Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Комментарий. Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток
Гибкость этого метода — его самое большое достоинство и самый большой недостаток. Некоторым клиентам необходимы более конкретные инструкции о том, как изменять свои эмоции. Другие же предцочитают сами отвечать за свой перцептивный сдвиг.
Дополнительная информация
Эта техника описывается в нескольких публикациях (Maultsby and Ellis, 1974; Maultsby, 1971, 1976, 1984, 1990; Wilde, 1998).
ТЕХНИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВООБРАЖЕНИЯ
Принципы
Образы используются в трансформации и других аспектах когнитивного реструктурирования; около трети техник, перечисленных в этой книге, задействуют ту или иную форму воображения. В то время как методики оспаривания являются попыткой модификации в большей степени языка клиента, нежели его представлений, трансформация в основном базируется на образах и визуализациях. Образы лучше показывают, что именно необходимо изменить клиентам, чтобы лучше себя чувствовать, так как они выявляют более общие сдвиги в паттернах, в то время как чисто лингвистические техники нацелены на изменение более специфических мыслей.
Тем не менее даже чисто лингвистические техники можно адаптировать в процедуры визуализации образа. Для многих клиентов лучшим подходом является переплетение лингвистических и образных техник, поскольку такая комбинация приводит к более значительным изменениям, чем каждый из этих методов в отдельности. Однако, если клиент особенно сведущ в визуализации или кажется особенно отзывчивым к образным модификациям, терапевт может предпочесть работу с образами.
Метод
1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансформирующие, проделайте первые три шага КРТ: определите центральные метафизические идеи клиента (Guidano, 1991; Guidano and Liotto, 1983), объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию контраргументов или замещающих рациональных идей (Me Mullin and Giles, 1981).
Несмотря на то что и на этих трех этапах можно с успехом использовать визуализацию, мы обнаружили, что на начальных стадиях КРТ язык обычно является более гибким, чем визуализация, инструментом, по большей части из-за испытываемых клиентами в процессе визуализирования своих убеждений трудностей. Сложно, к примеру, представить себе образы, сопровождающие такую идею, как: «Я чувствую, что у меня нет цели в жизни». Мы рекомендуем использование лингвистических техник на ранних стадиях терапии по причине их простоты и эффективности.
2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лацарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут определить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют способность клиента воссоздавать образы себя и других, прошлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других.
3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные Лацарусом техники построения образа (Lazarus, 1982).
4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррациональных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиентам зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использовать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов.
- Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, используются для коррекции пассивного, избегающего мышления. («Представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты».)
- Расслабляющие образы, включающие сцены природы и чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации.
- Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости. («Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак».)
- Образы подетального совладания, которые сфокусированы на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. Например, клиент может поделить проблему покупки машины на 20 маленьких задач и представить себе последовательное успешное завершение каждой из них, начиная с покупки автомобильного каталога для покупателей новых машин и заканчивая удачной покупкой идеального автомобиля.
- Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет в воображении человека, который образцово выполняет данное ему задание. К примеру, клиент может проанализировать и затем визуализировать удар справа Пита Сампраса или навыки ведения спора Вильяма Бакли.
- Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению. («Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему».)
- Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели. («Где бы вы хотели жить через десять лет, с кем? Что бы вам хотелось делать?»)
- Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление. («Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?»)
- Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций. («Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего».)
- Реконцептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий. («Представьте, что ваша жена не была на вас рассержена, просто у нее были неприятности на работе».)
- Негативные и позитивные образы — визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации. («Представьте, что ваш противник критикует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый, солнечный день».)
- Корректирующие образы исправляют ошибки, допущен- ■ ные клиентом в прошлом. («Представьте, как бы вы это сделали, если бы пришлось это делать снова».) Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. К примеру, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда он отступал от проблемы.
- Образы будущего заставляют клиента оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности. («Представьте, что вам 85, и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что — ничего незначащим?»)
- «Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события. («Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?»)
- Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» события, которые с ним могут произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием. («Что ужасного может с вами произойти, когда вы читаете воскресные комиксы? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели?»)
- Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов. («Представьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно просите, чтобы вам вернули ваши деньги».)
- Представление итоговых последствий требует, чтобы клиенты визуализировали приносящее беспокойство событие через неделю, месяц, год после того, как оно произошло, чтобы определить отсроченные последствия. («Если вы покончите с собой, представьте, как сильно будет переживать ваша девушка восемь лет спустя?»)
- Эмпатические представления учат клиента воспринимать мир с точки зрения другого человека. («Как к вам относится человек, которого вы обидели?»)
- Катарсические образы позволяют клиентам представить, что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие, как гнев, любовь, ревность или печаль. («Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга».)
- Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей. («Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела».)
- Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности.
- («Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому, что вы сделали?»)
- Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить клиента справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д.
- Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной. («Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников».)
- Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации. («Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце».)
- Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах скрытого наводнения, воспроизводят одну и ту же визуализацию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представлять. («В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете».)
- Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения. («Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Нью-Йорке и в Кивесте во Флориде, и сопоставьте эти два образа».)
- Воображение негативных последствий выявляет неприятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным. («Представьте, что, став известным, вы оказываетесь пойманным в собственном доме, не имея возможности никуда выйти, потому что вас преследуют папарацци».) Представления, противостоящие искушениям, превращают желанные объекты в неприятные. («Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски бизона».) Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстраниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее. (Lazarus, 1998.) («Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас».)
5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким.
6. После того как клиент закончит работать с образами, повторно обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений. («Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к каким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?»)
Пример
Как утверждалось выше, для того чтобы осуществить когнитивные изменения, специфические образы связываются со специфическими иррациональными идеями. Ниже приводятся визуализации, которые использовались нами при коррекции различных иррациональных идей клиентов.
Центральное убеждение: люди должны всегда меня любить, иначе я буду чувствовать себя несчастным.
Корригирующие образы: представление постепенного преодоления. Предложите клиенту образы совладания, которые показывали бы ему: а) любовь всех и каждого; б) любовь всех из его окружения, кроме одного человека; в) любовь большинства людей; г) любовь половины из тех, кого он знает; д) любовь лишь нескольких человек из его окружения; е) любовь только одного человека. Преподнесите эти образы так, чтобы клиент мог успешно справиться со все уменьшающимся числом любящих его людей.
Центральное убеждение: делать ошибки ужасно.
Корригирующие образы: можно использовать неприязненные образы. Клиенты связывают отталкивающие образы с попытками быть совершенными все время. («Представьте себе ту убийственную скуку, которую принесло бы совершенство».)
Центральное убеждение: ужасно, когда что-то идет не так.
Корригирующие образы: нивелирующие и нулевой реакции. Пусть клиент представит себе, что, когда все идет наперекосяк, ничего не происходит вообще.
Центральное убеждение: я не могу контролировать свои эмоции.
Корригирующие образы: представления о вознаграждении. Научите клиента представлять все позитивные последствия свободы и спонтанности своих эмоций.
Центральное убеждение: достигнуть самодисциплины чрезвычайно тяжело.
Корригирующие образы: образы достижения совершенного мастерства. Клиент воображает исключительную самодисциплину в различных ситуациях.
Центральное убеждение: я должен всегда зависеть от других.
Корригирующие образы: идеализирующие образы. Клиенты визуализируют сцены свободы, независимости и отсутствия привязанности.
Центральное убеждение: мое неблагоприятное детство, должно быть, делает мою взрослую жизнь несчастной.
Корригирующие образы: моделирующие образы. Клиент представляет целую серию людей, кто был счастлив, несмотря на ужасное детство.
Центральное убеждение: я убежден, что для моих проблем существует правильное, корректное и совершенное решение, и все, что я должен сделать, — это найти его.
Корригирующие образы: образы подетального совладания. Пусть клиент представит необходимые, но мелкие шаги, которые он должен проделать для решения каждой конкретной проблемы.
Центральное убеждение: я — исключительный человек (принц в маске или Кларк Кент, разыскивающий телефонную будку). Я требую особых благ и привилегий, поэтому я не должен подчиняться законам и ограничениям обыкновенных смертных.
Корригирующие образы: эмпатические образы. «Если бы вы были кем-то другим, захотели бы вы с собой дружить? Понравилось ли бы вам находиться около себя?»
|