 3) стадийность проектирования; 4) требования по вариантной и конкурсной разработке; 5) особые условия строительства; 6) основные технико-экономические показатели объекта; 7) требования к качеству, конкурентоспособности и экологическим параметрам продукции; 8) требования к технологии, режиму предприятия; 9) требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструктивным решениям; 10) выделение очередей и пусковых комплексов, требования по перспективному расширению предприятия; 11) условия разработки природоохранных мероприятий и требования к ней; 12) требования к режиму безопасности и гигиене труда; 13) требования по ассимиляции производства; 14) требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; 15) требования по выполнению НИОКР; 16) состав демонстрационных материалов. Задание на проектирование объектов жилищно-гражданского назначения включает следующую информацию: 1) основание для проектирования; 2) вид строительства; 3) стадийность проектирования; 4) требования к вариантной и конкурсной разработке; 5) основные технико-экономические показатели (этажность, число секций и квартир, вместимость или пропускная способность); 6) особые условия строительства; 7) назначение и типы встроенных предприятий общественного обслуживания, их мощность, вместимость, пропускная способность, состав и площадь помещений, строительный объем; 8) основные требования к архитектурно-планировочному решению, отделке здания; 9) рекомендуемые типы квартир и их соотношение; 10) основные требования к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций; 11) основные требования к инженерному и технологическому оборудованию; 12) требования по обеспечению условий жизнедеятельности мало-мобильных групп населения; 13) требования к благоустройству площадки и малым архитектурным формам; 14) требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; 15) требования о необходимости выполнения: ./ демонстрационных материалов, а также об их составе и форме, ./ НИОКР в процессе проектирования и строительства, ./ экологических и санитарно-эпидемиологических условий. Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные материалы: • обеспечение инвестиций; • решение местного органа исполнительной власти о предвари- тельном согласовании места размещения объекта; • акт выбора земельного участка (трассы) для строительства и прилагаемые к нему материалы; • архитектурно-планировочное задание, составляемое в установленном порядке; • технические условия на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; • сведения о проведенных с участием общественности обсуждениях решений о строительстве объекта; • исходные данные по оборудованию, в том числе индивидуального изготовления; • данные по выполненным НИОКР; • материалы инвестора, оценочные акты и решения органов местной администрации о компенсациях за сносимые здания и сооружения; • материалы, полученные от местной администрации и органов государственного надзора (касающиеся природного окружения проекта и состояния окружающей среды); • материалы инженерных изысканий и обследований, обмерочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений; • чертежи и характеристики продукции предприятия; • задание на разработку тендерной документации; • заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зданий и сооружений; • другие материалы. Далее приведены примерные перечни технико-экономических показателей для объектов различного назначения (табл. 5.3 и 5.4). 3.2.Управление разработкой проектной документации Проектные работы выполняются в такой последовательности: 1. выбор проектировщиков и заключение контрактов по результатам конкурса; 2. планирование проектно-сметных работ и услуг; 3. собственно проектирование и согласование проектно-сметной документации. Функциональные обязанности проектных фирм можно разделить на две части. А. Типовые, к которым относятся: ./ эскизное проектирование; ./ рабочее проектирование; ./ разработка смет; ./ авторский надзор. Б. Дополнительные, включающие: ./ подготовку к торгам и помощь в их проведении; ./ проектный анализ; ./ разработку обоснований инвестиций и проектной документации; ./ участие в управлении проектом; ./ подготовку финансирования. Возможны следующие организационные схемы разработки проектной документации: • традиционная с наделением одного института, входящего в холдинг, функциями генпроектировщика и системой субпроектировщиков (рис. 5.3); • управление проектированием силами специальной управляющей инжиниринговой компании, либо созданной на базе проектного института, либо независимой (рис. 5.4); • комбинированная схема, предполагающая организацию процесса проектирования на базе генпроектного института, который, выполнив предпроектные и проектные работы на прединвестиционной фазе, передает последующие проектные работы (инвестиционной фазы) специализированным инжиниринговым фирмам (рис. 5.5); • горизонтально-интегрированная система, основанная на проектно-матричных структурах управления всеми элементами инвестиционного процесса (проекта) (рис. 5.6). Понятно, что последняя схема наиболее сложна в реализации в связи с затруднительностью «горизонтального» выстраивания многих организаций и подразделений, участвующих в осуществлении проектов холдинга; • организационная схема на основе создания службы единого заказчика на проектные работы (рис. 5.7). Применение последних трех схем наиболее оправдано для сложных проектов, реализуемых в крупных компаниях. Вместе с тем следует подчеркнуть, что рациональные области применения каждой из перечисленных схем подлежат изучению в каждом конкретном случае. Во всех случаях подразумевается конкурсный отбор участников каждой фазы проектных/инжиниринговых работ. 3.3. Этапы разработки проектной документации Проектная подготовка строительства. Принципиальная схема предпроектной и проектной подготовки строительства на примере объекта жилищно-гражданского назначения показана на рис. 5.8.
Разработка проектной документации осуществляется на основании задания на проектирование в соответствии с исходно-разрешительной документацией и с соблюдением требований нормативной документации. Стадийность проектирования объекта устанавливается заказчиком совместно с генпроектировщиком в задании на проектирование. Имеются рекомендации относительно определения стадийности проектирования. Так, для Москвы установлено пять категорий сложности объектов, в зависимости от которых даются следующие рекомендации относительно стадийности проектирования: 1) проект, рабочая документация для объектов V, IV категорий сложности и для объектов III категории сложности по индивидуальным проектам; 2) рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) для объектов III—I категорий сложности, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам. Решением местного органа по градостроительству и архитектуре объект может быть отнесен к числу уникальных с установлением особого порядка проектирования. Как правило, это имеет место в случаях: -расположения объекта на особо значимой в градостроительном отношении территории; -особой социальной значимости объекта; -особой технической сложности. При рассмотрении вопросов разработки проектной документации следует различать: -проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения; -проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения. Состав проектной документации. Проект на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения состоит из следующих разделов: ./ общая пояснительная записка; ./ генеральный план и транспорт; ./ технологические решения; ./ управление производством, предприятием и организация усло- вий и охраны труда рабочих и служащих; ./ архитектурно-строительные решения; ./ инженерное оборудование, сети и системы; ./ организация строительства; ./ охрана окружающей среды; ./ инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; ./ сметная документация; ./ эффективность инвестиций. Проект на строительство объектов жилищно-гражданского назначения состоит из следующих разделов: ./ общая пояснительная записка; ./ архитектурно-строительные решения; ./ технологические решения; ./ решения по инженерному оборудованию; ./ охрана окружающей среды; ./ инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, а также мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; ./ организация строительства (при необходимости); ./ сметная документация; ./ эффективность инвестиций (при необходимости). Рабочий проект разрабатывается в сокращенных объеме и составе, определяемых в зависимости от вида строительства и функционального назначения объекта применительно к составу и содержанию проекта. В состав рабочего проекта включается рабочая документация. Разработка специальных разделов проекта. Для их разработки, как правило, привлекаются специализированные организации, обладающие соответствующими лицензиями. К наиболее часто разрабатываемым специальным разделам проекта относятся: 1) охрана окружающей среды; 2) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; 3) инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; 4) пожаротушение, пожарная сигнализация, охранно-пожарная сигнализация и противодымная защита; оповещение людей о пожаре и эвакуация людей при пожаре; 5) организация и условия труда работников, управление производством и предприятием; 6) инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных природных и техноприродных процессов; 7) защита строительных конструкций от коррозии; 8) проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР); 9) сметная документация; 10) эффективность инвестиций; 11) мероприятия для обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения; 12) архитектурное освещение; 13) акустическая защита зданий и сооружений от эксплуатационных шумов и вибраций; 14) управление проектами.
Согласование проектной документации. Согласование проектной документации осуществляется заказчиком. При необходимости в соответствии с договором на проектирование к данной работе может привлекаться генпроектировщик. Проектная документация на строительство предприятия, здания и сооружения, разработанная в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, что должно быть удостоверено соответствующей записью лица, ответственного за проект (главного инженера, главного архитектора, управляющего проектом), согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями не подлежит — за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также субъектов РФ. Проектная документация подлежит обязательному представлению на рассмотрение: • в местный орган по градостроительству и архитектуре (для утверждения архитектурно-градостроительного решения при его отсутствии на предыдущем этапе проектной подготовки); • местный орган по охране окружающей среды; • орган санитарно-эпидемиологического надзора в субъекте РФ. В особых случаях может проводиться дополнительное согласование размещения объекта (оформление заключений). Во всех регионах России имеются свои списки организаций, чьи согласования требуются в особых случаях размещения объектов. Государственная экспертиза. Государственная экспертиза проектной документации проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и в объеме отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы. В орган государственной вневедомственной экспертизы проектную документацию представляет заказчик с привлечением генпроектировщика для защиты проектных решений. На экспертное заключение принимается комплект проектной документации в объеме утверждаемой части, согласованной в установленном порядке. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта. Рабочая документация. Состав рабочей документации на строительство предприятий, зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами СПДС и уточняется заказчиком и генпроектировщиком в договоре (контракте) на проектирование. Государственные, отраслевые и региональные стандарты, а также чертежи типовых конструкций, изделий и узлов, на которые имеются ссылки в рабочих чертежах, не входят в состав рабочей документации и могут передаваться проектировщиком заказчику, если это оговорено в договоре. В случае изменения конструктивных, инженерных, технологических решений проекта, а также утверждаемой части рабочего проекта документация подлежит повторному представлению в соответствующий орган государственной вневедомственной экспертизы. Утверждение проектной документации. Утверждение проектной документации проводится с целью получения разрешения и ордера на производство строительно-монтажных и земляных работ. В зависимости от источников финансирования утверждение проектной документации производится: — при строительстве, реконструкции за счет средств городских источников — правовым актом городской администрации; — при строительстве, реконструкции за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств заказчика — непосредственно самим заказчиком (соответствующим приказом, распоряжением). Поскольку утверждение проектной документации нужно для того, чтобы получить разрешение на строительство, то заинтересованным лицом (заказчиком) по необходимости проводится также проверка наличия и должного оформления следующих документов: • правоустанавливающих документов на земельный участок; • градостроительного плана земельного участка; • материалов проектной документации; • положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. После утверждения проектной документации заказчиком (перед выдачей разрешения на строительство) орган, уполномоченный на выдачу разрешения, проверяет проектную документацию на соответствие градостроительному плану земельного участка. Кроме того, указанный орган проверяет наличие документов, прилагаемых к заявлению заказчика на выдачу разрешения на строительство, в том числе: • правоустанавливающие документы на земельный участок; • градостроительный план земельного участка; • материалы, содержащиеся в проектной документации; • положительное заключение государственной экспертизы проектной документации применительно к соответствующим объектам. На основании утвержденной в установленном порядке проектной документации уполномоченные органы оформляют: ./ разрешение на производство строительно-монтажных работ; ./ ордер на производство подготовительных, земляных и строительных работ. Оформление разрешения на производство строительно-монтажных работ проводится на соответствующие этапы строительства, обеспеченные рабочей документацией. Орган административно-технических инспекций выдает ордер на право производства земляных работ, связанных с перемещением грунта за пределы строительной площадки при обязательном представлении заказчиком утвержденного в установленном порядке документа, подтверждающего право временного или постоянного складирования грунта в месте назначения. Передача проектов заказчикам. Хранение документации. Как правило, договором между заказчиком и генпроектировщиком предусмотрена передача готовой проектной документации заказчику. Заказчик принимает ее путем подписания накладной. Акт приемки-передачи проектно-сметной документации подписывается заказчиком при условии отсутствия замечаний по результатам выполненных в соответствии с договором работ. Акт приемки-передачи проектной документации, как привило, подписывается заказчиком при условии: ./ согласования проектной документации компетентными (уполномоченными) государственными органами; ./ наличия положительного заключения государственной экспертизы; ./ отсутствия у заказчика замечаний по результатам выполненных работ. Хранение документации осуществляется у заказчика, в проектных организациях и Федеральном архивном агентстве, находящемся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Правила учета и хранения в проектных организациях подлинников проектной документации (далее — подлинник документа) на строительство предприятий, зданий и сооружений всех отраслей промышленности и народного хозяйства определены ГОСТ. Сроки хранения подлинников документов в проектных организациях устанавливаются министерствами и ведомствами в перечнях документов, согласованных с Федеральным архивным агентством. Подлинники документов отбираются на государственное хранение или уничтожение как не имеющие научной ценности и потерявшие практическое значение в соответствии с инструкциями Федерального архивного агентства. Подлинники документов подлежат учету и хранению в разработавшей их организации. Пришедшие в негодность или утерянные подлинники документов по решению руководителя (или его заместителя) организации — держателя подлинников могут быть восстановлены. Функции менеджера проекта. На всех этапах разработки проектной документации руководящая роль принадлежит менеджеру проекта (в отечественной терминологии — главному инженеру проекта, главному архитектору проекта). В ходе проектирования менеджер проекта выполняет следующие функции: • контроль соответствия объема и сроков выполненных работ необходимому минимуму, предусмотренному контрактом; • подбор и привлечение к проекту ведущих специалистов по инженерным дисциплинам, координацию их деятельности; • определение рациональных сроков начала работ, с тем чтобы избежать их преждевременного выполнения; • корректировку численности занятых работников; • контроль за внесением изменений в проект; • контроль за факторами, условиями и документами, которые могут увеличить стоимость работ; • проверку соблюдения последовательности и приоритетов, выбранных в процессе планирования работ; • обеспечение предпочтительного выбора стандартных материалов и оборудования в максимально возможном числе ситуаций, а также обеспечение минимальной номенклатуры применяемых изделий; • подготовку и реализацию соглашения с лицензиаром; • подготовку и контроль за соблюдением плана проектных работ, увязанного с общим планом проекта; • разработку совместно с заказчиком задания на проектирование. В зависимости от масштаба и сложности проекта функции менеджера на этапе проектирования могут быть возложены как на менеджера всего проекта, так и на специально назначенного проект-менеджера, работающего в команде под руководством главного менеджера. Автоматизация проектных работ. Комплексная модель технологического процесса проектирования представляет собой систему технологически обоснованных информационных связей между указанными специалистами, обеспечивающую изготовление расчетно-графической информации в виде стандартного набора чертежей, таблиц и текстов на базе и в соответствии с действующими нормативными документами по строительству. Использование средств информатизации позволяет получить принципиально новую среду — систему автоматизированного проектирования (САПР). Укрупненная структура САПР в строительстве представлена на рис. 5.9.
Основу технологической линии автоматизированного проектирования (ТЛАП) в среде САПР составляют графические базы данных, которые охватывают все части проекта. Работа с базами осуществляется в режиме диалога с использованием разветвленных графических меню, из которых визуально выбираются нужные элементы изображения. В базах содержатся: 1) элементы чертежей общего назначения (рамка со штампом любого формата, различные стрелки, отметки, оси, таблицы и т.д.); 2) архитектурные элементы (построение любой сетки колонн и осей, стены, перегородки, окна, двери, отметки, лестницы и т.д.); 3) архитектурные узлы (вычерчивание отдельных сопряжений крупным планом); 4) сантехническое оборудование (элементы чертежей отопления, вентиляции, водопровода, канализации и т.д.); 5) электротехническое оборудование (элементы чертежей электроосвещения, силового электрооборудования и т.д.). На базе комплексного использования системных средств, позволяющих выполнять все функции по подготовке, хранению, поиску, обработке, отображению, оформлению и анализу информации в автоматизированном режиме, у проектировщиков в среде ТЛАП появляется возможность совмещения во времени разработки и согласования вариантов проектных решений. При этом увязка обеспечивается во всех частях по всем параметрам без выпуска промежуточных чертежей с их многократным обменом. Хранимые в графических базах данные — это элементы повторного применения. На зарубежном, а теперь и отечественном рынке специализированных программных средств в настоящее время появилось достаточное количество пакетов, ориентированных на проектирование в строительстве. В них имеются уже заложенные разработчиками типовые графические блоки, возможности сопряжения различных типовых элементов, формирования спецификаций. Существенным недостатком данных систем (в принципе достаточно мощных и удобных) является то, что все они, как правило, разработаны зарубежными фирмами и ориентированы соответственно на зарубежные стандарты. На практике при проектировании используют чертежные пакеты типа AutoCAD, представляющие собой универсальный электронный кульман. Наработка банка типовых графических элементов в этом случае целиком возлагается на пользователя. Указанная наработка может идти двумя путями. Первый, наиболее простой путь — непосредственное черчение (накопление стандартных блоков информации) силами квалифицированных пользователей-проектировщиков. Второй путь более сложный, но и более эффективный — написание в рамках имеющихся системных инструментальных средств программ формирования графических образов, соответствующих расчетных модулей и информационно-поисковых систем. Разрабатываемые интерфейсные блоки позволяют создавать комплексное программное обеспечение, непосредственно ориентированное на отечественного потребителя. Для решения подобных задач необходимы программисты-профессионалы. Однако на сегодняшний день пакетов, полностью удовлетворяющих проектировщиков, содержащих всю необходимую каталожную информацию по различным видам строительных деталей и конструкций, производимых в нашей стране, нет. На практике, за редким исключением, используются отдельные разработки, адаптированные под нужды конкретной организации, не носящие универсального характера.
|