Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательные технологии | |
5.1 | В процессе обучения используются следующие образовательные технологии:
| |
5.2 | В рамках дисциплины предусмотрены:
| |
5.3 | Реализация программы осуществляет использование интерактивных форм проведения лекционных и лабораторных занятий. |
|
6.1 Контрольные вопросы и задания |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего и рубежного контроля и промежуточной аттестации. |
6.2.Темы курсовых работ |
Предусмотрена курсовая работа в рамках контролируемой самостоятельной работы студентов 1. Внешние эффекты как стимулирующие и тормозящие развитие рыночной экономики факторы 2. Естественные монополии и способы их регулирования в современной российской экономике 3. Неопределенность в модели потребительского выбора 4. Несовершенство рынка и проблемы функционирования современной экономики 5. Предпочтения во времени при анализе склонности к потреблению и сбережению 6. Проблема асимметричной информации на товарных рынках 7. Проблемы обеспечения общественными благами в современной российской экономике: определение эффективного объема производства 8. Регулирование многопродуктовых естественных монополий. 9. Рынки труда: микроэкономический анализ 10. Рыночные структуры в российской экономике 11. Теоретические проблемы и практика регулирования рынка труда 12. Теория выявленных предпочтений и ее применение 13. Учет фактора риска в задаче потребительского выбора 14. Формирование рынков факторов производства в современной России 15. Основы формирования ценовых стратегий российскими предприятиями. 16. Экономика домашнего хозяйства как базисный элемент микроэкономического анализа 17. Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы: анализ влияния структуры рынка. 18. Полезность товара как фактор формирования цены. 19. Количественные методы прогнозирования спроса. 20. Типология издержек фирмы и их значение для оценки решений в бизнесе. 21. Конкуренция, её экономическая природа и роль в хозяйственной жизни страны. 22. Экономическая природа и типы монополий. Монополии в экономике России. 23. Цели и методы антимонопольного регулирования. Измерение его эффективности. 24. Становление рынка в России. 25.Предпринимательство в России: проблемы развития. 26.Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления. 27.Антимонопольное законодательство: опыт западных стран, процесс развития в России. 28.Государственное регулирование естественных монополий в России и за рубежом. 29.Потребитель на российском рынке: проблема выбора, защиты прав. 30. Становление рынка информации в России. 31. Борьба конкурентных начал и монопольных тенденций в современной экономике: победа или компромисс? 32. Собственность: экономическое содержание и юридические формы. 33. Частная собственность на землю в России: «за» и «против». 34. Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка. 35. Влияние эластичности спроса на поведение российских фирм. 36. Сильные стороны и слабые места кардиналистской теории поведения потребителей. 37. Товар Гиффена: теоретическая модель или реальность? 38. Нормальная и экономическая прибыль в российском бизнесе. 39. Положительный, нейтральный или отрицательный эффект масштаба в жизненном цикле фирмы. 40. Сильные стороны и слабые места ординалистской теории потребительского поведения. 41. Потери от монополизма: теория и российская практика. 42. Особенности поведения олигополистических фирм в России. 43. Концепция «человеческого капитала» и инвестиции в человеческий капитал. 44. Земельная рента: экономическая необходимость и социальная справедливость. 45. Производство и спрос на экономические ресурсы. 46. Ценообразование и использование ресурсов: определение заработной платы. 47. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль. 48. Экономический смысл кривых трансформации в практике российских предприятий. 49. Эффекты социального спроса Х. Лебейнстайна и рациональность поведения потребителей. 50. Основные аксиомы и предположения теории выбора потребителя, их сходства и различия. 51. Производственная функция и ее роль в анализе деятельности фирмы. 52. Особенности монополистической конкуренции и их проявление в российской экономике. 53. Роль рекламы при несовершенной конкуренции. 54. Использование теории игр при анализе поведения олигополий. 55. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции. 56. Различия в оплате труда и их особенности в экономике России. 57. Спрос и предложение на рынке капиталов. 58.Особенности рынка земли и актуальные проблемы формирования рынка земли в России. 59. Оценка общественного благосостояния при установлении общего экономического равновесия. 50. Влияние государственного регулирования и провалов рынка на результаты установления общего экономического равновесия. 61. Причины возникновения и измерение неопределенности и риска в экономике. 63. Индивидуальное отношение к риску и методы снижения риска. 64. Спекуляция в рыночной экономике: роль и конкретные формы. 65. Роль и виды трансакционных издержек в экономической деятельности. 66. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии и формы борьбы за реализацию своих интересов. 67. Роль бюрократии при принятии общественных решений и возможности эффективной борьбы с негативными ее сторонами. 68. Основные черты и методы анализа теории общественного выбора. 69. Экономическая компаративистика: параметры сравнения экономических систем. 70. Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики. 71. Место и роль государственных монополий в российской экономике. 72. Экономическая природа фирмы: основные формы деловых предприятий. 73. Ценовая и неценовая конкуренция в экономических стратегиях российского бизнеса. 74. Проблема риска и неопределенности в экономической науке. 75. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции. |
6.3.Вопросы к зачету |
1. Этапы становления и развития экономической теории. 2. Предмет, метод и функции экономической теории. Экономические законы и категории. 3. Экономическая теория как наука. Функции экономической теории в обществе. Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономическая теория и экономическая политика. 4. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа. Принципы микроэкономического анализа. 5. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики. 6. Экономическая система, как способ решения основных экономических проблем. Типы экономических систем. Цивилизационный и формационный подходы к периодизации их развития. 7. Потребности человека, их виды и средства удовлетворения. Закон возвышения потребностей. Экономические ресурсы. 8. Ситуация экономического выбора. Альтернативные издержки. Модель производственных возможностей общества. 9. Экономические агенты. Экономический кругооборот: модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов с участием и без участия государства. 10. Понятие рынка, как механизма координации. Условие возникновения, роль и функции. Механизм функционирования рыночной системы. 11. Виды рынков, критерии их классификации. Понятие рыночной структуры и инфраструктуры. 12. Собственность как экономическая категория. Основные формы собственности. Современная экономическая теория прав собственности. Пучок прав собственности. 13. Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос. 14. Анализ рыночного предложения (закон, функция, кривая предложения, детерминанты предложения) 15. Механизм установления рыночного равновесия: Подход Вальраса, подход Маршалла. 16. Статическая модель рыночного равновесия. 17. Динамическая модель рыночного равновесия («паутинообразная модель»). 18. Рыночное равновесие и неравновесие. Понятие устойчивости равновесия. Излишек потребителя и производителя как результат равновесия. Дефицит и избыток. 19. Понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Практическое применение теории эластичности. 20. Эластичность спроса. Виды и факторы эластичности. Кривые Энгеля. 21. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. 22. Основы теории потребительского выбора (потребитель, полезность, потребительские предпочтения, потребительский выбор, суверенитет потребителя). 23. Количественный анализ полезности (функция полезности, первый и второй закон Госсена). 24. Порядковый анализ полезности (аксиомы потребительского выбора, бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельная норма замены). Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности. 25. Формирование индивидуального и рыночного спроса (кривая «доход-потребление», кривая Энгеля, кривая «цена-потребление»). 26. Эффект дохода и эффект замены. Практическое применение теории потребительского выбора. 27. Производство и производственная функция. Свойства производственной функции. 28. Показатели краткосрочной функции производства: Общий, средний и предельный продукт переменного фактора. Взаимосвязь между ними и анализ динамики. Закон убывающей отдачи. 29. Анализ долгосрочной функции производства: изокванта, предельная норма технологического замещения. 30. Эффект масштаба и выбор оптимального размера производства. 31. Природа издержек, их структура и виды. Понятие прибыли, ее виды. 32. Издержки производства в краткосрочном периоде (их взаимосвязь, графический анализ). 33. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. Эффективный размер предприятия. 34. Понятие изокосты. Условие оптимизации производства. |
6.4. Вопросы для подготовки к экзамену |
1. Этапы становления и развития экономической теории. 2. Предмет, метод и функции экономической теории. Экономические законы и категории. 3. Экономическая теория как наука. Функции экономической теории в обществе. Нормативная и позитивная экономическая теория. Экономическая теория и экономическая политика. 4. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа. Принципы микроэкономического анализа. 5. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики. 6. Экономическая система, как способ решения основных экономических проблем. Типы экономических систем. Цивилизационный и формационный подходы к периодизации их развития. 7. Потребности человека, их виды и средства удовлетворения. Закон возвышения потребностей. Экономические ресурсы. 8. Ситуация экономического выбора. Альтернативные издержки. Модель производственных возможностей общества. 9. Экономические агенты. Экономический кругооборот: модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов с участием и без участия государства. 10. Понятие рынка, как механизма координации. Условие возникновения, роль и функции. Механизм функционирования рыночной системы. 11. Виды рынков, критерии их классификации. Понятие рыночной структуры и инфраструктуры. 12. Собственность как экономическая категория. Основные формы собственности. Современная экономическая теория прав собственности. Пучок прав собственности. 13. Анализ рыночного спроса (закон, функция, кривая спроса, детерминанты спроса). Индивидуальный и рыночный спрос. 14. Анализ рыночного предложения (закон, функция, кривая предложения, детерминанты предложения) 15. Механизм установления рыночного равновесия: Подход Вальраса, подход Маршалла. 16. Статическая модель рыночного равновесия. 17. Динамическая модель рыночного равновесия («паутинообразная модель»). 18. Рыночное равновесие и неравновесие. Понятие устойчивости равновесия. Излишек потребителя и производителя как результат равновесия. Дефицит и избыток. 19. Понятие эластичности. Точечная и дуговая эластичность. Практическое применение теории эластичности. 20. Эластичность спроса. Виды и факторы эластичности. Кривые Энгеля. 21. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения в мгновенном, краткосрочном и долгосрочном периодах. 22. Основы теории потребительского выбора (потребитель, полезность, потребительские предпочтения, потребительский выбор, суверенитет потребителя). 23. Количественный анализ полезности (функция полезности, первый и второй закон Госсена). 24. Порядковый анализ полезности (аксиомы потребительского выбора, бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельная норма замены). Положение равновесия потребителя в ординалистской теории полезности. 25. Формирование индивидуального и рыночного спроса (кривая «доход-потребление», кривая Энгеля, кривая «цена-потребление»). 26. Эффект дохода и эффект замены. Практическое применение теории потребительского выбора. 27. Производство и производственная функция. Свойства производственной функции. 28. Показатели краткосрочной функции производства: Общий, средний и предельный продукт переменного фактора. Взаимосвязь между ними и анализ динамики. Закон убывающей отдачи. 29. Анализ долгосрочной функции производства: изокванта, предельная норма технологического замещения. 30. Эффект масштаба и выбор оптимального размера производства. 31. Природа издержек, их структура и виды. Понятие прибыли, ее виды. 32. Издержки производства в краткосрочном периоде (их взаимосвязь, графический анализ). 33. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. Эффективный размер предприятия. 34. Понятие изокосты. Условие оптимизации производства. 35. Фирма, как субъект рынка. Теории фирмы. Типы фирм. Организационно-правовые формы предприятий. 36. Доходы фирмы (общий, средний и предельный) и виды прибыли (экономическая, бухгалтерская и нормальная). Принцип максимизации прибыли. 37. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков конкурентной фирмы. Метод средних и предельных показателей. Метод совокупных показателей. 38. Рыночные структуры: их типы и признаки. Модель рынка совершенной конкуренции. 39. Совершенная конкуренция. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде. Правило максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной отрасли. 40. Экономическая природа и виды монополий. Источники монопольной власти. Показатели монопольной власти (коэффициент Лернера и др.) 41. Поведение фирмы в условиях чистой монополии. Ценовая дискриминация. 42. Поведение фирмы в условиях олигополии. Модель Курно. Модель Бертрана. Модель ломанной кривой спроса. 43.Монополистическая конкуренция: основные характеристики. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. 44. Потери общества от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство. 45. Рынки факторов производства. Особенности формирования цен и спроса на факторы производства. Факторные доходы. 46. Рынок труда: субъекты, функции, факторы. Спрос и предложение на рынке труда в условиях совершенной конкуренции. 47. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата: сущность, формы, виды. Номинальная и реальная заработная плата. 48. Несовершенная конкуренция на рынке труда: монополия, монопсония, двойная монополия. 49. Рынок капитала: структура, равновесие. Реальная и номинальная ставка процента. Принцип дисконтирования. 50. Физический капитал: основной и оборотный. Амортизация. Норма амортизации. Моральный и физический износ. 51. Рынок природных ресурсов. Предложение земли. Цена земли. Рентные отношения. Абсолютная и дифференциальная рента. 52. Частичное общее равновесие. Парето-эффективность. Предельная норма трансформации. 53. Рыночная неопределенность и риск. Способы снижения риска. 54. Природа внешних эффектов. Формы проявления внешних эффектов. Регулирование внешних эффектов. 55. Общественные блага: особенности спроса и эффективный объем предложения. 56. Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства. |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||
7.1. Рекомендуемая литература | |||||
7.1.1. Основные литература | |||||
Авторы, составители | Заглавие, продолжение заглавия | Город | Издательство | год | |
Л1.1 | Колл. авт.: Под ред.: Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. | Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Допущено МО и науки РФ в качестве учебника для студентов вузов | Москва | Кнорус | |
Л1.2 | Тарануха Ю.В. | Микроэкономика. | Москва | Конрус | |
Л1.3 | Вечканов Г.С. | Микроэкономика | СПб. | Питер |
Дополнительная литература
Авторы, составители | Заглавие, продолжение заглавия | Город | Издательство | Год | |
Л2.1 | Нуреев Р. | Курс микроэкономики | Москва | Норма | |
Л2.2 | Грегори М. | Принципы микроэкономики | СПб. | Питерпресс | |
Л2.3 | Сафрончук М. | Микроэкономика. Курс лекций. | Москва | Эксмо | |
Л2.4 | Ивашковский С. | Микроэкономика. | Москва | Дело |
Данная страница нарушает авторские права?