цКЮБМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йюрецнпхх: юБРНЛНАХКХюЯРПНМНЛХЪаХНКНЦХЪцЕНЦПЮТХЪдНЛ Х ЯЮДдПСЦХЕ ЪГШЙХдПСЦНЕхМТНПЛЮРХЙЮхЯРНПХЪйСКЭРСПЮкХРЕПЮРСПЮкНЦХЙЮлЮРЕЛЮРХЙЮлЕДХЖХМЮлЕРЮККСПЦХЪлЕУЮМХЙЮнАПЮГНБЮМХЕнУПЮМЮ РПСДЮоЕДЮЦНЦХЙЮоНКХРХЙЮоПЮБНоЯХУНКНЦХЪпЕКХЦХЪпХРНПХЙЮяНЖХНКНЦХЪяОНПРяРПНХРЕКЭЯРБНрЕУМНКНЦХЪрСПХГЛтХГХЙЮтХКНЯНТХЪтХМЮМЯШуХЛХЪвЕПВЕМХЕщЙНКНЦХЪщЙНМНЛХЙЮщКЕЙРПНМХЙЮ |
пРОТОКОЛИРОВАНИЕ И АУДИТ
Под протоколированием понимается сбор и накопление информации о событиях, происходящих в информационной системе предприятия. У каждого сервиса свой набор возможных событий, но в любом случае их можно подразделить на внешние (вызванные действиями других сервисов), внутренние (вызванные действиями самого сервиса) и клиентские (вызванные действиями пользователей и администраторов). Аудит — это анализ накопленной информации, проводимый оперативно, (почти) в реальном времени, или периодически (например, раз в день). Реализация протоколирования и аудита преследует следующие главные цели [12]: · обеспечение подотчетности пользователей и администраторов; · обеспечение возможности реконструкции последовательности событий; · обнаружение попыток нарушения информационной безопасности; · предоставление информации для выявления и анализа проблем. Пожалуй, протоколирование, как никакое другое средство безопасности, требует для своей реализации здравого смысла. Какие события регистрировать? С какой степенью детализации? На подобные вопросы невозможно дать универсальные ответы. Необходимо следить за тем, чтобы, с одной стороны, достигались пе речисленные выше цели, а, с другой стороны, расход ресурсов не выходил за разумные рамки. Слишком обширное или детальное протоколирование не только снижает производительность сервисов (что отрицательно сказывается на доступности), но и затрудняет аудит, то есть не увеличивает, а уменьшает информационную безопасность. Разумный подход к данному вопросу предлагается в " Оранжевой книге" (см. Разд. Анализ регистрационной информации). Еще одна особенность протоколирования и аудита — зависимость от других средств безопасности. Идентификация и аутентификация служит отправной точкой подотчетности пользователей, логическое управление доступом защищает конфиденциальность и целостность регистраци онной информации. Возможно, для защиты привлекаются и криптографические методы. Возвращаясь к целям протоколирования и аудита, отметим, что обеспечение подотчетности важно в первую очередь как средство сдерживания. Если пользователи и администраторы знают, что все их действия фиксируются, они, возможно, воздержатся от незаконных операций. Очевидно, если есть основания подозревать какого-либо пользователя в нечестности, можно регистрировать его действия особенно детально, вплоть до каждого нажатия клавиши. При этом обеспечивается не только возможность расследования случаев нарушения режима безопасности, но и откат некорректных изменений (если в протоколе присутствуют данные до и после модификации). Тем самым защищается целостность информации. Реконструкция последовательности событий позволяет выявить слабости в защите сервисов, найти виновника вторжения, оценить масштабы причиненного ущерба и вернуться к нормальной работе. Обнаружение попыток нарушений информационной безопасности — тема сложная, требующая, вообще говоря, привлечения методов искусственного интеллекта. Как выявлять подозрительные события? Иногда это легко (что может быть подозрительнее последовательности неудачных входов в систему?), иногда сложно (некто больше обычного пользуется модемом, чтобы передать за пределы организации конфиденциальную информацию). В любом случае, организуя оперативный или периодический аудит, следует сформулировать для себя или для программы критерии отбора записей, требующих детального анализа. При правильной постановке подобная деятельность может существенно усилить защиту. Напомним, что поимка немецких хакеров, действовавших по заказу КГБ, началась с выявления подозрительного расхождения в несколько центов в ежедневном отчете крупного вычислительного центра. Выявление и анализ проблем могут помочь улучшить такой параметр безопасности, как доступность. Обнаружив узкие места, можно попытаться переконфигурировать или перенастроить систему, снова измерить производительность и т.д. Трудной проблемой является организация согласованного протоколирования и аудита в распределенной разнородной системе. Во-первых, некоторые компоненты, важные для безопасности (например, маршрутизаторы), могут не обладать своими ресурсами протоколирования; в таком случае их нужно экранировать другими сервисами (см. Разд. Распространение подхода клиент/сервер на информационную безопасность), которые возьмут протоколирование на себя. Во-вторых, необходимо увязывать между собой события в разных сервисах. Без импорта регистрационной информации в базу данных и применения SQL-средств это не представляется возможным. Протоколирование и аудит можно превратить в бессмысленную формальность, а можно — в эффективный инструмент поддержания режима информационной безопасности.
|