Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон отрицания отрицания






Законы диалектики функционируют не изолирован­но, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе проти­воположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отри­цание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря, при самом ее зарождении. Это обнаруживается в инте­ресе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне­индийской философии, например, такие вопросы об­суждались весьма оживленно. По учению материалистов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небы­тие, небытие вещи в результате ее разрушения, несу­ществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в ко­нечном счете представление о характере происходящих в действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: " Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее".

Сила отрицания обнаруживается не только в заме­не старого новым. Ведь новое тоже противоречиво и, следовательно, само на каком-то этапе подвергается от­рицанию. Оно - постоянно воспроизводящееся начало качественных изменений. Можно задаться вопросом: достаточно ли представления о цепи последовательных отрицаний для понимания развития, его общей тенден­ции и формы? Ответим ссылкой на глубокий по смыслу гегелевский наглядный образ продолжающегося отрица­ния: " Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического един­ства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь це­лого".

Главная идея здесь - диалектика состоит не в фик­сировании актов разрозненных отрицаний, а в выявле­нии их единства как необходимых моментов " жизни це­лого". Это позволяет установить новые сравнительно с категорией отрицания стороны, грани процесса разви­тия. Они выражены были Гегелем понятием отрицание отрицания. Согласно его учению, всякое определение абсолютной идеи противоречиво, содержит в себе отри­цание и потому превращается в свою противополож­ность.

Но далее определение (категория), противополож­ное первому, само подлежит отрицанию. Поскольку же второе определение по отношению к исходному пункту является его отрицанием, то отрицание данной " второй" категории оказывается уже отрицанием отрицания. Значит, развитие в целом принимает форму движения от исходного пункта (положение) через отрицание к отрицанию отрица­ния. Так, в саморазвертывании мирового разума у Гегеля в категориях бытия качество (непосредственная, внутренняя определенность) отрицается количеством (опосредованная, внешняя определенность), а количество " снимается" в ка­тегории меры (качественного количества, или количест­венного качества).

На ступени отрицания отрицания (в нашем приме­ре - в категории меры) происходит, по Гегелю, с одной стороны, возврат к исходному пункту (качеству), а с другой - обогащение идеи, ибо отрицание (в данном случае мера) есть синтез положительных (качество) и отрицательных (количество) определений. У Гегеля триа­де (положение - отрицание - отрицание отрицания) прида­валось особое значение как форме движения логических понятий. Вместе с тем он трактовал ее лишь как внешнюю сторону способа познания. Тем более несостоятельны встречающиеся попытки отождествлять с триадами мате­риалистическую диалектику. Но, как и в ряде других слу­чаев, Гегель угадал в диалектике понятий некоторые осо­бенности объективной диалектики развития.

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - вот то новое качество бытия, которое выявля­ется при анализе последовательно продолжающихся от­рицаний в конкретных процессах природы и общества.

Отрицание отрицания фиксирует многомерную про­тиворечивость качественных изменений явлений объектив­ной реальности. Поступательное движение вперед оказыва­ется сопряженным в силу самого отрицания с повторяемо­стью в высшей стадии известных черт и свойств низшей, с возвратом якобы к старому. Действительно, только с мате­риалистическим переосмыслением " отрицания отрицания" стало возможным научное объяснение развития как ре­ального сложного процесса. Его определяющая тенден­ция - поступательное движение по восходящей линии от старого к новому, от простого к более сложному, от низшего к высшему. Прогрессивная направленность ка­чественных изменений непосредственно обусловливается диалектикой отрицания.

Отрицание означает уничтожение одного и возник­новение другого качества. Вместе с тем между отрицаю­щим и отрицаемым имеется связь. При " снятии" удержи­ваются и сохраняются в новом качестве отдельные эле­менты упраздняемого в целом объекта. С дальнейшим развертыванием противоречий и последующими отрица­ниями сохраненное " положительное" накапливается. Тем самым создается необходимая для поступательного восхо­дящего процесса преемственность между его различными ступенями. В содержании и характере отрицания таится также объективная необходимость моментов повторяемо­сти и возвратов якобы к старому в процессах развития. Воспроизведение в высшей стадии некоторых черт низ­шей вызывается совокупностью таких действий, как: а) взаимопереход противоположностей друг в друга при повторяющемся и завершающем определенный цикл раз­вития отрицании; б) снижение уровня организации сис­темы в результате деструкции; в) " удержание положитель­ного", когда при снятии и трансформации сохраняются и тем самым воспроизводятся в новом разнопорядковые свойства предыдущих ступеней развития.

В неорганической природе, например, химические элементы образуют систему, в пределах которой про­сматривается эволюция от водорода до заурановых элементов. В процессе усложнения атомного ядра и строения атомной оболочки происходит периодическое повторение свойств химических элементов. Повторяе­мость свойств объясняется повторяемостью электронных конфигураций (" удержание положительного" в отрица­нии при переходе от одного периода к другому) " в про­цессе последовательного нарастания числа электронов в атомной оболочке.

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - закон жизни. Здесь отрицание отрицания обнаруживается вцикличности рождения и смерти, обновления и старения, смены поколений, в общей форме как воспроизведение организмом при его инди­видуальном развитии в сокращенном виде важнейших этапов исторической эволюции. В развитии человече­ского зародыша воспроизводятся как бы в конспектив­но сжатом виде некоторые черты позвоночных (от ры­бы до человека). После рождения ребенка развитие его организма продолжается. Вместе с тем теперь на биологический процесс накладывается процесс соци­альный. Путем общения с другими людьми и посред­ством воспитания ребенок овладевает культурой, со­циальным наследием (язык, навыки труда, общения и др.). И здесь в своем развитии ребенок как бы повторяет в сжатом виде основные этапы истории труда, мышле­ния и языка.

Сочетание поступательного продвижения вперед с изменениями циклического характера свойственно пре­образованиям в технике. Ее развитие осуществляется через овеществление функций производственно-трудовой деятельности человека. На начальном этапе - этапе орудийной техники человек выполняет все функции непосредственно, т.е. используя свои физиче­ские и интеллектуальные силы. На этапе машинной тех­ники часть функций (информационную, логическую, контрольно-управляющую) человек продолжает выпол­нять непосредственно, а часть (рабочую, энергетиче­скую, передаточную) - выполняет уже опосредованно, используя механические, физические, химические и другие силы природы. Наконец, на этапе автоматизации промышленных процессов все функции производствен­ной деятельности непосредственно реализуются автома­том. Но человек не выходит из производственного про­цесса вообще. Он выполняет все отмеченные функции опосредованно, совершенствуя робототехнику и повы­шая ее эффективность. Соответственно в спирали раз­вития автоматизации производства выделяются свои " витки" - циклы: развитие автоматизации с помощью электромеханических средств, развитие на основе число­вого программного управления, развитие на основе гиб­ких производственных систем (гибких производственных модулей), развитие интегрированных систем.

Литература

 

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. – 639 с.

2. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. / Под общ. ред. Ю.А.Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 416 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал