Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки знаний, умений и навыков. Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров






Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, курсовых коллоквиумов, проверки рефератов и курсовых работ, письменных контрольных, деловых игр.


РАЗДЕЛ II СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в новую историю Европы и Америки. Предмет курса. Основное содержание и проблемы периодизации курса. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории. Понятие «новая история» и «история нового времени», «переходная эпоха» и «раннее новое время». Историческое содержание и периодизация нового времени. Дискуссионность проблемы периодизации.

Отличительные черты развития народов стран Европы и Америки в новое время. Социально-экономические и политические условия народов Европы и Америки на разных этапах развития. Исторические традиции (включая социальные нормы, право, мораль, культуру и религию) различных народов и социумов. Специфика национальных менталитетов.

Процесс преодоления феодального порядка и становление рыночных отношений и индустриальной цивилизации. Разложение сословных отличий и
привилегий. Формирование рыночной системы хозяйства. Реформация и Просвещение. Накопление материальных и духовных ценностей, благотворно влияющих на общество и самого человека. Развитие демократии, прав и свобод человека в странах Европы и Америки в новое время.

Капитализм, как специфическое явление Европы. Характерные черты и особенности капитализма в Европе и Америке. Промышленная революция XIX века в странах континентальной Европы и Северной Америке и ее хозяйственные и социальные последствия. Развитие крупной машинной индустрии. Возникновение экспериментальной науки. Экономические, социальные, политические, культурные аспекты цивилизационного развития европейских народов и обществ, наций и государств. Подъем общественных движений и возникновение политических партий. Развитие светской культуры. Важнейшие достижения народов мира в области образования, науки, культуры и искусства. Европейская колонизация. Становление единой мировой цивилизации. Развитие общественного сознания и общественной мысли и их реальная роль в истории.

Преобладание эволюционных форм внутриполитического развития в Западной Европе и Северной Америке. Политическая карта Западной Европы и Америки к началу нового времени. Социально-политический кризис в Европе середины XVII века. Революции, восстания и другие выступления в Англии, Италии, Испании, Португалии, Франции, и Швейцарии. Их характер, общие черты и различия.

Место новой истории в истории человечества. Картина демографического развития в новое время. Роль Европы в новое время. Мировая экспансия Европы и ее основные факторы (колониализм, христианизация, динамизм экономики, техники и науки). Ответвление европейской цивилизации в Северной Америке.

Новые формы массового народного движения. Пути общественного переустройства в новое время. Революции и реформы XVII-XIX вв. Возникновение единых централизованных и суверенных государств. Новый характер международных отношений. Принцип равноправия всех государств на международной арене, независимо от монархической или республиканской формы правления. Складывание нового баланса сил в Европе – главного условия сохранения мира и порядка.

Конец XIX – начало XX вв.: переход к индустриальному обществу в ведущих странах Запада. Понятие капиталистической системы мирового хозяйства, ее центры и периферия.

Формирование наций и национальных государств в Европе и Америке. Культура нового времени.

Характер и особенности международных отношений в новое время, их роль в исторических процессах этой эпохи, общее направление их развития. Предпосылки Первой мировой войны 1914-1918 гг. – создание исторического перелома глобального масштаба.

Отечественная историография новой истории.

Тематический план курса
История нового времени как учебная дисциплина

Тема 1. Предмет, содержание, методы изучения новой истории

Традиционные (формационные) и современные (цивилизационные) трактовки предметной области новой истории, их сравнительный анализ. Отход от традиционных определений типа: «Новая история – история победы капиталистического общества над феодальным, история укрепления и развития капитализма, это история обострения противоречий капиталистического общества, назревания общего кризиса капитализма и подготовки социалистических революций в результате роста рабочего класса и рабочего движения».

Тенденция сочетания цивилизационного и формационного подходов при изучении истории нового времени. Представление об истории нового времени как процессе возрастания цивилизованности, то есть расширении политических, экономических и социальных свобод, совершенствования техники, развитии наук, искусств, ремесел, торговли, повышении культуры, улучшении нравов.

Определение новой истории как истории становления индустриальной (мануфактурная и промышленная стадии) цивилизации, развитие рыночных отношений, демократии, прав и свобод человека, совершенствования культуры на протяжении четырех столетий.

ИСТОЧНИКИ

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв. М., 1986-1992. Т. 1-3.

2. Берштейн Э. Возможен ли научный социализм? // «Полис», 1991, № 4 или «Свободная мысль», 1992, № 16.

3. Гобсон Дж. Империализм. Л., 1927

4. Кант И. Сочинения. Т. 6. М., 1958.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирная история. В 24 томах. Минск, 1996. Т. 10.

2. Историческая наука в XX веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Учебное пособие для студентов вузов под ред. И. П. Деменьтьева, А. И. Патрушева. М. 2007.

3. История и реальность: уроки теории и практики. М., 1995.

4. Ломова С. А. Экономическая история и клиометрика: самоиндефикация направлений в России и за рубежом // Новая и Новейшая история (в дальнейшем – ННИ). 1997. № 5.

5. Становление капитализма в Европе. М., 1987.

6. Черняк Е. Ф. Цивилиография: Наука о цивилизации. М., 1996.

7. Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История». М. 2007.

8. Хачатурян В. М. Теория цивилизации в русской исторической мысли // ННИ. 1995. №5.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

· Летопись всемирной истории
https://www.sochi.com/cgi-bin/ht2/ht2-cgi.? *historu

· Ранняя Новая история
https://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook03.html

· Журов Ю.В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996.
https://major-theoretic.narod.ru/civilwar/ZHUROV.doc

· Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Социально-гуманитарное и политологическое образование
https://humanities.edu.ru/db/msg/41216

· Всемирный исторический проект
https://www.whp057.narod.ru

· НОВАЯ ИСТОРИЯ стран Европы и Америки
https://www.modern-history.narod.ru

· Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
https://www.hist.msu.ru/ER/index.html

· ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ Единое научно-образовательное пространство
https://www.worldhist.ru

· Российское общество интеллектуальной истории
https://www.igh.ras.ru/intellect/index.htm

· Каталог источников и ссылок
https://edu.ru/modules.php? op=modload& name=Web_Links& file=index& l_op=viewlink& cid=2538

· Сайт «Всемирная история»
https://www.world-history.ru/

· Сайт «Всемирная история»
https://historic.ru/

· Сайт «Исторический Альманах. Лабиринт времени»
https://www.hist.ru/index.html

· Сайт «ХРОНОС»: исторические источники, генеалогии, хронологии, ссылки и т. п.
https://www.hronos.km.ru/

· История, карты и хронология различных стран в Новое время на сайте
«История на RIN.ru»
https://history.rin.ru/text/tree/2144.html

· Cайт «Виртуальная Европа»: различная информация о европейских государ­ствах, в том числе их истории
https://www.europa.km.ru/

· Проект «Век Просвещения»: библиотека научных, публицистических, документальных и художественных материалов по европейской истории
https://www.enlightment2005.narod.ru/

· Сайт «Сражения и битвы в мировой истории»
https://www.hist-battle.chat.ru/

· Гульнев А.С. «Использование публикаций исторических источников в сети Интернет при подготовке студенческого доклада»
https://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb/gulnev.htm

· Материалы круглого стола «Историк, источник и Интернет» (из журнала «Новая и новейшая история»)
https://vivovoco.nns.ru/vv/bontone/history.htm

· Источники по зарубежной истории из библиотеки сайта «ХРОНОС»
https://www.hronos.km.ru/dokum/docum_in.html

· Исторические источники на русском языке в Интернете (коллекция ссылок исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)
https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html

· Коллекция исторических документов на Российском образовательном портале
https://historydoc.edu.ru/

· «Желтые страницы» Интернета. Американские исторические документы
https://www.yellow-pages.narod.ru/i09.htm

· Свечин А.А. «Эволюция военного искусства». Т. 2.
https://militera.lib.ru/science/svechin2b/index.html

· Штенцель А. «История войн на море»
https://militera.lib.ru/h/stenzel/index.html

· Яковлев В.В. «История крепостей»
https://militera.lib.ru/h/yakovlev_vv/index.htm

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ
«НОВАЯ ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ»

1. Какой исторический этап является связующим звеном между Средними веками и Новым временем?

2. Назовите основные критерии становления современной цивилизации.

3. Назовите отличия формационного и цивилизационного подходов к историческому развитию Европы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал