![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогические условия применения наглядных и технических средств обучения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
При рассмотрении вопроса о роли наглядности, выделяют две ее функции: первая направлена на расширение чувственного опыта; вторая – на раскрытие сущности изучаемых процессов, явлений. Согласно А.Н. Леонтьеву, центральным в проблеме наглядности, с психологической точки зрения, является вопрос о том, что должно осознаваться ребенком в предъявляемом ему наглядном материале. Когда наглядный материал направлен на раскрытие сущности, он выступает в качестве внешней опоры внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями. В данном случае сам наглядный материал не является предметом усвоения, а выступает средством усвоения абстрактных знаний. Для того чтобы дидактические средства выполняли обучающую функцию, к их применению предъявляются особые требования: – ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности; – ориентация на возраст, уровень развития и обученности учащихся; – адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче; – наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению; – мера в использовании на одном уроке (занятии); – отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте; – эстетическое оформление используемых средств. При использовании разнообразных средств обучения, включая наглядные и технические средства обучения, необходимо соблюдать следующие психолого-педагогические условия их применения: – точно определить дидактическую роль и место средств обучения в образовательном процессе; – обеспечить оптимизацию предъявления и обработки информации (организовывать восприятие предъявляемых объектов надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в них информацию); – создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу и таким образом управлять мыслительной деятельностью учащихся; – связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи (для этого выразительные возможности средств должны соответствовать их дидактической направленности); – соблюдать плановость и систематичность в применении разнообразных дидактических средств. При использовании в процессе обучения наглядных и особенно технических средств обязательно должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования. Важно помнить, что мультимедийные средства призваны оказывать помощь в процессе обучения, а не наносить вред здоровью. Для предупреждения напряжения зрения при демонстрации экранных пособий, просмотре телевизионных передач, работе на компьютере необходимо соблюдать три условия: расстояние от учащегося до экрана; качество изображения, в том числе яркость и контрастность; освещенность учебного помещения. Оптимальное расстояние от глаз до экрана монитора – 50–80 см, при этом необходимо учитывать размер знаков, расстояние между ними и строками, ёмкость экрана и т. п. Яркость цветовых знаков и фона должен быть не менее 60 % (черный / белый, темно-зеленый / белый, черный / оранжевый и др.). Использование неудобных сочетаний цветов фона и текста ухудшает восприятие (“читаемость” и “различимость”), что приводит к быстрому утомлению глаз. Контрастность изображения зависит от степени освещения помещения, поэтому целесообразно предусмотреть не полное, а частичное затемнение аудитории, используя жалюзи или шторы. Учителям следует контролировать режим учебных занятий с использованием компьютера, условия использования экранных средств, длительность и частоту их применения. Так, для сохранения устойчивого уровня работоспособности длительность работы с компьютером для учащихся средних и старших классов не должна превышать 20–25 минут. Для учащихся 7–9-х классов в течение дня рекомендуется не более одного занятия с использованием компьютера, а в течение недели – 4–6 уроков. При составлении расписания следует учитывать, чтобы уроки с использованием технических средств не шли подряд один за другим. В современной педагогической теории обоснован комплексный подход к применению средств обучения. Каждое средство обучения обладает определенными дидактическими возможностями и имеет свою область применения, в которой является наиболее эффективным. Например, слайды эффективно применять в ситуации, когда учитель сам определяет последовательность демонстрации иллюстрированного материала. Мультимедиа эффективно использовать в тех учебных ситуациях, когда необходимо иллюстрирование последовательного развития действий, связанных с определенной сюжетной линией. В отличие от средств статичной проекции изобразительные средства учебного кино обеспечивают динамический показ изучаемых явлений и процессов. Использование звукозаписей целесообразно в процессе формирования понятий посредством словесных образцов. Средства новых информационных технологий (СНИТ) позволяют объединить дидактические возможности различных технических средств: яркие статичные иллюстрации, последовательная и поэтапная демонстрация иллюстративного материала, динамика изображения (видеофрагменты, мультипликация, анимация и др.). Кроме того, иллюстрируемый материал может содержать текст, схемы, таблицы, графики, диаграммы и т. п. Несмотря на достоверность, все перечисленные “экранные” средства не дают точного представления о реальных объектах, поэтому требуется их комплексное сочетание с демонстрацией натуральных объектов, моделей, проведением практических и лабораторных работ, организацией непосредственных наблюдений в природе и т. д. Таким образом, ни одно из используемых средств обучения нельзя противопоставлять другому, т. е. каждое из них имеет преимущества перед остальными лишь в определенных учебных ситуациях при решении определенных дидактических задач. В руках учителя нет такого универсального средства обучения, при помощи которого можно было бы всесторонне, со всей полнотой раскрыть изучаемые явления. И только комплекс средств обучения в сочетании со словом учителя может обеспечить исчерпывающую учебную информацию, активное, глубокое и эмоциональное восприятие учебного материала. Отсюда вытекает необходимость в разработке и создании комплексов учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы. Необходимость комплексного использования средств обучения основана на известном дидактическом правиле, утверждающем, что в учебном процессе учителю следует привлекать как можно больше органов чувств учащихся. Основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский писал: «…педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен заботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если это возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания… Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления… тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу… память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются» [8, с. 213]. 1. Журин, А. Технические средства обучения в современной школе / А. Журин. – М., 2004. 2. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – М., 2005. 3. Кравченя, Э.М. Технические средства обучения в современной школе / Э.М. Кравченя. – Мн., 2005. 4. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие / В.С. Кукушин. – М.; Ростов н/Д, 2003. 5. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2004. 6. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004. 7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М., 1993. – Т. 2. 8. Ушинский, К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский. – М., 2005. – Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 9. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. – СПб., 2001.
|