Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль и оценка подготовки.






 

4.1. Проверка пригодности личного состава подразделений ГПС к действиям в условиях, требующих применения специальных навыков, физической силы, пожарной техники, контроль за порядком присвоения (подтверждения) квалификационных званий, наличием и состоянием учебной материально-технической базы, своевременностью обучения на всех этапах подготовки, качеством проводимых занятий, усвоением личным составом программного материала проводятся систематически должностным лицом из числа среднего и старшего начальствующего состава, который ведет учебные занятия по данному предмету (текущий контроль), ежеквартально руководством подразделения ГПС с обязательным приемом экзаменов (зачетов от личного состава дежурных смен по пройденному материалу и зачетов по выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке (оформляется отдельным протоколом и отметкой в учебном журнале по каждой дежурной смене), а также во время инспектирования, итоговых и целевых проверок деятельности подразделений ГПС (итоговый контроль) сотрудниками органа управления, подразделения ГПС.

4.2. Проверка состояния профессиональной подготовки личного состава является составной частью инспектирования органов управления, подразделений ГПС. Проверка осуществляется в объеме настоящей Программы, учебных, тематических планов, планов самостоятельного обучения, а также с учетом требований, предъявляемых к личному составу в объеме выполняемых им по должности обязанностей.

4.3. Итоговым проверкам состояния профессиональной подготовки подлежат все подразделения ГПС входящие в состав пожарной охраны субъекта Российской Федерации, административного, закрытого административного территориального образования. Итоговая проверка осуществляется по окончании учебного года в системе подготовки дежурных смен комиссиями, создаваемыми и возглавляемыми начальниками пожарной охраны муниципальных образований, при этом часть подразделений проверяется комиссиями, возглавляемыми сотрудниками структурных подразделений органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Количество и перечень подразделений, подлежащих проверкам комиссиями, возглавляемыми сотрудниками структурных подразделений органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Содержание итоговой проверки должно включать в себя:

проверку наличия, содержания, анализ разработки и ведения учетно-планирующих документов основной, специальной подготовки по должности и служебной подготовки подразделения ГПС;

прием зачетов от среднего и старшего начальствующего состава по разделам служебной подготовки и выполнению нормативов физической подготовки;

прием зачетов от начальствующего состава, допущенного к самостоятельному выезду на пожары в качестве РТП, по знанию основных требований нормативных документов к организации пожаротушения, управлению силами и средствами на пожаре, особенностей района выезда и пожарной техники;

прием экзаменов от личного состава дежурных смен по обязательным предметам обучения в системе подготовки дежурных смен и специальной подготовке по должности;

прием зачетов от личного состава дежурных смен по выполнению обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке (№, № -1, 4, 11, 19, 20, 30, 36);

проведение: контрольно-проверочного пожарно-тактического учения (занятия по решению пожарно-тактической задачи с каждым подразделением гарнизона) в порядке, установленном пунктом 2.10.23 настоящей Программы, при этом при проведении ПТУ (ПТЗ) комиссией, возглавляемой сотрудником отдела (отделения) подготовки и применения сил органа управления, в роли РТП выступает начальник соответствующей пожарной охраны муниципального образования (начальник пожарной части, напрямую подчиненной начальнику органа управления ГПС); при проведении ПТУ (ПТЗ) комиссией, возглавляемой начальником пожарной охраны муниципального образования, в роли РТП выступают сотрудники проверяемого подразделения ГПС в соответствии с требованиями пункта 2.10.21 настоящей Программы;

обобщение результатов итогового контроля и определение в подразделении лучших: дежурной смены, расчета, пожарного (старшего пожарного), спасателя, водителя, радиотелефониста (диспетчера), начальника пожарного расчета, начальника аварийно-спасательного расчета (помощника начальника дежурной смены), начальника дежурной смены (для работников); при этом сотрудникам (работникам), расчетам, дежурным сменам, получившим по итогам проверки основной подготовки самые высокие оценки (средние баллы), но имеющим дисциплинарные взыскания, нарушения служебной дисциплины, звания лучших не присваиваются. Присвоения указанных званий удостаиваются следующие за ними по оценочным показателям сотрудники (работники), расчеты, дежурные смены, не имеющие недостатков в служебной деятельности.

Допускается в течение 6 месяцев после итоговой проверки при проведении испытаний на присвоение классных квалификационных званий автоматически перезачитывать (по представлениям начальников соответствующих подразделений ГПС) оценки, полученные личным составом на итоговых проверках, при этом среднему и старшему начальствующему составу могут быть зачтены только оценки, полученные при проведении итоговой проверки комиссией, возглавляемой сотрудниками отдела (отделения) подготовки и применения сил органа управления ГПС.

4.4. Результаты контроля оформляются справкой, которая должна включать в себя основные разделы:

состояние планирующей и учетной документации по основной, служебной и специальной подготовке по должности в проверенном подразделении;

отчет о проведении контрольно-проверочного учения (занятия) по решению пожарно-тактических задач с указанием выявленных недостатков, замечаний и предложений по улучшению основной подготовки и готовности подразделения (пожарной охраны муниципального образования, пожарной охраны субъекта Российской Федерации);

перечень сотрудников (работников), расчетов, дежурных смен, признанных лучшими по результатам проведенного итогового контроля; оценку профессиональных знаний и умений личного состава и подразделения (пожарной охраны муниципального образования, пожарной охраны субъекта Российской Федерации) в целом.

4.5. Проверка степени подготовленности сотрудника по конкретному предмету обучения или отдельному разделу проводится в форме экзамена (зачета) путем устного (письменного) опроса и проверки навыков в решении практических задач (нормативов).

Прием экзаменов (зачетов) по обязательным предметам обучения осуществляется комиссией. Ее состав и порядок приема экзаменов (зачетов) определяется начальником подразделения ГПС, если иное не установлено органом управления ГПС.

4.6. Результаты экзамена (зачета) оформляются:

для личного состава дежурных смен, обучавшегося по программам, расписаниям на 216 (110) часов - экзаменационной ведомостью по форме согласно приложению 11;

для личного состава, обучавшегося по другим тематическим планам в системе специальной подготовки по должности и служебной подготовки - протоколом по форме согласно приложению 2.

Итоги экзаменов и зачетов фиксируются также в журналах учета учебных занятий по подготовке дежурных смен, специальной подготовке по должности, служебной подготовке, посещаемости и успеваемости личного состава.

4.7. Личный состав ГПС, не сдавший экзамен (зачет), сдает его повторно в срок и в порядке, установленных председателем комиссии, но не позднее чем через два месяца. До сдачи повторного экзамена (зачета) личный состав допускается к выполнению обязанностей по должности.

При повторной несдаче экзамена (зачета) использование личного состава в занимаемой должности рассматривается в аттестационном порядке.

4.8. Экзамены (зачеты) принимаются по билетам, содержащим вопросы, которые должны включать в себя программный материал и объем знаний и умений, определяемых квалификационными требованиями для данной категории специалистов.

Билеты разрабатываются органом управления, подразделением ГПС в зависимости от назначения в 2 экземплярах. Количество билетов превышает на 10 % численный состав группы. Один экземпляр (контрольный) утверждается и хранится в установленном порядке, второй - используется для работы с обучаемыми.

При проведении зачетов без билетов начальник органа управления, подразделения ГПС разрабатывает и подписывает перечень вопросов, охватывающий весь программный материал или отдельный раздел. Из разработанного перечня обучаемому задаются три вопроса и практические задания по исполняемой должности. Допускается проверка знаний с использованием технических средств обучения (ТСО).

4.9. Для личного состава подразделений ГПС, комплектуемых работниками, квалификационные требования определены в разрядах оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по отдельным должностям.

4.10. К предметам обучения, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, относятся:

в системе основной и специальной подготовки по должности:

основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

пожарно-техническая подготовка;

пожарно-строевая подготовка;

правила по охране труда (для подразделений ГПС охраняемых объектов включается раздел по производственной санитарии);

пожарно-профилактическая подготовка[2];

противопожарная служба гражданской обороны[3];

в системе служебной подготовки:

специальная подготовка;

тактическая подготовка;

техническая подготовка;

физическая подготовка.

По остальным разделам служебной подготовки средний и старший начальствующий состав сдает комплексный итоговый зачет по билетам, в объем каждого, из которых должно входить по одному вопросу каждого раздела обучения.

Другие выносимые на экзамены или зачеты предметы оговариваются учебными, тематическими планами и программами.

4.11. Оценка сотрудника, расчета, дежурной смены, подразделения по предмету обучения состоит из оценок за выполнение нормативов (практических работ) и знание учебных (теоретических) вопросов. При проверке только учебных (теоретических) вопросов оценка расчета, дежурной смены, подразделения слагается из индивидуальных оценок обучаемого. По дисциплинам и разделам подготовки, которые являются обязательными и выносятся на экзамены, а также по результатам выполнения нормативов пожарно-строевой подготовки выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»; по остальным разделам – отметки «зачтено» или «не зачтено».

4.12. Личный состав, сдавший экзамен по одному из специальных предметов (основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, пожарно-техническая, пожарно-профилактическая, пожарно-строевая) на оценку ниже оценки «хорошо», допустивший грубое нарушение законности, требований правил по охране труда, а также сбережения вверенной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования и специальных средств, решением квалификационной комиссии органа управления ГПС может быть лишен квалификационного звания в установленном порядке.


Содержание курса подготовки личного состава дежурных смен подразделений ГПС МЧС России.

 

5.1. Расчет учебного времени на год.

 

№ п/п Наименование учебных предметов Всего часов на год
1. Общественно – государственная подготовка  
2. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. 86 (44)
3. Пожарно-профилактическая подготовка 20 (10)
4. Пожарно-техническая подготовка. Пожарная техника и аварийно-спасательное оборудование 22 (10)
5. Пожарно-строевая подготовка 50 (20)
6. Физическая подготовка 20 (10)
7. Противопожарная служба гражданской обороны и медицинская подготовка 22 (16)
8. Охрана труда 20 (16)
В С Е Г О: 260 (126)

Примечание: В скобках указаны часы для подготовки малочисленных подразделений.

 

5.2. Тематика (примерная) и методические указания по учебным предметам.

5.2.1. Общественно – государственная подготовка.

Занятия по общественно – государственной подготовке проводятся в каждой дежурной смене каждое третье – четвертое дежурство (в рабочие дни руководителя занятий) в течение учебного часа в часы, предусмотренные распорядком дня по тематическим планам, в объеме 20 часов в год, разрабатываемым руководством подразделения ГПС на учебный год, с учетом тематики, ежегодно направляемой в подразделения органом его управления, а также профессиональной специфики и особенностей социально-экономического развития страны. Организация и проведение указанных занятий возлагаются на заместителя начальника подразделения ГПС по работе с кадрами, а при его отсутствии в штатах подразделения – непосредственно на начальника подразделения. Занятия учитываются в журнале учета занятий по подготовке личного состава дежурных смен, посещаемости и успеваемости личного состава. План проведения занятия утверждается начальником подразделения ГПС.

Рекомендуемая тематика занятий по общественно – государственной подготовке.

1. Необходимость правового регулирования отношений в области пожарной безопасности. Права субъектов Российской Федерации в области правового регулирования. Роль и место юридических подразделений (юрисконсультов) в деятельности Государственной противопожарной службы.

2. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Система обеспечения пожарной безопасности.

3. Основные положения Федерального закона «О пожарной безопасности» и постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Полномочия органов государственной власти в области пожарной безопасности.

4. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы. Положение о службе в органах внутренних дел, социальные льготы личного состава, пенсионное и вещевое обеспечение.

 

5.2.2. Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Задачи обучения:

приобретение личным составом подразделений ГПС и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР;

подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены;

совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

Методические указания.

Программа основ организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя основы тактики тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а также рекомендуемый перечень занятий по решению пожарно-тактических задач.

При наличии в подразделении ГПС сформированных вне организационно-штатной структуры специализированных пожарных и аварийно-спасательных расчетов по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности на специальную подготовку личного состава этих расчетов отводится до 30% учебного времени.

При создании в подразделении ГПС специализированных расчетов другого предназначения решение о перераспределении учебного времени в указанных пределах принимает только начальник органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации, который издает приказ о создании и порядке использования в период дежурства таких расчетов и утверждает тематический план их подготовки.

Практические занятия с выездом на объекты проводятся начальником подразделения ГПС или его заместителем. Продолжительность занятий не менее двух учебных часов. Допускается планировать одночасовые занятия при условии обеспечения полноты изучения и практической отработки тем. В роли руководителя тушения пожара на практических занятиях выступают:

Начальник дежурной смены;

начальник отдельного поста и начальник пожарного расчета (для отдельных постов), если иное не установлено настоящей Программой.

В ходе проведения указанных занятий в обязательном порядке осуществляется отработка и корректировка имеющихся планов и карточек пожаротушения на соответствующие объекты.

Тактико-специальные занятия для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров организуются и проводятся исходя из целей и задач, стоящих перед подразделениями, с учетом их технической оснащенности и в соответствии с Указаниями по тактической подготовке и настоящей Программой.

Занятия по темам 2-6, 8, 10, 11 и отдельным темам по изучению оперативно-тактических особенностей объектов, но не более пяти, предусмотренных тематическим планом подразделения ГПС, разрешается проводить начальнику дежурной смены.

С личным составом отдельного поста занятия проводит начальник поста, а также должностные лица подразделения ГПС, в структуру которого входит пост.

Перечень объектов, подлежащих изучению в оперативно-тактическом отношении, определяет, как правило, начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования и (или) руководитель подразделения ГПС. Приоритет при этом отдается изучению пожаровзрывоопасных объектов и объектов с массовым пребыванием людей. Лимит времени на изучение объектов должен составлять 10-20 % от общего количества часов по пожарно-тактической подготовке.

Изучение и практическая отработка тем по тушению пожаров и проведению АСР в зданиях повышенной этажности являются обязательными для пожарной охраны муниципального образования, на территории которого имеются такие здания. Методика проведения занятий должна предусматривать отработку основных (главных) действий по тушению пожара и проведению АСР персонально каждым пожарным и спасателем.

Темы 12, 14, 15 являются обязательными для региональных специализированных отрядов и специализированных частей по тушению пожаров.

В объектовых подразделениях ГПС, имеющих выездную пожарную технику, тематический план должен предусматривать не менее 80 % практических занятий непосредственно на охраняемом объекте, остальные - на объектах города (населенного пункта, подрайона выезда), предусмотренных расписанием выезда подразделений пожарной охраны муниципального образования или планом привлечения сил и средств к тушение пожаров и проведению АСР.

Рекомендации по выбору объектов, на которых необходимо проводить занятия по решению пожарно-тактических задач, разрабатывает начальник пожарной охраны субъекта Российской Федерации (начальник пожарной охраны муниципального образования с учетом оперативно-тактических особенностей охраняемой пожарной охраной территории и доводят их до подразделений ГПС в сроки, обеспечивающие своевременную разработку документов по планированию основной подготовки.

Занятия по решению пожарно-тактических задач рекомендуется проводить по следующей схеме:

проведение инструктажа по правилам охраны труда и производственной санитарии;

изучение оперативно-тактической характеристики объекта и особенностей развития пожара;

решение пожарно-тактической задачи;

разбор и подведение итогов занятия.

Порядок организации и проведения занятий по решению пожарно-тактических задач регулируется Указаниями по тактической подготовке.

Обязательными требованиями подготовки к занятиям являются:

изучение содержания учебных вопросов программы и документов по планированию;

подбор и изучение необходимых руководств, пособий, а также оперативно - тактических особенностей объекта;

определение целей и задач занятия, а также тактического замысла;

подготовка содержания учебного материала (определение объема учебного материала, расчет учебного времени и материально-технических средств, установка связи содержания занятия с ранее изученным материалом, другими предметами обучения, определение порядка и перечня учебных вопросов и др.;

выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обучения, элементов обстановки пожара и вводных на ведение основных (главных) действий по тушению пожара и проведения АСР;

определение структуры занятия;

расчет сил и средств;

разработка плана занятия и составление конспекта его проведения.

Занятия на объектах, где в условиях пожара возможно значительное задымление, выделение едких или токсичных паров и газов, следует совмещать с тренировками газодымозащитников. При наличии радиоактивных, сильно действующих ядовитых и химически опасных веществ необходимо применять специальные средства защиты.

Порядок использования звеньев ГДЗС, приборов и специальных средств защиты отражается в плане и конспекте проведения занятия.

При проведении занятий на объектах необходимо учитывать отраслевые правила охраны труда и производственной санитарии, планы ликвидации аварийных ситуаций и аварий.

К участию в занятиях необходимо привлекать аварийные службы и администрацию объекта, ведомственные пожарные команды и пожарные дружины. Привлечение на занятия указанных подразделений (формирований) в каждом конкретном случае согласовывается с руководителями объектов.

При проведении практических занятий необходимо обращать внимание на противопожарное состояние объекта, принимать меры к устранению выявленных недочетов или информировать о них соответствующие структуры исполнительной власти области (города).

Во время решения пожарно-тактической задачи руководитель занятия обязан обеспечивать оперативно-диспетчерскую связь и связь на пожаре.

Тема 1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Предмет, цели и задачи курса. Современное состояние пожарной тактики. Место пожарной тактики в обеспечении пожарной безопасности республики, края, области, охраняемого района, объекта. Организация, с учетом требований нормативных актов и руководящих документов, уровня пожарной безопасности охраняемого района (объекта) и готовности подразделения, пожарно-тактической подготовки в новом учебном году и ее содержание.

Государственная противопожарная служба МЧС России - функциональная подсистема Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Цели, задачи и функции подсистемы РСЧС.

Анализ основных (главных) действий подразделений ГПС по тушению пожаров и проведению АСР за истекший период и основные направления совершенствования пожаротушения в области (крае, республике), подразделении, обеспечения безопасных условий работы личного состава на пожарах (учениях, занятиях) и при проведении АСР.

Тема 2. Организация территориальной (региональной службы пожарной охраны, службы пожарной охраны субъекта Российской Федерации, службы пожарной охраны муниципального образования и службы пожарной охраны закрытого административного территориального образования) и дежурной службы.

Создание Государственной противопожарной службы МЧС России и ее развитие на современном этапе. Подразделения ГПС и их классификация в зависимости от целей создания. Основные понятия, используемые в Уставе службы пожарной охраны.

Организация территориальной и дежурной службы пожарной охраны Документы службы дежурной смены. Проверка территориальной и дежурной службы пожарной охраны: порядок и содержание. Итоги контроля за организацией службы за отчетный период.

Виды и содержание подготовки личного состава подразделений ГПС.

Результаты деятельности и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации, пожарной охраны муниципального образования, закрытого административного территориального образования, подразделений в области организации территориальной и дежурной службы и подготовки личного состава.

Тема 3. Основы прекращения горения на пожаре. Огнетушащие вещества.

Процесс горения. Условия его возникновения и прекращения. Самовоспламенение и самовозгорание. Температура вспышки и воспламенение ГЖ. Особенности горения легковоспламеняющейся и горючей жидкостей (ЛВЖ и ГЖ). Взрывы. Взрывчатые свойства смесей горючих газов, паров и пылей с воздухом. Пути прекращения горения: воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими веществами; создание в зоне горения или вокруг нее негорючей газовой или паровой среды; создание между зоной горения и горючим материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих веществ.

Классификация огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ.

Тема 4. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Последствия воздействия чрезвычайных ситуаций на среду обитания человека.

Аварии, катастрофы, стихийные бедствия. Виды классификации ЧС (по источникам возникновения, масштабам распространения, количеству пораженных, величине ущерба). Основные параметры и единицы измерения поражающего воздействия основных источников различных ЧС.

Наиболее характерные для данного региона чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Возможные сценарии развития чрезвычайных ситуаций, катастроф и аварий. Особенности и степени риска техногенных катастроф на радиационно-опасных объектах и предприятиях химической промышленности, их последствия для населения, населенных пунктов и предприятий. Правила поведения людей, снижающие риск поражения.

Тема 5. Тактические возможности подразделений ГПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС.

Обстановка при пожаре, чрезвычайной ситуации, аварии. Основные факторы, определяющие тактические возможности подразделений ГПС.

Расчет основных показателей, характеризующих тактические возможности подразделений ГПС. Определение продолжительности подачи огнетушащих веществ. Предельные расстояния подачи средств тушения и специального оборудования.

Назначение, использование пожарных и аварийно-спасательных расчетов на основных, специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилях при пожаре и аварии (в чрезвычайной ситуации). Использование вспомогательных автомобилей и техники.

Схемы развертывания на основных, специальных пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Новые технологии тушения пожаров.

Тема 6. Основные (главные) действия подразделений по тушению пожаров и проведению АСР.

Понятия, применяемые в Уставе тушения пожаров и проведения АСР пожарной охраны. Параметры и условия локализации и ликвидации пожаров, чрезвычайных ситуаций и аварий. Решающее направление.

Силы и средства, необходимые для выполнения задач при тушении пожаров, при локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций.

Классификация и характеристика основных (главных) действий по тушению пожаров.

Мероприятия, снижающие воздействие на личный состав опасных факторов пожара при ведении основных (главных) действий по тушению пожаров и повышающие физическую работоспособность личного состава.

Особенности взаимодействия подразделений ГПС с региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, спасательными формированиями и подразделениями других министерств и ведомств, городскими и специальными службами.

Тема 7. Организация управления основными (главными) действиями при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (АСР).

Определение управления основными (главными) действиями при пожаре. Содержание управления основными (главными) действиями при пожаре.

Руководство тушением пожара. Порядок принятия и осуществление руководства тушением пожара. Задачи оперативного штаба пожаротушения при пожаре.

Определение участка тушения пожара и порядок его создания.

Обязанности и права оперативных должностных лиц при пожаре.

Задачи и содержание связи и оперативно-диспетчерской связи при пожаре.

Классификация, характеристика и значение оперативной документации в управлении основными (главными) действиями при пожаре.

Сущность и задачи управления силами и средствами при ведении АСР. Основные требования к организации управления при проведении АСР в очагах аварий и катастроф.

Особенности взаимодействия подразделений ГПС с региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, спасательными формированиями и подразделениями других министерств и ведомств, городскими и специальными службами.

Тема 8. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожара.

Состав участников тушения пожаров. Обязанности, права и ответственность участников тушения пожаров.

Законодательство Российской Федерации об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя. Права и обязанности спасателя, участников аварийно-спасательных работ.

Тема 9. Работы по тушению пожаров и ликвидации ЧС в непригодной для дыхания среде.

Опасные факторы пожара и их характеристика. Меры по снижению концентрации продуктов горения. Средства, применяемые для работы в непригодной для дыхания среде. Выбор средств защиты индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) в зависимости от условий на пожаре, аварии.

Мероприятия, обеспечивающие ведение работ в непригодной для дыхания среде с использованием СИЗОД. Особенности ведения работ по разведке, массовому спасанию людей, в тоннелях метро и подземных сооружениях большой протяженности.

Тема 10. Тушение пожаров и ликвидация ЧС в неблагоприятных климатических условиях.

Особенности развития пожаров и сценарии ЧС в условиях низких температур. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров и ликвидацию последствий ЧС при низких температурах. Особенности работы при заборе воды из водоема, подогрев воды в насосе. Отогревание замерзших рукавов и пожарных лестниц. Обеспечение безопасных условий работы личного состава при тушении пожаров в условиях низких температур.

Особенности развития пожаров при сильном ветре. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров и ликвидацию последствий ЧС в условиях сильного ветра.

Особенности использования водяных и пенных стволов, создания противопожарных разрывов, обеспечения бесперебойной подачи воды.

Тема 11. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС при недостатке воды.

Тушение пожаров в условиях неудовлетворительного противопожарного водоснабжения. Характеристика безводных участков в районе выезда подразделения ГПС и содержание компенсирующих мероприятий.

Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды. Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях.

Тема 12. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС в условиях особой опасности для личного состава.

Характеристика условий на пожаре, представляющих особую опасность для личного состава.

Особенности развития пожаров на объектах с наличием АХОВ, радиоактивных веществ и взрывчатых материалов. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров на указанных объектах. Оценка обстановки при пожаре (аварии) на указанных объектах. Особенности проведения разведки, дозиметрического и химического контроля, подачи огнетушащих веществ и взаимодействия с администрацией объектов. Организация спасательных работ.

Обеспечение безопасных условий работы личного состава при тушении пожаров на объектах с наличием АХОВ, радиоактивных веществ и взрывчатых материалов. Проведение санитарной обработки личного состава и дезактивации специальной одежды, снаряжения, пожарной и аварийно-спасательной техники.

Организация взаимодействий с аварийно-спасательными формированиями других министерств и ведомств.

Тема 13. Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте.

Перспектива развития воздушного, морского и железнодорожного транспорта. Классификация и техническая характеристика воздушных и морских судов и подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.

Пожарная опасность транспортных средств. Характер пожара в зависимости от места его возникновения: салон, шасси, двигательные установки, трюм, твиндек, локомотив, вагон, станция, платформа, кабельный канал и т.п.

Прогнозирование обстановки в зависимости от места возникновения пожара, вида защиты, пожарной опасности, класса пожарной нагрузки.

Основные причины возникновения ЧС на транспорте. Состав аварийных служб, привлекаемых для ликвидации ЧС. Особенности ведения аварийно-спасательных работ на транспорте. Информационные таблицы и аварийные карточки на опасные грузы.

Знаки безопасности на грузах, перевозимых транспортными средствами, и выбор огнетушащих веществ для тушения пожаров таких грузов. Принципы выбора тактических приемов и способов тушения пожара. Роль и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России и аварийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия.

Особенности тактических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допустимого времени пребывания человека в зоне действия опасных факторов пожара.

Основные требования к условиям безопасного ведения подразделениями основных (главных) действий.

Тема 14. Тактика тушения пожаров и проведения спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.

Виды строительных конструкций и их поведение в условиях пожара или аварии. Причины повреждений. Формы разрушений, элементы повреждений и зоны воздействия. Распознавание и избежание опасности обвалов, разрушений, повреждений в промышленных, административных и жилых зданиях.

Основные тактические приемы (правила) проведения спасательных работ: методы прослушивания и простукивания; определение местоположения спасаемых с помощью спасательных собак, технических вспомогательных средств (тепловизоры, фонендолокаторы и др.).

Методы проникновения в разрушенные здания и сооружения, приемы и способы прокладки рукавных линий, использования спасательных средств и специального оборудования.

Оценка потребности в силах и средствах. Меры безопасности при проведении спасательных работ в поврежденных зданиях и сооружениях.

Знаки безопасности и опасности.

Тема 15. Действия специализированных подразделений и формирований при выдвижении к местам тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в зоне обслуживания.

Постановка целей и задач при движении. Особенности организации сбора, выезда и следования подразделения к месту временной дислокации. Способы передвижения подразделений к месту их временной дислокации. Правила перевозки автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом.

Марш – основной способ передвижения. Получение задачи на марш, изучение маршрута движения, порядок построения колонны. Действия личного состава на марше.

Автономное функционирование подразделения. Расположение подразделения на месте временной дислокации, размещение личного состава, техники и оборудования. Организация внутренней службы.

Порядок установки палаток, развертывание полевых кухонь и систем автономного жизнеобеспечения. Меры гигиены и санитарии в местах временной дислокации.

Тема 16. Проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях.

Распознавание и избежание опасности взрыва.

Основные тактические приемы (правила) проведения спасательных работ.

Методы проникновения в поврежденные автомобили.

Использование спасательных средств и специального оборудования.

Меры безопасности при проведении спасательных работ в поврежденных автомобилях.

Тема 17. Первоочередные аварийно-спасательные работы (ПАСР).

Первоочередные задачи.

Общая разведка (границы разрушений, определение возможных мест нахождения людей, площадь пожаров, водоснабжение, очередность проведения спасательных и восстановительных работ).

Инженерная разведка (состояние подъездных путей, оценка степени и характера разрушений зданий и сооружений, возможность использования инженерной техники, условия).

Устройство проездов и проходов.

Способы и приемы отыскивания убежищ.

Тема 18. Оперативно-тактическое изучение района выезда, объектов (участков).

Оперативно-тактические особенности района выезда, отдельных объектов, участков планируется изучать с учетом подготовленности личного состава на данном этапе обучения, характера застройки района, пожарной опасности объектов, систем и характеристики противопожарного водоснабжения. Изучение проводится согласно плану основной подготовки и расписанию занятий с выездом на объект. Порядок организации и проведения занятий регулируется Указаниями по тактической подготовке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал