Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
обучающихся 1 – 4 классов МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары
ПОЛОЖЕНИЕ Портфеле достижений (портфолио) как инструмента оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся 1 – 4 классов МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ, Законом Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике», Приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26.11.2010 г., 22.09.2011), Уставом МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары Чувашской Республики.
1.1. Портфель достижений (далее - Портфолио) предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения.
1.2. Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
1.3. В портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурнооздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
1.4. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
1.5.Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
1.6. Ведение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения обучающихся более верными и ответственными.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: - поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни обучающегося и учитывать это в общении. Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда. Воспитательная — осознание в себе обучающегося, человека, ценностных ориентаций. Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4.1. Период составления портфолио – 1 - 4 классы начальной школы. 4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 1) обучающийся и родители или законные представители ведут работу по формированию и заполнению портфолио; 2) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение; 3) учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; помогают обучающимся в накоплении материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предметам, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы; 4) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу. Ученик в любой момент может поместить в любой раздел портфолио материалы о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т. п.; а также может в любой момент убрать материалы из папки, кроме результатов обязательной части. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое ознакомление родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов. В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные - копию из Таблицы результатов. При оформлении портфолио соблюдаются следующие требования:
5.1. В состав Портфолио обучающегося могут входить: 1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку, чувашскому языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.; по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑ исследований, записи решения учебнопознавательных и учебнопрактических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; по физической культуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. 2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителяпредметника, и в роли классного руководителя), иные учителяпредметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса. 3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
5.2. Портфолио ученика включает в себя: А) Титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Б) Оглавление (содержание). В) Основную часть, которая содержит: 1) раздел «Мой мир», содержащий информацию, которая важна и интересна для ребенка (возможные подразделы: «Мое имя», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой город», «Мои увлечения», «Моя мечта»): этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого Портфолио, это часть его личностных результатов. 2) раздел «Моя школа» (возможные подразделы «Безопасный маршрут до школы», «Мои учителя», «Мой класс», «Расписание уроков», «Моя общественная деятельность»): работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков; этот раздел отражает личностные, метапредметные результаты и универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. 3) раздел «Мои успехи и достижения» (возможные подразделы: «Мои награды», «Мои планы», «Участие в конкурсах и олимпиадах»): этот раздел наполнен грамотами, дипломами, сертификатами, благодарственные письма, удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения; раздел представляет предметные результаты ученика. 4) раздел «Мое творчество»: содержит комплект различных творческих, исследовательских работ обучающегося, демонстрирующие нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Может включать в себя: рисунки, сказки, стихи, фотоснимки объёмных работ, исследовательские работы обучающегося; описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся; результаты технического творчества обучающегося; описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии; работы по искусству.
5.3. Оформление портфолио 5.3.1 Портфолио оформляет ученик под руководством классного руководителя, родителей или самостоятельно в соответствии со структурой. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п. 5.3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности. Ни одна работа не является обязательной для включения в портфолио учеников. Любой материал включается или изымается только с согласия ученика. 5.3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: – систематичность и регулярность ведения портфолио; – достоверность сведений, представленных в портфолио; – аккуратность и эстетичность оформления; – разборчивость при ведении записей; – наглядность. 5.3.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение учебного года. 5.3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и личных достижений обучающегося в образовательной деятельности. Этот анализ проводится классным руководителем.
6.1. Критериями оценивания являются: - соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; - динамика результатов предметной обученности, формирования УУД. 6.2. В конце учебного года проводится выставка - презентация Портфолио. 6.3. Обучающиеся представляют свое Портфолио и оценивают результаты своих достижений.
|