Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Депрессию надо лечить прежде всего медикаментозно и/или обращаться к психиатру






Когда я писала эту главу, мне позвонила жена одного пастора. Она поделилась со мной переживаниями о том, что ее муж уже много лет не может выйти из депрессии. Это очень сильно повлияло на их жизнь и брак.

Во время разговора она задавала вопросы, которые интересуют многих людей, оказавшихся в подобных обстоятельствах: может быть, это наследственное? (В семье ее мужа были случаи самоубийства.) Может, всему виной плохое здоровье или лекарства, которые принимал муж? Не замешан ли в этом сатана? Может быть, муж не понимает определенной духовной истины, из-за чего пребывает в смятении?

Депрессия — актуальная проблема женщин, мы страдаем ею в два раза чаще мужчин. Женская депрессия распространена сегодня на Западе, как никогда и нигде раньше. Несмотря на то что невропатологи ставят этот диагноз на ранней стадии заболевания и лечат его лекарствами и психотерапией, число больных только растет, и процент освободившихся от этого недуга очень низок.

Писание много говорит о депрессии и отчаянии и объясняет, что в некоторых случаях боль, которую мы называем депрессией, — лишь неизбежное последствие жизни в мире, пострадавшем от грехопадения. В 8-й главе Послания к Римлянам Павел пишет, что все творение «стенает» под этим грузом, с нетерпением ожидая окончательного освобождения из проклятого греховного мира.

Для того чтобы проследить взаимосвязь депрессии, наследственной предрасположенности и других физиологических факторов, было предпринято немало научных и медицинских исследований. До сих пор многое остается неизученным, мало что нам также известно и о последствиях различных видов лечения. Однако мы точно знаем, что во многих случаях физиологические симптомы депрессии являются результатом духовных и душевных недугов, таких как неблагодарность, неразрешенный конфликт, безответственность, чувство вины, горечь, нежелание простить, неверие, чрезмерное отстаивание своих прав, гнев и эгоизм.

Если не бороться с основными предпосылками этого заболевания, то это неизбежно скажется на нашем душевном и физическом здоровье. В некоторых случаях лекарства могут немного ослабить симптомы депрессии. Однако если основная причина депрессии не физическое недомогание, то действие лекарств будет лишь временным. Правильно прописанные лекарства могут помочь человеку, страдающему серьезной формой депрессии, прийти в себя и начать ясно мыслить, чтобы он нашел причину своего недуга. Но нет такого лекарства, которое «избавило» бы от болезни духа. К сожалению, слишком многие люди видят решение проблемы в лекарствах. Но если человек не решит свои внутренние проблемы, ему не стоит надеяться на истинное освобождение.

Может быть, вы удивитесь, узнав, что множество людей, упомянутых в Библии, страдало от депрессии. Их истории помогают пролить свет на некоторые причины этой болезни.

Например, царь Ахав впал в депрессию, когда не смог добиться того, чего страстно желал. Когда сосед Ахава отказался продать ему свой участок земли, который тот хотел заполучить, Ахав разгневался, пришел домой «встревоженный и огорченный... И лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел» (3 Цар. 21: 4). Жена Ахава, Иезавель, попыталась развеять его дурные мысли, пообещав, что поможет ему завладеть землей. Она сказала: «Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина» (3 Цар. 21: 7).

Должна признать, что в моей собственной жизни эмоциональные спады чаще всего являются реакцией на определенные неудачи. В глубине души я чувствую гнев, но не выражаю его, а подавляю свои эмоции, надеясь, что кто-нибудь заметит это и попытается мне помочь, как Иезавель помогла Ахаву.

История Ионы показывает, что депрессия и мысли о самоубийстве могут появиться из-за гнева на Бога. Когда Бог не уничтожил ниневитян, чего они, по мнению Ионы, заслуживали, «Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу …ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4: 1–3). Бог обличил Иону в гневе: «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (4: 4) (В другом переводе: «Имеешь ли ты право гневаться?» — Примеч. пер.).

Этот разговор повторился, когда Иона еще сильнее расстроился из-за растения, что давало ему тень, но затем засохло. Бог хотел, чтобы пророк понял, что причина его депрессии кроется не в самих обстоятельствах, а в его реакции на Божий замысел.

Анна была благочестивой женщиной, но впала в депрессию из-за натянутых отношений со второй женой мужа и долго неисполнявшегося желания. Ее благочестивый муж очень любил ее. Однако, по неизвестным нам причинам, Господь «заключил чрево» Анны. Ее переживания из-за бесплодия усугублялись тем, что вторая жена ее мужа, Феннана, которая с легкостью зачинала и рождала детей, постоянно дразнила ее:

Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела.

1 Цар. 1: 6–7

Когда мы не замечаем Божьей руки в сложившихся обстоятельствах или начинаем спорить с Ним, мы становимся уязвимыми как эмоционально, так и духовно.

Жизнь царя Давида показывает, что иногда причиной депрессии может быть наш собственный грех, а иногда просто боль, которой не избежать в нашем грешном мире.

31-й Псалом описывает физическое и душевное страдание Давида, кающегося в грехе с Вирсавией и убийстве Урии:

Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.

Пс. 31: 3–4

Но не всегда депрессию вызывал у Давида его собственный грех. Время от времени в его жизни наступали трудные времена, и это не было напрямую связано с его грехами. Он описывает свое отчаяние во многих псалмах:

…Я стенаю в горести моей и смущаюсь… < …> Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня. Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь…

Пс. 54: 3, 5–6; 41: 4

Давид научился звать Бога на помощь, когда жизнь наносила ему раны. Он понял, что необходимо повторять истину, задавать себе трудные вопросы и утешаться пониманием Божьего характера:

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я вспоминаю о Тебе… < …> Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня...

Пс. 41: 6–7, 9

Доктор Мартин Ллойд-Джонс использует эти стихи в своей книге «Духовная депрессия», обращаясь к тем, кто подавлен:

Вы должны говорить своей душе: «Что унываешь ты? Что смущает тебя и лишает покоя?» Вы должны... увещевать себя: «Надейся на Господа», а не роптать и не жаловаться. Вы должны напоминать себе о Боге, Его природе, о том, что Бог совершил для вас и что еще обещал совершить3.

В последней главе Послания Иакова есть отрывок, в котором дается практический совет людям, страдающим от депрессии:

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

Иак. 5: 13–16

Прежде всего здесь говорится, что какими бы ни были наши чувства или обстоятельства, мы должны сначала обращаться за помощью к Господу. Процветаем мы или страдаем, счастливы мы или печальны, здоровы или больны — первым шагом всегда должно быть осознание Божьего присутствия. Нужно попросить Бога пребывать с нами в трудной ситуации и обеспечить нас всем необходимым, чтобы мы могли справиться с ней.

Однако гораздо чаще мы долго не вспоминаем о Господе. Если мы испытываем боль, то в поисках утешения сразу обращаемся к материальным источникам избавления от боли. В конце концов гораздо легче позвонить подруге, которая выслушает и посочувствует, чем опуститься на колени с открытой Библией и послушать, что скажет Бог в «темную ночь души». Гораздо легче попытаться спрятать боль за обжорством и сном, чем решительно отвергнуть свою плоть и жить в Духе. Легче заглушить свои чувства шумом телевизора, чем смирить себя и искать у Бога и людей прощения за свою злость. Легче купить очередную пачку популярных таблеток от депрессии, чем спросить у Бога о причинах возникшей проблемы: может быть, это наша неблагодарность, требовательность или сильная обида. Мирские средства могут принести некоторое облегчение, но, скорее всего, их будет недостаточно, и их действие быстро закончится. В такие моменты наши глубочайшие потребности может удовлетворить только «Бог всякого утешения».

Я не говорю, что все остальные средства греховны. Молодой маме двух дошколят и новорожденного младенца, может быть, просто нужно выспаться. Иногда улучшить наше самочувствие могут перемены в питании, что, в свою очередь, повлечет улучшение эмоционального и душевного состояния. Некоторые симптомы депрессии можно ослабить физическими упражнениями. Нас могут утешить друзья, особенно если они напомнят нам об истине. Врач может найти и вылечить болезнь, которая, возможно, стала причиной депрессии. Но склонность обращаться к профессионалам и таблеткам для разрешения душевных и духовных проблем приводит к тому, что миллионы женщин разочаровываются, остаются без денег, пьют ненужные лекарства и оказываются в еще худшем состоянии, чем вначале.

Далее Иаков говорит, что в процессе исцеления разбитого сердца важную роль играет Тело Христово — церковь.

В последние несколько лет стало принято считать, что только «специалисты» могут помочь людям, страдающим от разного рода эмоциональных или психических расстройств. Даже некоторые пасторы чувствуют себя недостаточно компетентными, чтобы помочь таким людям, а потому отправляют их к профессиональным психологам, психиатрам или психотерапевтам.

Это не значит, что профессионально подготовленные люди бесполезны, если, конечно, их советы основаны на Слове Божьем и Его заповедях. Однако давайте не будем забывать, что Бог задумал Тело Христово так, чтобы оно служило отчаявшимся, нуждающимся людям. Нам нужно научиться Словом Божьим «врачевать» раны страдающих людей.

Итак, Иаков говорит, что если вы страдаете, если больна ваша душа, позвольте Телу Христа служить вам в благодати во имя Иисуса. После того как вы помолитесь, возьмите инициативу в свои руки и расскажите о своей нужде друзьям — особенно вашим духовным лидерам, — попросите их помолиться за вас. Покайтесь в грехе, который мог стать причиной вашей эмоциональной слабости или болезни, и несите ответственность перед Телом Христа.

Когда речь идет о наших эмоциях, мы должны помнить, что неизменно благодушное настроение не является конечной целью христианской жизни. Бог не обещает, что Его последователи будут избавлены от всех «негативных» эмоций. Напротив, чем дольше мы живем в земном теле, тем больше боли и трудностей будет встречаться на нашем пути.

В следующей главе мы увидим, что в нашей жизни мы должны стремиться не к тому, чтобы все стало «хорошо», а к тому, чтобы прославлять Бога и не препятствовать исполнению Его искупительного замысла. Все остальное пройдет. Истинная радость только в сохранении верности этой цели.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал