Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приговор. 1 октября 1946 г. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге вынес приговор группе главных военных преступников
1 октября 1946 г. Международный Военный Трибунал в Нюрнберге вынес приговор группе главных военных преступников. В нем был закреплен принцип ответственности за совершение и соучастие нацистских преступлений. Международный военный трибунал приговорил: Геринга (2.2, 2.3, 2.4, 2.5) [7], Риббентропа (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Кейтеля (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Кальтенбруннера (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Розенберга (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Франка (2.2, 2.4, 2.5), Фрика (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Штрейхера (2.2, 2.5), Заукеля (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Йодля (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Зейсс-Инкварта (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Бормана (2.2, 2.4, 2.5) (заочно) к смертной казни через повешение. Гесса (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Функа (2.2, 2.3, 2.4, 2.5), Редера (2.2, 2.4, 2.5) – к пожизненному заключению. Шираха (2.2, 2.5), Шпеера (2.2, 2.3, 2.4, 2.5) – к 20, Нейрата (2.2, 2.3, 2.4, 2.5) – к 15, Деница – к 10 годам тюремного заключения. Фриче, Папен, Шахт были оправданы. Переданный суду Лей незадолго до начала процесса повесился в тюрьме, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело по нему было прекращено. Трибунал признал преступными такие организации третьего рейха, как охранные отряды нацистской партии (СС), тайную полицию (гестапо), службу безопасности (СД) и руководящий состав нацистской партии, разоблачил преступническую роль и непосредственное участие германских монополий, гитлеровского генералитета и верховного главнокомандования в развязывании агрессии. Осужденные, кроме Кальтенбруннера, Шираха, Шпеера, подали ходатайство о помиловании. После отклонения ходатайств Контрольным советом, приговоренные к смертной казни, за исключением Геринга, который незадолго до казни отравился, были в ночь на 16 октября 1946 года повешены в здании Нюрнбергской тюрьмы. Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера, наказал как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, справедливо покарал организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов людей и покорения целых народов. 3.1 Послесловие
Как можно было заметить, не все нацистские преступники были наказаны. Некоторым удалось скрыться и избежать правосудия. Их поиски ведутся и в наши дни. Мне кажется, теперь важно наказание военных преступников ни как возмездие, а как предупреждение завтрашним убийцам. Вопросы выдачи и наказания нацистских преступников стали самыми важными после Нюрнбергского процесса. Так на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была подписана резолюция, которая рекомендовала правительствам стран, входящих в ООН «принять немедленно все нужные меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы в те страны, где они совершали свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран»[8]. Так же призывали поступить и странам не являющимися членами ООН. Но в этой резолюции не решался вопрос о том, следовало ли тем странам, на территории которых совершались преступления, направлять специальные требования об аресте и выдаче преступников, как это предусмотрено международным правом. Большим шагом в развитии принципа выдачи лиц, совершивших преступления против человечества, имело принятие 14 декабря 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о территориальном убежище. В ней говорилось, что на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 г. была принята имеющая огромное значение Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1983 г., было вновь подтверждено, что привлечение к ответственности и наказание за нацистские преступления представляют собой обязательства для всех государств. Все эти решения международных организаций выработали основные принципы, на которых должно основываться решение вопроса о выдаче нацистских преступников. 1. При рассмотрении требований о выдаче лиц, виновных в совершении нацистских преступлений, неприменимы положения национального законодательства, если они противоречат правовым нормам, закрепленным в Уставе Нюрнбергского трибунала. 2. К лицам, совершившим нацистские преступления, неприменимо правило о невыдаче собственных граждан. 3. Нацистские преступления ни при каких условиях не могут рассматриваться как политические преступления. 4. К нацистским преступлениям неприменимы установленные национальным законодательством сроки давности. 5. Ни одно государство не вправе в одностороннем порядке объявить об амнистии за нацистские преступления.
3.2 «Крысиная тропа»
Когда Германия начала терпеть сокрушительные поражения на фронтах второй мировой войны, то началась подготовка к созданию для высших нацистских чиновников каналов побега из страны. Одной из весьма успешных реализаций таких планов стала так называемая «Крысиная тропа». По ней из советской оккупационной зоны в Америку бежали нацисты. В 1948 г. в США был принят федеральный закон о перемещенных лицах. В нем категория лиц, которые не должны быть допущены в США в качестве «перемещенных», определялась по той же формулировке, которая содержалась в Уставе Международной организации по делам беженцев. Устав Международной организации по делам беженцев исключил из категории перемещенных лиц тех, кто «помогал врагу в преследованиях гражданского населения стран – членов ООН» либо «добровольно содействовал силам врага после начала второй мировой войны в их действиях против стран – членов ООН». Затем Верховный суд США сделал поправку, что во въезде в США должно быть отказано также и тем, кто непроизвольно помогал нацистам в преследованиях гражданского населения. Но этот закон не создавал реально эффективного барьера, поэтому значительное число нацистских преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, нашли убежище в США. Почему так получилось? Во-первых, США требовалась рабочая сила, особенно сельскохозяйственных рабочих. Выдавая себя за крестьян, многие нацистские преступники обеспечивали себе предпочтение при рассмотрении заявлений. К этой тактике особенно часто прибегали охранники лагерей смерти – потому что многие из них происходили из сельских областей Украины. Во-вторых, когда началась холодной война, то ссылки на антикоммунистические настроения стали легкодоступным прикрытием для тех, кто бежал из Восточной Европы. Не требовалось никаких доказательств кроме собственных слов человека. При недостаточной информации о перемещенных лицах им было легко лгать, проверять сведенья об их личности – крайне трудно. Следует учитывать, что серьезные сложности при опознании перемещенных лиц были связаны с путаницей в написании латинскими буквами славянских фамилий. Неразбериха возникла также при расшифровке наименований места рождения. Однако чаще всего нацисты намеренно искажали свои анкетные данные: меняли дату рождения, прибегали к измененной транскрипции имени и фамилии, указывали неправильное место рождения, место проживания и работы в период нацистской оккупации. Нередко нацисты и сотрудничавшие с ними лица, пользуясь помощью «черного рынка», приобретали для себя полностью фальшивые документы. Существовали и иные каналы для въезда в США. В 1945 г. министерство обороны США начало осуществлять программу «Пейпер клип». Целью этой программы было завладеть результатами наиболее перспективных научных исследований, особенно в военной области, а также привести из Германии ученых, чьи исследования могли бы быть полезными для развития американской военной техники, а также лишить другие страны, в особенности Советский Союз, возможности воспользоваться этими услугами. В некоторых случаях ученных перевозили в США, оформив как военнопленных. Иногда их нелегально перемещали на территорию Мексики, а оттуда в США, но уже официально, что создавало видимость законности въезда. До 1977 г. выявление и подготовка для судебного рассмотрения дел, в соответствии с которыми лица, проживающие в США, подозревались в совершении нацистских преступлений, было возложено на отдел специальных исков министерства юстиции США. В 1979 г. функции этого отдела были переданы в другое подразделение, независимое от Службы иммиграции и натурализации. В отделении по уголовным делам министерства юстиции был создан отдел специальных расследований (ОСР). ОСР должен принимать меры для розыска на территории США лиц, подозреваемых в совершении нацистских преступлений, выяснения законности их проживания в США и принятия правовых шагов для денатурализации и депортации нацистских преступников. Сведения о проживающих в США нацистских преступниках поступают в ОСР из разных источников. Самым значительным из них оказался составленный в свое время службой СС список 50 тысяч офицеров и охранников концентрационных лагерей. Этот список был обнаружен союзниками сразу после войны. Компетентные органы СССР передали в ОСР фотокопию немецкого списка лиц, входящих в состав карательных отрядов, с указанием фамилий, имен, дат рождения и чинов. Значительную информацию ОСР получает от организации Симона Визенталя – известного лидера еврейской общины. Для получения доказательств относительно нацистских преступников ОСР поддерживает деловые контакты с некоторыми неправительственными организациями США, например, с организациями, объединяющими жертв нацизма. На основе договоренности и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством СССР, ОСР поддерживал деловые контакты с Прокуратурой СССР, что давало возможность получать от проживающих в СССР граждан свидетельские показания и иные доказательства, имеющие значение для расследований, проводимых отделом. Результаты сотрудничества оказались скромными. Насколько известно, гражданства США были лишены чуть более десяти лиц, участвовавших в гитлеровских преступлениях. В 1994-1995 гг. по иску ОСР был лишен американского гражданства Шиффер, служивший охранником в концентрационных лагерях. Получило завершение дело Калейса, служившего во время войны в Латвии и причастного к массовым убийствам людей. После того как Калейс был привлечен к суду, был вынесен судебный приказ о его депортации в Австралию, на том основании, что после войны Калейс стал натурализованным гражданином Австралии.[9]
|