Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Звукопись.
Звукопись (инструментовка) — это подбор звуков в стихотворении, который имеет художественно-выразительное значение в соответствии с содержанием. Рассмотрим различные виды звукописи и грамотное её использование. Аллитерация — это повторение одинаковых согласных звуков.
Грохочет эхо по горам, Как гром гремящий по громам. (Г. Державин)
Заметьте, как мастерски буквосплетение «гр» имитирует грохот стихии. Или у Пушкина:
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Тут мы слышим шуршанье платьев и шипение пунша благодаря повторениям двух согласных " п" и " ш". Злоупотреблять аллитерацией нельзя, потому что можно перегрузить стихотворение эффектами. Аллитерация призвана подчеркнуть какое-либо действие, но никак не должна проходить красной нитью через всё стихотворение. Хотя один пример блестящего использования эффекта аллитерации в целом стихотворении я знаю. У Янки Дягилевой в одном из немногих её стихотворений каждое четверостишие будто бы посвящено какой-то букве: п, м, л и так далее. Вот пример: Страданий стадный стон застреманной столицы Старушечьих стихов расстроенной струной Стирает в сотый раз нестертые страницы Стараньем стукачей, строчащих за стеной. Молчащий миллион немыслимых фамилий, Мелодия молитв, просмоленных молвой, Малиновый мелок на молот заменили: Неровный рвущий рев на равнодушный вой. Ассонанс — это повторение одинаковых гласных звуков. Предназначен ассонанс для того же, для чего и аллитерация.
Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую, И горе нашему врагу. (А. Пушкин)
Здесь звуки «у» и «ю» имеют целью «поймать» завывание-свист стрелы при полёте или звук распрямляющейся тетивы. Ассонанс, кстати, встречается реже аллитерации и довольно сложен. Правила те же: не злоупотребляйте. Звукоподражание — это, собственно, и есть слова, звучание которых намекает на звуковые особенности изображаемых явлений. То есть и ассонанс, и аллитерация должны логически подчиняться звукоподражанию. Если вы в нежном лирическом стихотворении строите аллитерацию на звуках «г» и «б», вы рискуете быть непонятыми.
Послушай рога рёв, Там эха хохотанье; Тут шёпоты ручьёв, Здесь розы воздыханье. (Г. Державин)
В каждой строке Державин имитирует звук описываемого явления, пусть даже неточный, придуманных им самим. Но — красиво! В любом случае, звукоподражание в поэзии имеет ограниченное значение. Когда я слышу модных ныне поэтов, которые прокаркивают свои стихи, строя их на сплошной имитации животных звуков, мне становится плохо. Всему надо знать меру.
|