Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительная информация. Прагматики занимают такую философскую позицию, которая утверждает, что смысл, знания и правду лучше рассматривать с позиций их функций в нашем опыте —
Прагматики занимают такую философскую позицию, которая утверждает, что смысл, знания и правду лучше рассматривать с позиций их функций в нашем опыте — насколько они полезны для приспособления или преодоления проблем. Джон Дьюи является самым влиятельным мыслителем и ведущим оратором, провозглашавшим философию прагматизма (Dewey, 1886, 1920). Джон Стюарт Милль раскрывает более ранний взгляд на это с точки зрения этики (Mill, 1950, 1988).
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ «Я» Принципы
Деперсонализация — отстранение от образа себя — иногда считается невротическим и даже психотическим симптомом. Это состояние, в котором «Я» становится незнакомым, отдаленным, нереальным (Cameron, 1963). Это состояние считается профессионалами в области психического здоровья настолько разрушительным, что они вряд ли стали бы защищать технику, которая может способствовать его возникновению, но наш опыт подтверждает, что поощрение деперсонализации в легкой степени часто имеет свои преимущества. Деперсонализация находится на одном из экстремумов континуума. На другом его экстремуме — гиперперсонализация, в равной степени деструктивное состояние. Индивидуумы с гипер-персонализацией в чрезмерной степени все субъективируют, считая себя причиной всего, что вокруг них происходит. Избыточность подобного Я-фокуса может привести к серьезным дис-тимическим расстройствам и навязчивой интроспекции. Модель реалистических убеждений и поступков, которые мы характеризуем как «нормальные», располагается где-то между этих двух крайностей, хотя и «нормальные» люди могут время от времени отклоняться в ту или иную сторону. Наш континуум может быть изображен следующим образом: гиперперсонализация- Люди с гиперперсонализацией постоянно ошибаются в определении причинности. Они считают все причины проприоцеп-тивными. Когда в их жизни появляются проблемы, они пытаются изменить некие гипотетические недостатки в самих себе, вместо того чтобы как-то модифицировать окружающую среду. Например, агорафобики стараются избавиться от тревоги, приобретая все больший контроль над собой, не пытаясь вместо этого найти, что во внешней среде ее запускает. Обсессйвные клиенты приписывают огромную важность и значение своим собственным внутренним процессам. Терапевты, которые столкнулись с конфронтацией гиперпер-сонализирующих клиентов, могут работать над сознательным сдвигом в их восприятии от экстремума гиперперсонализации в сторону деперсонализации. В задачу не входит провести их до самого конца континуума, но может оказаться необходимым (в зависимости от интенсивности тенденций клиента к самообвинению) продвинуть их немного правее «нормальной» зоны. Это должно быть сделано исходя из предположения о том, что у клиента может произойти определенный посттерапевтический возврат в направлении своей прежней позиции. Первый шаг в деперсонализации — изменить излишне персонализированную причинную атрибуцию. Терапевт должен помочь клиенту взглянуть на себя извне, так, как на него смотрят другие: как на объект, подверженный действию внешних сил, а не только как на самогенерирующуюся сущность. Клиенту необходимо сосредоточиться на наблюдаемой информации, чтобы отыскать причины и избежать чрезмерной интернальной атрибуции.
Метод
1. Составьте список из 20 негативных событий, которые произошли с вашим клиентом не так давно. 2. Запишите предполагаемые им свои внутренние недостатки (убеждения, приводящие к гиперперсонализации), которые, на его взгляд, послужили причиной происшествий. 3. Научите клиента искать причины событий во внешней среде. Используйте научный метод: отыщите стимулы, подкрепление, операнты или сопутствующие элементы среды, которые послужили пусковыми механизмами негативных событий. Перепишите все проприоцептивные причины как внешние. 4. В случае, если причин множество, примените закон экономии: самое простое объяснение должно рассматриваться в первую очередь, чтобы определить наиболее вероятное. 5. Пусть клиент практикуется в определении внешних и внутренних причин тех событий, которые происходят с ним в течение дня. Научите его смотреть на себя и на других как на объекты, подверженные влиянию окружающей среды. 6. Как только клиенты научатся не брать на себя ответственность за эти влияния, расскажите им про различные методы решения проблем, которые могут использоваться для преобразования среды. Пример
Одним из лучших примеров гиперперсонализации является то, насколько некоторые клиенты верят в свою интуицию. Они думают, что обладают глубоко запрятанным чувством правды и лжи, которое находится у них где-то внутри головы. Они считают это чувство ключом к любому знанию, почти что божественным видением истины. Многим клиентам их интуиция говорит о том, что они скверные, порочные и виновны во всем. Это основное в гиперперсонализации. Оценка истинности или ложности помещается внутри клиента и становится недоступной для объективного рассмотрения. Но существует ли подобное явление? Клиенты, которые «сердцем чувствуют, что правы», уверяют, что существует, и их сильные ощущения никогда их не подводят, какими бы негативными они ни были. Есть ли это шестое чувство, или интуиция на истину, которое не нуждается в проверке и логике? Я решил неформально проверить всю теорию на некоторых из моих клиентов. Я попросил некоторых сосредоточить свою интуицию на первых десяти человеках, которых они встретят. Они должны были фиксировать свое мнение, записывая все свои ощущения. Позднее, после того как они узнали этих людей, результаты показали, что в 60% случаев они ошибались. Когда мы исследовали, почему интуитивное познание клиентов оказалось ошибочным в большинстве случаев, мы обнаружили одну главную причину — личное предубеждение. Хотя многие клиенты даже не имели представления о нем, оно отравляло все их оценки, проявляясь как условная реакция на определенные типы людей. В этом был весь секрет интуиции наших клиентов. Непостижимое явление, которое они называли интуицией и описывали как прекрасное внутреннее чувство, которое позволяет им ясно видеть мир, содержало в себе лишь один компонент — предрассудок. Многие из них с младенчества впитали подобные обобщения. Интуиция ощущается ими спонтанно и вполне определенно, потому что в ее основе лежит условный рефлекс, к которому мышление не имеет никакого отношения и который возникает каждый раз, как они встречают тот тип людей, что его запускает. Оценки клиентов зачастую оказывались ошибочными, потому что интуиция активизировала их предрассудки о том, как люди выглядят или говорят, чем они занимаются, каково их происхождение, к какой национальности принадлежат.
|