Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Видение «новых земель» – смена парадигмы
Способность к смене системы – талант, присущий хорошим писателям. Особенно он необходим писателям-фантастам. Умение мыслить с точки зрения смещения функции позволяет фантазии автора переселиться в другой мир и описать его в своих произведениях. Эта смена поможет «путешественникам» принимать решения в состоянии баланса в качественно новых условиях и интегрировать их. Таким образом, возрастает способность к системному мышлению. Это же относится к успешным руководителям компаний, которые обладают способностью менять «точку обзора» системы в процессе планирования. Они принимают функциональные лидерские решения с позиций системы, опираясь на существующую корпоративную культуру. Они учатся спрашивать: «Что, если мы изменим одну сферу деятельности или характеристику компании, а затем распространим это изменение на множество областей в течение нескольких следующих лет? Как это повлияет на систему в целом?»
Люди обнаруживают, что могут визуализировать потоки коммуникаций или обучения так же, как проектировщик шоссе представляет потоки движения транспорта по планируемой трассе.
Применяя системный подход, человек может научиться все больше расширять свое осознание системы и открывать для себя все больше заложенных в систему данных, процессов и коммуникаций в виде взаимосвязанных потоков. Системный подход особенно полезен, если вы сдвигаете точку обзора системы на несколько или на много лет в будущее. Часто люди обнаруживают при этом необходимые «очертания» коммуникаций. Они видят взаимоотношения внутри команды или корпорации как ирландские узлы, или ряды вязаных петель, или нити в тканом полотне – структуры, демонстрирующие здоровое функционирование системы. Затем они учатся вдохновлять систему на возможности, которые себе представляют. Самое важное, что перспективный обзор развития системы из точки в будущем позволяет нам «видеть» баланс и эффективные функциональные потоки системы в целом. Оглядываясь назад, вы можете использовать это для системного регулирования, чтобы на раннем этапе создать, а затем развивать баланс и гибкость, которые поддержат будущие изменения. Наглядное изображение функциональных составляющих системы очень помогает в долгосрочном удержании лидерских позиций: способствует развитию важных лидерских качеств, придавая уравновешенность и зрелость осознанию структуры системы, ценностей и приоритетов (рис. 8.1).
Системный сдвиг. Пример 1. «Смещение к большой целостной картине» Джефф, руководитель подразделения, говорит: «Я так расстроен тем, как продвигается этот проект. Отдел телекоммуникаций работает так медленно! Сотрудники еле двигаются. Они сильно отстают от графика и создают серьезные проблемы». Вы отвечаете: «Представьте на мгновение, что вы смотрите на ситуацию с точки зрения компании в целом и отмечаете места, где работа идет медленнее всего или быстрее. Попробуйте представить себе одно-два изменения в системе, которыми вы можете помочь сдвинуть проект с места. Какие изменения вы могли бы внести?» Поскольку мы являемся системными коучами, мы немедленно помогаем клиенту, быстро набрасывая на бумаге или доске их системное видение. Вы можете начать рисовать и связывать «отделы» (обозначая их квадратами или кругами). Часто клиенты начинают подправлять или переделывать ваши рисунки. В этом случае спросите их: «Что изменится, если вы взглянете на вещи более широко и с точки зрения долгосрочных результатов?» «Глядя на более широкую картину, какие вы видите способы усиления функций телекоммуникационного отдела?» Вы также можете нарисовать линию времени под вашим рисунком и включить в нее важные моменты будущего (рис. 8.2).
Пользуясь ею, вы можете задать следующие вопросы: «Какой вы видите структуру отдела телекоммуникаций в долгосрочной перспективе? Как можно позитивным образом привлечь эту группу в долгосрочном плане?» или «Опираясь на опыт эволюции компании, как можно сохранить этот проект, несмотря на отставание отдела телекоммуникаций?»
Системный сдвиг. Пример 2. «За пределами корпоративного конфликта» Марк Джервис, президент компании, говорит: «Внутренний конфликт между инженерным отделом и бухгалтерией – как махина скептицизма. Их отношения сказываются на производительности корпорации, и я не знаю, как покончить с этими трудностями». Вы отвечаете: «Что, если остановиться и на минуту взглянуть на ситуацию сначала с точки зрения всей системы, а затем с точек зрения различных групп? Что, если вы ненадолго примерите их очки и посмотрите через них на историю и будущее? Что вы видите, сосредоточившись на инженерном отделе? Что вы видите, когда смотрите с точки зрения бухгалтерии?» «А теперь представьте, что прошло пять лет, и взгляните на ситуацию с точки зрения самой системы. Сначала посмотрите, что будет, если конфликт продолжится? А что будет, если вы найдете способ уладить его? Попробуйте мысленно, сохраняя точку зрения системы, пригласить руководителей обоих отделов к себе в кабинет. Что вы хотите сказать каждому из них по отдельности? Что вы хотите сказать им обоим?» В двух примерах мы предлагаем ряд ответов, предполагающих долгосрочную системную перспективу. Эту точку зрения легко поддерживать, нарисовав потоки корпоративных коммуникаций и их развитие, например, на двухгодичной линии времени (рис. 8.3).
Можете ли вы во время коуч-сессии помочь руководителю буквально набросать картинку, демонстрирующую потенциальные потоки информации и ценностей между отделами, двигая видение по линии времени двухгодичной перспективы?
|