Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Постановка основных вопросов .10






Содержание

Введение………………………………………………………………………………………5

Постановка основных вопросов…………………………………………………………….10

Первый масштаб: дом для семьи…………………………………………………………...16

Второй масштаб: участок, на котором расположен дом………………………………….22

Третий масштаб: район……………………………………………………………………..30

Четвёртый масштаб: рисунок поселения, его план……………………………………….37

Пятый масштаб: группа поселений………………………………………………………...56

Шестой масштаб: сеть поселений в границах государств и планеты в целом………….59

Принципы ландшафтно-усадебной урбанизации и стратегия её реализации…………..62

Заключение…………………………………………………………………………………...76

Приложение (планы и визуализация модели малоэтажного поселения МП№1)……….81

 


 

Введение

 

 

 


 

 

…они оставили Ненарадово, место печальных воспоминаний, и поехали жить в ***ское поместье.

А.С.Пушкин «Метель»

 

Познавая окружающий мир с самого раннего детства, многие вещи воспринимаются нами, по умолчанию, как само собой разумеющиеся: вид нашего двора, бетонные стены наших домов, многоквартирные площадки на этажах, безлюдные лестничные клетки в подъездах, магистрали под нашими окнами, по которым непрестанно несутся автомобили, общее устройство города с его островками из многоквартирных домов и многое другое.Мы к этому привыкаем, ещё не успев критически оценить окружающий нас мир на его адекватность жизни. Что если попробовать вернуться в то состояние, которое было у нас в детстве, когда почти всё вокруг рождало вопросы и не казалось таким незыблемым, возможно, это поможет выявить причины современного облика городов и мегаполисов, а также их роль в усугубляющемся биосферно-социальном кризисе и найти пути его разрешения?

За внешний вид нашего города, двора, дома отвечает градостроительная наука, она же урбанистика[2]. Для объективного рассмотрения действительных процессов урбанизации необходимо выйти из под власти стереотипа, создаваемого «туманом» авторитетности научных светил в урбанистике.Современнаяурбанистика, как и большинство других наук, созданных на сегодняшний день, состоит из двух: исторически сложившейся науки[3] и альтернативной ей - практически полезной науки.Практически полезную науку отличаютдва существенных признака: наличие адекватного понятийно-терминологического аппарата и, как следствие этого, метрологическая состоятельность науки. После изучения десятков книг по урбанистике мы не нашли ничего кроме безконечных[4] историй стихийного формирования городов и попыток подмены закономерностей апелляциями к примерам уже существующих мегаполисов. Было найдено всего два значимых отрывка, которые необходимо привести, чтобы не оставалось сомнений в «виртуальности» большей части авторитетов и законов в урбанистике.

Первый отрывок был найден в книге «Эволюция градостроительства», где автор Алексей Эльбрусович Гутнов, видимо, сам того не ведая, проболтался про настоящее положение дел с понятийным аппаратом в урбанистике:

«…В этой связи следует отметить, что, хотя современное градостроительство вплотную подошло к пересмотру целого ряда отживших представлений, не отвечающих изменившейся городской действительности, градостроительная теория ещё не сумела выработать свой понятийный аппарат, адекватный новому пониманию объекта исследовательской и проектной деятельности градостроителя. Изучив сходные по своей природе градостроительные явления и приходя к пониманию важных объективных закономерностей их развития, мы вынуждены использовать традиционную терминологию, не отвечающую новым задачам исследования, что зачастую мешает прийти к чётким, окончательным формулировкам полученных результатов [5]. Действительно полицентризм современного города, развитие систем группового расселения, формирование транспортной инфраструктуры, усиливающаяся интеграция городских функций в определённых зонах представляет по сути дела различные аспекты одного и того же процесса, для которого в современном градостроительстве нет ясного, общепринятого и вполне адекватного описания, хотя фундаментальный характер этого процесса вполне очевиден многим специалистам.

Выработка такого понятийного аппарата — не только одна из главных задач градостроительной теории, но и важный фактор совершенствования всей структуры профессиональной деятельности градостроителя и, как нам предстоит убедиться [6], открывает новые возможности повышения эффективности и обоснованности градостроительных проектов.» [7]

К сожалению, специалисты-градостроители предпочли не заметить этой книги[8] и также продолжать не замечатьэту проблему. Вопрос, поставленный в этом отрывке актуален и сейчас, но уже в более острой форме.

Второй отрывок из книги «Градостроительная экология[9]»[10] про самую значимую мерную единицу в урбанистике – концентрацию людей на единицу площади.

«Экологическое равновесие в градостроительстве определяют как состояние природно-антропогенной среды, при которой обеспечивается её длительная устойчивость [11]. При этом не нарушаются условия репродуктивности основных абиотических элементов геосферы: воздуха, воды и почв. Возможна сукцессия биотических компонентов биосферы: флоры и фауны.

В наше техногенное время достижение идеального экологического равновесия представляется задачей весьма проблематичной, поэтому состояние среды учёные стратифицировали на три уровня: полного [12], устойчивого [13] и относительного равновесия [14]. Его критерием является экологическая ёмкость территории, т.е. способность поглощать посторонние вещества и энергиюбез существенного изменения параметров окружающей среды. Одним из факторов, положенных в основу градации антропо-природных систем, принята плотность населения.

Полное экологическое равновесие применительно к средней полосе России обеспечивается на территориях с плотностью населения не более 60 чел./км². Считается, что в системе расселения с такой плотностью обеспечивается достаточно сбалансированное соотношение между природой, урбанизированной средой и техникой. Однако влияют и другие факторы, например, климат, гидрологическая и биосферная ситуации. Так, при указанной выше плотности леса должны занимать не менее 30% площади.

Условное экологическое равновесие создаётся, когда природные ресурсы естественно воспроизводятся, но не в полной мере. Это характерно для урбанизированных территорий, с плотностью населения не выше 100 чел./км² и лесистостью 20-30%.

Относительного экологического равновесия в средней полосе страны можно достигнуть в тех случаях, когда урбанизированная территория оказывается нагруженной в пределах допустимых воздействий, но полное воспроизводство компонентов природной среды не обеспечивается. Тогда геохимическое и биохимическое равновесие частично нарушается, поскольку ландшафты не способны полностью нейтрализовать загрязнение среды. Однако она не деградирует. Сохраняется устойчивое взаимодействие элементов экосистемы.

Однозначного ответа на проблему демографической ёмкости рассматриваемых территорий пока нет [15]. Градостроители всего мира пытаются её разрешить. Например, немецкие планировщики считают: плотность населения может быть доведена до 100-150 чел./км², а японские пришли к выводу, что это не предел и её можно увеличить на 30-40% и довести до 140-210 чел./км².

В России ЦНИИП [16] градостроительства пошёл ещё дальше. [17] Для промышленных районов этот институт предложил норматив порядка 290-340 чел./км², а в их ядре — центральном городе — 2500 [18] чел./км².

Экологическое равновесие может быть достигнуто только на обширных территориях, поскольку плотно застроенный город не в состоянии обеспечить воспроизводство основных природных ресурсов. Охраняемые природные заповедники и лесные массивы, почво- и водоохранные зоны создают не только для сохранения ценных ландшафтов, редких видов флоры и фауны. Они приобретают новую функцию — противовеса негативному воздействию индустриализации».

Поселение сплотностью населения не более 60 чел./км² — к сожалению, эта величина нигде не встречается как показатель устойчивости развития поселения, словно ею без последствий можно легко пренебречь.

Современное градостроительство — это перформанс из бетонных инсталляций в особо крупных размерах с признаками измены Родине. Вместо того, чтобы работать на недопущение и упреждение биосферно-социального кризиса, градостроительная наука нарушила разумную мѣ ру[19] в плотности населения на единицу площади[20] и прогнулась под интересами корпораций строительных материалов, автомобилестроения[21], продуктовыми мафиями и прочими заинтересованными в спекуляции на чрезмерной концентрации людей.

Нарушение мѣ ры в плотности населения напрямую отражается на жизни людей в сложившихся городах: это проявляется в постоянно ухудшающемся здоровье населении, в многокилометровых пробках, в несоразмерных потерях времени в мегаполисах для выполнения обыденных задач, в загрязнении близлежащих от мегаполиса территориях, в сверхвысоких ценах на жильё и т.д. — это означает, что современный город является главным мутагенным фактором на планете. Иначе это можно назвать градостроительным геноцидом.

За всё это лежит ответственность, прежде всего, на градостроительной науке, а также и на каждом из нас, т.к. только при нашем безучастном попустительстве, безразличии и невежестве в данном вопросе это всё пришло к таким последствиям.

Осознавая важное значение в существовании адекватной градостроительной науки для жизни общества и для планеты в целом, необходимо признать, что, в рамках мегаполисной урбанизации, градостроительство — это социология в камне. Но процессы, происходящие в мегаполисах и городах, наглядно демонстрируют, что официальная социологическая наука неадекватна и несостоятельна.[22]

Объективно, что сейчас наряду с процессом урбанизации набирает силу противоположный ей процесс деурбанизации. Каждый крупный город обрастает со временем зелёными кольцами дач и огородов, которые постоянно оттесняются городской застройкой на периферию. Люди чувствуют неестественность условий города и, большей частью безсознательно, стремятся на природу, на свежий воздух. Из-за того, что процесс деурбанизации протекает стихийно, он становится не альтернативой, а всего лишь загородной модификацией мегаполисной урбанизации, т.к. тесные лоскутки дачных участков недостаточны для полноценной жизни и служат лишь площадкой для краткосрочных курортов в выходные дни.

Полноценной альтернативой как городской, так и загородной модификациям мегаполисной урбанизации должна стать ландшафтно-усадебная урбанизация, принципы и устройство которой частично будут рассмотрены в этой пояснительной записке на примере модели малоэтажного поселения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал