Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар выполняет определенные функции: 1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру; 2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам. Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям. Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться: – решение задач; – обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов; – составление документов; – поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках; – моделирование ситуаций практической действительности. Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам. Рекомендуется: – внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя; – изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме; – изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие; – изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям; – изучение дополнительной литературы; – вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения; – продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы); – количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.; – при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом; – обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя; – перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: – формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту; – определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; – выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; – подбор литературы для преподавателя и студентов; – при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка студентов и преподавателя: – составление плана семинара из 3-4 вопросов; – предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару; – предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.); – создание набора наглядных пособий. Ход семинарского занятия: Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия. Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому. Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием: – персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства); – справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»; – интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.). Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: – качество подготовки; – степень усвоения знаний; – -активность; – положительные стороны в работе студентов; – ценные и конструктивные предложения; – недостатки в работе студентов; – задачи и пути устранения недостатков. Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа: – степень глубины и целостности понимания учебного материала; – знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала; – знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать; – умение логически и аргументировано излагать материал; – качественное владение терминологией; – сформированность практических умений и навыков. Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия: – целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности. – планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы. – организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя. – стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса. – отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные. – управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов. – замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний. – студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ» СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ (г. Краснодар) Кафедра гражданского права
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
|