Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий. Многие виды терапии исследуют исторические корни настоящих проблем
Многие виды терапии исследуют исторические корни настоящих проблем. КРТ отличается тем, что делает акцент на предыстории дезадаптивных убеждений клиента. Мы не утверждаем, что необходимо или полезно синтезировать эту предысторию с такими высшими абстракциями, как эго-состояния, психосексуальные стадии развития, фиксация, неосознаваемые архетипы, регрессия или катексис. Выявление происхождения из прошлого настоящих убеждений помогает клиенту понять, почему они думают так или иначе, таким образом лучше подготавливая их к изменению когниций. Дополнительная информация
Доступные работы по исследованию исторических корней дисфункциональных убеждений есть у Гуидано (Guidano, 1987, 1991; Guidano & Liotti, 1983). Формирование посттравматического стрессового синдрома зависит не только от тяжести травматического критического события, но и от интерпретации причин произошедшего (Monat & Lazarus, 1991). Критические события могут создавать слишком обобщенные предположения о жизни: «Я никогда не должен показывать свою слабость» (Williams, 1996b). РЕСИНТЕЗИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
Принципы
Критические события жизни формируют не только ошибочные убеждения, но и жизненные ориентиры. Эти ориентиры преобразуются со временем и обладают собственной историей развития; их изменение сродни физическому изменению организма. Стоящая за ориентиром сила оценивается при прослеживании ее формирования в прошлом. Жизненные ориентиры обладают вертикальной глубиной. Как когнитивные деревья, они простирают длинные корни из настоящего в далекое прошлое. Терапевту будет полезно откопать корни определенных центральных убеждений, для того чтобы найти под ними жизненные ориентиры. Чтобы это проиллюстрировать, мы построили хронологическую диаграмму настоящего убеждения в неполноценности. • Настоящее: «Я неполноценный муж, отец и работодатель». • Недалекое прошлое: «Я не самый лучший жених и работник». • Юность: «Я паршивый студент и не нравлюсь девочкам». • Отрочество: «Я неудачник в спорте, и другие ребята круче меня». • Позднее детство: «Я плохой мальчик. Мой брат лучше меня». • Раннее детство: «Мамочка и папочка меня не любят». В этом примере чувство неполноценности клиента в настоящем представлено и в прошлом. Его ранние ошибочные убеждения внесли свой вклад в нынешнюю иррациональность.
Метод
1. Используйте составленные вами когнитивные карты (см. главу 3), но сделайте их лонгитюдными. Проследите истоки каждой мысли — как она трансформировалась в другие убеждения и как ее репрезентации менялись на разных стадиях жизни клиента. 2. Какие другие мысли, эмоции, поступки или внешние стимулы стали ассоциироваться с данным ориентиром, когда он сформировался? Как неверная интерпретация распространилась из одной сферы жизни клиента в другие? 3. Попросите клиента представить себе, какой была бы его жизнь, если бы у него было другое восприятие. Попросите его вообразить, как бы он себя вел, не будь у него этих извращенных жизненных ориентиров.
|