Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и классификация социально-культурных технологий
Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-культурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании. Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов: «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности. В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностао-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов. На фоне множества описаний и трактовок определения понятия «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В.П. Афанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, её функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы. В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах. Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные. Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования. Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности. Исключительно важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг. Это прежде всего организационная подсистема - создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределения полномочий между сотрудниками и т.д. Методическая подсистема предполагает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы проектных инициатив. В поле зрения постоянно находится и социально-психологическая подсистема. Она подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из социально-культурных учреждений и организаций, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д. Наконец, существенную роль выполняет управленческая подсистема, которая предусматривает овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.
4. Культуротворческие и культуроохранные технологии
|