![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ошибки оценивания
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе и вузе относятся: • великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах; • перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку); • оценка по настроению; • отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот); • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок. Например, не ставить двоек и пятерок); 1 Симонов В. П., Черненко Е. Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученное™ по предметам: Учеб.-справ. пособие. М., 2002. • неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает); • близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями; учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку); • ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно); • перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету; • завышение и занижение отметок и др. Однако за каждым намеренным завышением или занижением оценки может стоять разный смысл. Например, выставление положительной оценки слабому ученику может восприниматься как фактор психологической поддержки его в учебных продвижениях. Поэтому не все субъективные оценочные суждения следует рассматривать как ошибки. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте основные функции контроля. 2. Какие педагогические требования предъявляются к контролю? 3. В чем преимущества и недостатки устного и письменного опросов? 4. Каковы возможности машинного контроля? 5. Какая шкала оценок, на ваш взгляд, является перспективной? Основная литература 1. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. 2. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002. 3. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4-е изд. М., 2002. Дополнительная литература 1. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1998. 2. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. 3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М., 1991. 4. Розенберг Н. М. Измерения в дидактике. Киев, 1985. 5. Симонов В. П., Черненко Е. Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученное™ по предметам: Учеб.-справ, пособие. М., 2002.
|