Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй шаг. Разборка материала
Начинается собственно черновой монтаж. Он выполняется одинаково как параллельно со съемками, так и в работе со всем материалом одновременно — по частям — по сценам и эпизодам. В документалистике, в просветительском и учебном кино и телевидении практически не случается, что материал точно соответствует даже режиссерскому сценарию. Так бывает и в игровом кино, когда на съемках имела место импровизация. Актеры, жизнь и личности героев преподносят столько неожиданностей, что картину и ее драматургию приходится переосмысливать заново. К этому нужно быть готовым с самого начала. Теперь не слова в сценарии, а образы на экране становятся «кир-, пичами», из которых строится произведение. Первое действие. Разобрать материал по сценам или эпизодам, сгруппировать кадры по общности развития действия в каждом куске и дать им условные названия или взять названия из сценария. Мы продолжаем рассматривать случай, когда весь документальный материал обрушился на режиссера и монтажера одновременно. Подбор сцен в документалистике не всегда получается сразу. Чаще всего в материала присутствует некоторое количество кадров, которые явно представляют интерес, но пока не находится решение, куда их приобщить. Их складывают отдельно как резерв. Второе действие. Просмотреть материал первой сцены, с которой вы начинаете монтаж, и переписать на бумагу все кадры с тайм-кодами данной сцены. Если на данном этапе вы имеете дело с линейным монтажом, то эта процедура становится строго обязательной. Монтировать сцену, как и всю работу, нужно мысленно, в голове, независимо от технологии, от того, что у вас в руках: кинопленка (рабочий позитив) или мышка компьютера. Получается таблица похожая на таблицу 2. Если в сцене больше 20-30 кадров, то необходимо сразу сделать ксерокопию таблицы кадров, чтобы не писать все снова, а только перекладывать кадры, подбирая их монтажную последовательность.
Таблица 2 Дальше вы режете ксерокопию таблицы на полоски с кадрами и раскладываете их в соответствии с вашим монтажным замыслом. Разложили на столе полоски и мысленно пробегаете, прокручиваете логику рассказа. Ваше воображение должно при этом учитывать и десять принципов межкадрового монтажа, а одновременно чистоту и изящество приема рассказа образами. Выложили первый раз, глянули на последовательность и споткнулись на каком-то месте. Вот тут-то и проявится удобство предварительного, мысленного, виртуального, если хотите, монтажа на бумаге: без усилий, излишних затрат времени, почти мгновенно можно переложить полоски с кадрами в новом варианте и снова мысленно оценить результат. Считаем, что после двух-трех попыток вы достигли желаемой цели — сцена, по вашим предположениям, донесет до зрителя нужную вам мысль и передаст атмосферу события. Теперь наклейте полоски с кадрами на новый лист бумаги. Последовательность кадров может получиться такой по нашей таблице: 1 —5—8—2—3 4 7. После этого можно перемещаться к монтажному столу, в дешевую аппаратную или к компьютеру, если позволяют средства и условия. Но лучше аналогичным образом смонтировать пять-шесть сцен и только после этого садиться за реальный монтаж. Когда в тексте идет обращению к читателю «вы», это означает, что имеется в виду и режиссер, и журналист, и монтажер, как одно лицо.
|