![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии оценки знаний, умений и навыков. Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров
Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов и курсовых работ, письменных контрольных, деловых игр. РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение в новую историю Европы и Америки. Предмет курса. Основное содержание и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Понятие «новая история» и «история нового времени», «переходная эпоха» и «раннее новое время». Историческое содержание и периодизация нового времени. Дискуссионность проблемы периодизации. Отличительные черты развития народов стран Европы и Америки в новое время. Социально-экономические и политические условия народов Европы и Америки на разных этапах развития. Исторические традиции (включая социальные нормы, право, мораль, культуру и религию) различных народов и социумов. Специфика национальных менталитетов. Процесс преодоления феодального порядка и становление рыночных отношений и индустриальной цивилизации. Разложение сословных отличий и Капитализм, как специфическое явление Европы. Характерные черты и особенности капитализма в Европе и Америке. Промышленная революция XIX века в странах континентальной Европы и Северной Америке и ее хозяйственные и социальные последствия. Развитие крупной машинной индустрии. Возникновение экспериментальной науки. Экономические, социальные, политические, культурные аспекты цивилизационного развития европейских народов и обществ, наций и государств. Подъем общественных движений и возникновение политических партий. Развитие светской культуры. Важнейшие достижения народов мира в области образования, науки, культуры и искусства. Европейская колонизация. Становление единой мировой цивилизации. Развитие общественного сознания и общественной мысли и их реальная роль в истории. Преобладание эволюционных форм внутриполитического развития в Западной Европе и Северной Америке. Политическая карта Западной Европы и Америки к началу нового времени. Социально-политический кризис в Европе середины XVII века. Революции, восстания и другие выступления в Англии, Италии, Испании, Португалии, Франции, и Швейцарии. Их характер, общие черты и различия. Место новой истории в истории человечества. Картина демографического развития в новое время. Роль Европы в новое время. Мировая экспансия Европы и ее основные факторы (колониализм, христианизация, динамизм экономики, техники и науки). Ответвление европейской цивилизации в Северной Америке. Новые формы массового народного движения. Пути общественного переустройства в новое время. Революции и реформы XVII-XIX вв. Возникновение единых централизованных и суверенных государств. Новый характер международных отношений. Принцип равноправия всех государств на международной арене, независимо от монархической или республиканской формы правления. Складывание нового баланса сил в Европе – главного условия сохранения мира и порядка. Конец XIX – начало XX вв.: переход к индустриальному обществу в ведущих странах Запада. Понятие капиталистической системы мирового хозяйства, ее центры и периферия. Формирование наций и национальных государств в Европе и Америке. Культура нового времени. Характер и особенности международных отношений в новое время, их роль в исторических процессах этой эпохи, общее направление их развития. Предпосылки Первой мировой войны 1914-1918 гг. – создание исторического перелома глобального масштаба. Отечественная историография новой истории. Тематический план курса Тема 1. Предмет, содержание, методы изучения новой истории Традиционные (формационные) и современные (цивилизационные) трактовки предметной области новой истории, их сравнительный анализ. Отход от традиционных определений типа: «Новая история – история победы капиталистического общества над феодальным, история укрепления и развития капитализма, это история обострения противоречий капиталистического общества, назревания общего кризиса капитализма и подготовки социалистических революций в результате роста рабочего класса и рабочего движения». Тенденция сочетания цивилизационного и формационного подходов при изучении истории нового времени. Представление об истории нового времени как процессе возрастания цивилизованности, то есть расширении политических, экономических и социальных свобод, совершенствования техники, развитии наук, искусств, ремесел, торговли, повышении культуры, улучшении нравов. Определение новой истории как истории становления индустриальной (мануфактурная и промышленная стадии) цивилизации, развитие рыночных отношений, демократии, прав и свобод человека, совершенствования культуры на протяжении четырех столетий. ИСТОЧНИКИ 1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М., 1986-1992. Т. 1-3. 2. Берштейн Э. Возможен ли научный социализм? // «Полис», 1991, № 4 или «Свободная мысль», 1992, № 16. 3. Гобсон Дж. Империализм. Л., 1927 4. Кант И. Сочинения. Т. 6. М., 1958. ЛИТЕРАТУРА 1. Всемирная история. В 24 томах. Минск, 1996. Т. 10. 2. Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Учебное пособие для студентов вузов под ред. И. П. Деменьтьева, А. И. Патрушева. М. 2007. 3. История и реальность: уроки теории и практики. М., 1995. 4. Ломова С. А. Экономическая история и клиометрика: самоиндефикация направлений в России и за рубежом // Новая и Новейшая история (в дальнейшем – ННИ). 1997. № 5. 5. Становление капитализма в Европе. М., 1987. 6. Черняк Е. Ф. Цивилиография: Наука о цивилизации. М., 1996. 7. Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». М. 2007. 8. Хачатурян В. М. Теория цивилизации в русской исторической мысли // ННИ. 1995. №5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ · Летопись всемирной истории · Ранняя Новая история · Журов Ю.В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996. · Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Социально-гуманитарное и политологическое образование · Всемирный исторический проект · НОВАЯ ИСТОРИЯ стран Европы и Америки · Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова · ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Единое научно-образовательное пространство · Российское общество интеллектуальной истории · Каталог источников и ссылок · Сайт «Всемирная история» · Сайт «Всемирная история» · Сайт «Исторический Альманах. Лабиринт времени» · Сайт «ХРОНОС»: исторические источники, генеалогии, хронологии, ссылки и т. п. · История, карты и хронология различных стран в Новое время на сайте · Cайт «Виртуальная Европа»: различная информация о европейских государствах, в том числе их истории · Проект «Век Просвещения»: библиотека научных, публицистических, документальных и художественных материалов по европейской истории · Сайт «Сражения и битвы в мировой истории» · Гульнев А.С. «Использование публикаций исторических источников в сети Интернет при подготовке студенческого доклада» · Материалы круглого стола «Историк, источник и Интернет» (из журнала «Новая и новейшая история») · Источники по зарубежной истории из библиотеки сайта «ХРОНОС» · Исторические источники на русском языке в Интернете (коллекция ссылок исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) · Коллекция исторических документов на Российском образовательном портале · «Желтые страницы» Интернета. Американские исторические документы · Свечин А.А. «Эволюция военного искусства». Т. 2. · Штенцель А. «История войн на море» · Яковлев В.В. «История крепостей» КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ 1. Какой исторический этап является связующим звеном между Средними веками и Новым временем? 2. Назовите основные критерии становления современной цивилизации. 3. Назовите отличия формационного и цивилизационного подходов к историческому развитию Европы.
|