![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фасилитация — усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс).
Основные понятия и термины
АБСТРАГИРОВАНИЕ — процесс формирования абстракции, заключающийся в исключении частных и второстепенных признаков предмета и выделении главных. АБСТРАКЦИЯ — процесс формирования реальных образов (представлений, понятий, суждений) путем использования лишь части их свойств и отношений. Нередко этот процесс осуществляется или упрощением реального образа, или усложнением его АБУЛИЯ — психическое состояние безволия, отсутствия побуждений к деятельности, патология воли АГГЛЮТИНАЦИЯ — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений АГОРАФОБИЯ — разновидность патологического беспокойства; состояние, при котором люди испытывают страх перед общественными местами и открытым пространством АГРАФИЯ — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи АДАПТАЦИЯ — процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий Аддиктивное поведение — один из наиболее распространенных вариантов отклоняющегося поведения; выражается в стремлении человека уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, курение, наркотики и т.д.) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах. АККОМОДАЦИЯ — вид адаптации, при которой ребенок развивает новые схемы или модифицирует уже существующие для более эффективного взаимодействия с окружающей средой (Ж. Пиаже) АКМЕОЛОГИЯ — раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста. АКСЕЛЕРАТ — ребенок, подросток, который развивается ускоренно АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — неосознанное усиление индивидуумом каких-либо духовных или материальных ценностей как наиболее существенных и значимых АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА — чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно-психическим нагрузкам и т.д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим (А. Е. Личко). ТИПЫ: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, конформно-гипертимный [39]. АКЦЕНТУИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ — индивидуум, имеющий чрезмерную выраженность черт характера и их сочетаний, представляющую собой крайний вариант нормы, граничащий с психопатиями (К. Леонгард). ТИПЫ: гипертимический, циклотимический (аффектно-лабильный), аффектно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, педантичный, интровертированный, возбудимый, демонстративный, экстравертированный, застревающий, дистимический [36]. АЛАЛИЯ — отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон головного мозга АЛЕКСИЯ — полная неспособность овладения процессом чтения АЛОГИЗМ — умозаключение, противоречащее законам логики АЛЬМА-МАТЕР — старинное студенческое название университета (совр. — института, колледжа и т.п.). АЛЬТРУИЗМ — система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — одновременное проявление противоположных эмоций и чувств, проявление внутреннего конфликта личности Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное. анализТрансакционный — анализ взаимоотношений людей, в том числе их деловых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических состояний (Э. Берн ). АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. АССИМИЛЯЦИЯ — механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для коей уже существует схема (Ж. Пиаже). АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна атрибуция Каузальная — заключение исследователя о причинах конкретной ситуации Аттракция — механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности Аттитюд - складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение, социальная установка человека в отношении людей, событий, социальных явлений АУТИЗМ — психическое состояние рефлексии, погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира АУТСАЙДЕР — член группы, отвергнутый ею по разным причинам АФАЗИЯ — полная или частичная утрата способности речи; нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры полушария мозга АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств АФФИЛИАЦИЯ — стремление человека быть в обществе других людей БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических процессов и механизмов, функционирование и влияние которых человек не осознает БИХЕВИОРИЗМ — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использование современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение Виктимность — «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно могла быть предотвращена (см. виктимология). ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте ВОЛЯ — способность человека регулировать психические процессы и свою деятельность, связанную с ними ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях ВЫБОРКА (статистическая совокупность) — вся система событий как исходов эксперимента ВЫТЕСНЕНИЕ — процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ — половые различия, определяющие набор ожидаемых образцов поведения Геронтопсихология - отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрастах. ГЕШТАЛЬТ — 1)функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений; 2) устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целостные психические образования ГЕШТАЛЬТ-ТЕХНОЛОГИЯ — педагогическая технология, основанная на гештальт-теории усвоения. Упражнения по гештальт-теории оперируют достаточно крупными, законченными в смысловом отношении фрагментами информации, расчет в которых сделан на одномоментном запечатлении самой структуры фрагмента и его смысла (М. Вертгеймер, Г. Мюллери др.). ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ — характеристика предмета (или его части) в плане увеличения или уменьшения ГИПОТЕЗА — компонент научного исследования или опытно-экспериментальной работы, заключающий в себе предположение о возможном результате и условиях его достижения ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ — 1) научное суждение, утверждение предположительного характера, выдвижение и экспериментальная проверка которого имеет убедительную научно-практическую основу; 2) исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели; 3) метод проектирования способов разрешения выявленного противоречия через решение проблемы в направлении достижения цели на основе исследования выделенного предмета в рамках определенного объекта исследования. Требования к научной гипотезе: соответствие фактам, воспроизводимость, экспериментальная проверяемость, независимость, проблематичность, согласованность с известными теориями, возможная простота формулировки. В сложном экспериментальном исследовании выдвигается несколько логически связанных друг с другом гипотез: общая, частная и рабочая ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся) ПОВЕДЕНИЕ — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — распад личностного поведения, выражающийся в аморальном и противоправном поведении ДЕСТРУКЦИИ (деформации) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ —факторы профессиональной стагнации специалиста, детерминированные спецификой профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности (в педагогике выделяют такие деструкции, как авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический консерватизм, доминантность, социальное лицемерие, эмоциональное выгорание и др.) ДИЛЕТАНТ — любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки Дистресс - чрезмерное стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, его психические и физиологические процессы. ДИССЕРТАЦИЯ МАГИСТЕРСКАЯ — квалификационная работа выпускника магистратуры, юридически приравненная к диплому, но дающая более высокую академическую степень, влияющую затем на аттестацию учителя и получение более высокой категории Дифференциальная психология - отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между людьми. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ — объективно обусловленный определенными причинами процесс с действующей в нем совокупностью законов. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ: 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка вскоре все более замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой); 3) закон неравномерности развития навыка: улучшение навыка чередуется с временными ухудшениями под влиянием ряда субъективных и объективных причин, влияющих на его продуктивность (кривая имеет зубчатую форму); 4) закон плато в развитии навыка: временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыка(плато на кривой навыков) говорит о перестройке его психологической структуры; 5) закон отсутствия предела развития навыка: конечное плато в развитии навыка всегда может за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности; 6) закон угасания навыка: при отсутствии повторений навык претерпевает обратное развитие и, прежде всего, деавтоматизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык быстрее, чем первоначальное его развитие. 7) закон переноса навыка: имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков (дают положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос) Защита психологическая - бессознательное психическое явление, связанное со стремлением человека устранить из сознания тревогу, не допустить в сознание травмирующие личность переживания. Проявляется в защитных механизмах. Защитные механизмы - понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте - это чаще всего фантазирование. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ — область человеческой психики, готовая к развитию через обучение и воспитание; ее изучение позволяет прогнозировать возможности развития обучаемого. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого Идентификация - отождествление, уподобление в самом широком смысле. Применяется в различных областях науки и практики, например в криминалистике (сличение почерка, фотографии и объекта и т.д.). В психологии употребляется в разных значениях: 1) узнавание, опознание какого-либо объекта; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой. Идентификация межличностная – готовность человека чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам. Идентичность – свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. Идентичность социальная - представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии). ИМПЛИЦИТНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ — способность обучаться без целенаправленных сознательных усилий со стороны обучающегося (см. имплицитный). ИМПЛИЦИТНЫЙ — подразумеваемый, невыраженный ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — (от лат. inhibere — сдер-живать, останавливать) тормозящее, негативное влияние социальных факторов или конкретного человека на мысли, чувства, активность человека или группы. Данный феномен возникает обычно в условиях негативного отношения друг к другу субъектов взаимодействия. Явление, противоположное фасилитации ИНДИВИД — человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенического и онтогенического развития, единства врожденного и приобретенного Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению.как главного источника мотивации поведения человека. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — один из компонентов педагогического принципа природосообразности, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, способности. Индифферентность - нейтральность, равнодушие, безучастность. ИНДИВИДУАЛИЗМ — нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества Индивидуальность — совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной психологии — противоположность уникальных психических характеристик человека групповым ИНСАЙТ — внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом; выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса Интеллект социальный — 1) способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Д. Гилфорд); 2) результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий (Г. Айзенк). Интеллект «флюидный» (текучий, «свободный») —врожденная интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления; входит в состав общего интеллекта (Р. Б. Кэттелл). ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В отечественной психологии трактуется как поэтапное преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ — снижение усвоения и запоминания отдельных частей получаемой информации в зависимости от последовательности их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обучении блоками ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ — ослабление или усиление новых навыков под влиянием уже имеющихся ИНТРОВЕРТ — тип личности, сориентированный на свой собственный внутренний мир. Поведение интроверта определяется его внутренним состоянием, переживаниями ИНТРОСПЕКЦИЯ (самонаблюдение) — изучение психических процессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы ИНФАНТИЛИЗМ — сохранение у человека качеств предыдущего периода его становления (формирования), характеризующее задержку развития ИССЛЕДОВАНИЕ — процесс научного изучения какого–либо объекта с целью выявления его закономерностей возникновения, развития и изменения, и преобразования его в интересах общества. В педагогическом исследовании объект находится в образовательной области ИССЛЕДОВАНИЕ ПАНЕЛЬНОЕ — изучение одного и того же педагогического объекта с определенным временным интервалом по одной и той же методике и программе ИССЛЕДОВАНИЕ ПИЛОТАЖНОЕ — упрощенная форма пробно-поискового исследования, которое проводится до основного ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФАЗА — этап исследования, в котором с помощью всестороннего анализа практической задачи определяются: проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования. КАТАРСИС — 1) специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, в вытеснении одних эмоций другими; 2) эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств Каузальная (причинная) схема — аспект теории атрибуции, обозначающий ситуацию, когда исследователь обладает рядом усвоенных представлений о причинах, которые могут привести к конкретным следствиям, или о возможных отношениях между ними КАУЗАЛЬНЫЙ МЕТОД — метод исследования, целью которого является нахождение необходимой связи явлений, когда одно из них выступает причиной, порождающей другое явление, называемое следствием КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ — 1) (в широкой трактовке) —спо-собы планирования исследования и организации сбора эмпирических данных, которые включают не все этапы и элементы, подразумеваемые единой логикой эксперимента как метода; 2) (в узком значении) — исследование, которое, как и экспериментальное, направлено на проверку причинно–следственной гипотезы, но не может быть названо таковым в силу недостаточного контроля за экспериментальным воздействием (независимой переменной) и побочными факторами; 3) разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов Классификационные признаки диссертации — совокупность признаков, характеризующих: — характер результатов диссертации; — уровень новизны результатов диссертации; — ценность результатов диссертации; — связь темы диссертации с плановыми исследованиями; — уровень внедрения (использования) результатов диссертации, имеющей прикладное значение; — рекомендации по расширенному использованию результатов диссертации, имеющих прикладное значение КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — психическое состояние, вызванное противоречием между потребностями и интересами как мотивами деятельности и самой, но вынужденной деятельностью (Л. Фестингер). КОММУНИКАЦИЯ — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности КОММУНИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНАЯ — передача информации другому человеку или группе лиц без использования речи. Виды невербальной коммуникации.: — кинесика — совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться и т.п.; — проксемика — место и время общения; — паралингвистика — качество голоса: диапазон, тон, тембр, сила, полетность, паузы, звуки-«заполнители» пауз; — экстралингвистика — улыбка, смех, плач, слезы; — визуальное общение — контакт глазами; — такесика — прикосновение КОМПЕНСАЦИЯ — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций Компенсация - способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств. Понятие введено А. Адлером. Компенсация психических функций - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Комплекс неполноценности - совокупность переживаний и свойств личности, заключающихся в стойкой уверенности человека в своей неспособности решать жизненные проблемы, несостоятельности как личности. Комплекс превосходства - совокупность переживаний и проявлений личности, заключающийся в чрезмерной самоуверенности. При этом человек производит впечатление тщеславного и высокомерного субъекта с преувеличенным мнением о своих истинных возможностях. Конформизм - соглашательство, приспособленчество, пассивное принятие окружающей среды, существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции и слепое подражание любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, психического принуждения. Кризис психологический – состояние душевного расстройства; вызванное неудовлетворенностью человека собой, своими успехами и взаимоотношениями с окружающим миром. Кризисы возрастные – особые периоды возрастного развития личности, характеризующиеся резкими психологическими изменениями; закономерно возникают на определенном возрастном этапе и являются необходимыми для нормального хода личностного развития. КОМПЕТЕНЦИЯ — 1)круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен конгруэнтность (в процессе общения) — соответствие невербального поведения партнеров их речевым высказываниям. Несоответствие в этом является сигналом лжи КОНТЕНТ-АНАЛИЗ — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов путем регистрации определенных единиц содержания, а также систематического замера частоты и объема упоминаний этих единиц в отдельных фрагментах текста или во всей совокупности исследуемых текстов. Позволяет выявлять отдельные психологические характеристики коммуникатора и аудитории (применяется в социальной психологии, педагогической психологии и т.п.) КОНФАБУЛЯЦИЯ — иллюзия мышления, когда человек верит в свою выдумку КОНЦЕПЦИЯ — — внутреннее представление о чем-либо; — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; — основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; — ведущий замысел деятельности КРЕАТИВНОСТЬ — 1) универсальная творческая способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации; 2) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА (Т — критерий) служит для сравнения величин двух попарно сопряженных совокупностей, то есть таких совокупностей, которые объединены некоторой связью, общим свойством КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОБЛЕМЫ (темы) ИССЛЕДОВАНИЯ — актуальность, новизна, практическая значимость КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА оценивает близость двух средних значений с точки зрения отнесения или не отнесения ее к случайной (при заданном уровне значимости), отвечая на вопрос о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга ЛАБИЛЬНЫЙ — нестойкий, неустойчивый, изменчивый ЛАТЕНТНЫЙ — скрытый, внешне не проявляющийся Латентный эффект — любой отсроченный эффект, возникающий в результате определенного вмешательства Либидо - одно из основных понятий психоанализа, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории 3. Фрейда, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития личности. Локус контроля - понятие, характеризующее локализацию человеком причин, исходя из которых он объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Характеризует склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (внешний Л.к.), либо собственным способностям и усилиям (внутренний Л.к.). Л.к. является устойчивым свойством человека, формирующимся в процессе его социализации. Понятие введено американским психологом Дж. Роттером. ЛИЧНОСТИ НАПРАВЛЕННОСТЬ — совокупность устойчивых мотивов, организующих деятельность личности. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — индивидуальный подход к учащемуся как к личности. ЛИЧНОСТЬ — 1) человек как носитель социально значимых черт, характеризующих его как члена общества; 2) (в психологии) —системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени ( см. исследование пролонгированное). Маниакальное состояние - характеризуется немотивированным настроением, ускорением ассоциативных процессов, неустойчивостью внимания. Мания - болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо. Маргинальная личность - человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью. Меланхолик - тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении). МЕТОД — путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ — 1) способ достижения какой–либо цели, решения конкретной задачи; 2) совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411]. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы объективности, детерминизма, познаваемости, развития, историзма, единства теории и практики [89, c. 11]. МЕТОДОЛОГИЯ — 1) " учение о методе", " теория метода"; 2) (в широком смысле) — философская исходная позиция научного познания, общая для всех научных дисциплин; 3) система принципов научного исследования, совокупность методов исследования и обработки данных; 4) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности; 5) (в узком смысле) —теория научного познания в конкретной научной дисциплине [5, c. 54; 80, c. 235; 91, c. 365]. Модальность - понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет - в зрении, тембр - в слухе, запах - в обонянии и т.п.). МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ — — анализ (разложение) — мысленное или фактическое разложение целого на составные части; — синтез (соединение) — мысленное или фактическое воссоединение целого из частей; — абстрагирование — мысленное отвлечение какого–либо свойства (признака), явления, предмета от самого явления или предмета и других его свойств (признаков); — сравнение — сопоставление для установления сходства или различия объектов с целью выявления отношений; — конкретизация — воссоздание реального явления, процесса из выделенных ранее абстракций; — категоризация — отнесение единичного объекта к некоторому классу; — классификация (систематизация) — установление закономерных связей между классами объектов с целью определения их места в системе; — обобщение — объединение объектов в единое целое на основе их общих признаков; — индукция — умозаключение от единичного, частного к общему, от фактов к теории; — дедукция — переход от общего к частному. Навязчивые состояния - непроизвольные, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, идеи, воспоминания, представления, сомнения, страхи, влечения, неодолимо приковывающие к себе все внимание. Воспринимаются человеком как чуждые, эмоционально неприятные, причем их не удается ни отбросить, ни подавить. Невербальный - несловесный, неречевой - коммуникация происходит посредством жестов, мимики и т. п. ОНТОГЕНЕЗ — процесс развития человека от рождения до смерти ощущения Порог ( предел ) — минимальная величина раздражения, приводящая к возникновению ощущения ПЕРЕНОС (навыка) — влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях Подсознательное - совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания. Посттравматический синдром - совокупность признаков негативных психических последствий, возникших в результате сильного стресса. Для этих негативных изменений характерны: 1) возбудимость и раздражительность; 2) безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; 3) фиксация на обстоятельствах травмирующего события; 4) уход от реальности; 5) предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям. Посттравматический стресс - возникший в результате психической травмы комплекс реакций: повторяющиеся воспоминания о событии, воспроизведение его в ночных кошмарах, интенсивные негативные переживания и физиологические реакции при столкновении с чем-то, что хотя бы отдаленно напоминает травмирующее событие и т.п. Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания. Психоанализ - общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом. Психогигиена – отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Тесно связана с психопрофилактикой. Психодиагностика - оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик. Психокоррекция - психологическая помощь по преодолению недостатков психического развития. Психологическая совместимость - способность людей находить взаимопонимание, налаживать хорошие личные и деловые взаимоотношения, сотрудничать друг с другом. Психопрофилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение психогений и психосоматических (гипертония, язвенная болезнь и т.п.) болезней, а также отклоняющегося поведения. Психосоматика - направление в медицинской психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на возникновение и протекание некоторых соматических заболеваний (бронхиальной астмы, гипертонической болезни, язвы 12-перстной кишки, язвенного колита, полиартрита, стенокардии, нейродермита). Психосоматические расстройства - расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами. Психотерапия - комплексное лечебное воздействие на человека с помощью психологических средств с целью устранения или ослабления болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему заболеванию и окружающей среде. Направлена на восстановление и поддержание психического здоровья человека. Регрессия поведения - форма психической защиты, выражающаяся в возврате к более ранним, более примитивным (нередко детским) формам поведения, которые в прошлом оказывались успешными. Ригидность - индивидуальная особенность психики, проявляющаяся в заторможенности, замедленности реакций и мышления человека, в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действия, в инертности, затрудненной способности человека к изменению ранее намеченной программы действий в изменившихся условиях. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным) [49, c. 695]. РЕФЛЕКСИЯ — 1) процесс познания субъектом своих собственных психических свойств, процессов и состояний; 2) особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте: процесс самоанализа и активного осмысления состояния действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения) САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Самоактуализирующаяся личность - тип личности по классификации А.Маслоу, для которого характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей Самосознание - осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков Сангвиник - человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью Сензитивный возраст - период в онтогенетическом развитии человека, наиболее благоприятный для формирования определенных психических функций и свойств Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении СОЦИОМЕТРИЯ — экспериментальный метод (социально–психологический тест), обеспечивающий изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе СУБЛИМАЦИЯ — трансформация неудовлетворенного напряжения в определенной ситуации и при неких условиях в другие, социально приемлемые формы психической деятельности; направление невостребованной психической энергии человека в другие сферы его деятельности Супер-эго (сверх-Я) - одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов. Темперамент - совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний фасилитация — усиление доминантных реакций, действий, деятельности в присутствии других людей — наблюдателей и содеятелей (Д. Майерс). ФИЛОГЕНЕЗ — процесс возникновения и развития психики и поведения человека, а также эволюция его сознания Флегматик - человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией Фобия - навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.). Развиваются при некоторых психозах Фрустрация - психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии " ХИ-КВАДРАТ КРИТЕРИЙ" сравнивает частотные распределения двух вероятностей для проверки гипотезы о связи ХАРАКТЕРОЛОГИЯ — учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строении тела). В настоящее время типология основных характеров выглядит так: 1) циклоид-сангвиник — добродушный, реалистический экстраверт (Гаргантюа, Санчо Панса, Фальстаф); 2) психастеник — реалистический, тревожно-сомневающийся интроверт (Гамлет); 3) истерик — аутистический экстраверт (Хлестаков); 4) эпилептоид — экстраверт атлетического типа сложения (Дикой, Кабаниха); 5) шизоид (аутист) — замкнуто-углубленный интроверт; шизоидный характер присущ экспрессионизму: символизму: постмодернизму; весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой; 6) полифонический (мозаичный тип) — сочетает «несочетаемые» черты (Л.Толстой, Ф.Кафка) Холерик - человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения Эйфория - психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных Экспрессия - выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний Экстернал - тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность Экстраверт - индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный Эмпатия - понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека Эффект ореола - явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль " ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия ЭГОЦЕНТРИЗМ — крайняя форма индивидуализма и эгоизма ЭКСПЕРИМЕНТ КОНСТАТИРУЮЩИЙ — установление экспериментальным путем фактического состояния изучаемых явлений, процессов, зависимостей [80, c. 778]. ЭКСПЕРИМЕНТ КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ — исследова-ние, направленное на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами. ЭКСПЕРИМЕНТ ФОРМИРУЮЩИЙ (обучающий, воспитывающий, развивающий, созидательный, преобразующий) — эксперимент, связанный с целенаправленным изменением исследуемых явлений, процессов Экстраверсия - психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления ЭКСТРАВЕРТ — тип личности, сориентированной на внешние условия, на другого человека. Экстраверт легко вступает в контакты, в общение, в совместную деятельность ЭМОЦИИ — особое психическое состояние, в котором отражается специфическое для данной личности отношение к каким-либо жизненным ситуациям и обстоятельствам, проявляемое в поведении человека ЭМПАТИЯ — способность воспринимать и чувствовать внутренний мир другого человека и сопереживать ему ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК (эффект незавершенного действия) — явление, заключающееся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия
|