Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках

Первоначально поселение московских ворот­ников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Постепенно центр Москвы все больше застраивался, поэтому в середине XVII века (приблизительно в 1658 году) московских воротников переселили на окраинное село Сущёво. Здесь была образована другая Воротниковская слобода. Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь.

Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.

В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю).

Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого.

в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества.

К лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.

Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.

В 20-30-е годы XX века – годы гонений и богоборчества – «Пимен Старый» разделил судьбу многих московских святынь. В начале 1920-х годов храм был закрыт, а в 1932 г. разрушен. Уцелевший по милости Божией «Пимен Новый» стал его «духовным восприемником».

В Советский период храм не закрывался. Но с 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Алек­сандром Введенским. Храм долго не хотели возвращать, в итоге вернули самым последним, в 1946 году.

В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей».

В 1927—1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

Значительную ценность представляет внутреннее убранство церкви, в том числе уникальный двухъярусный мраморный иконостас, в резьбе которого воспроизведены древнехристианские орнаменты и символы (изготовлен в 1897-1907 по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля на средства И. А. Орлова).
Сохранилось много икон 1730-х гг.
Настенные росписи сделаны вначале XX в. по эскизам Васнецова.
фото начала 20 в.


и современное состояние.

НЕКОТОРЫЕ СВЯТЫНИ ХРАМА:

Храмовый образ Св.Троицы Спас Великий Архиерей

Икона св. прп. Пимена Великого с частицей мощей.

Так же:
Икона св. вмц. Анастасии Узорешительницы с частицей мощей

… и другие старинные иконы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 20. Путешествие в Икстлан | Шалфей противопоказания
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал