![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения
В Российской Федерации права лиц с проблемами в развитии признаются рядом документов Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка. Нормы международного права отражаются в документах: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации и т. д. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации (июнь 1992 г.) разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она включает в себя ряд направлений: • профилактика детской инвалидности и организация статистического учета; • психолого-медико-педагогическая и социальная реабилитация детей-инвалидов; • обеспечение детей-инвалидов техническими средствами; • создание информационной системы по проблемам детской инвалидности; • оказание организационно-методической, социально-экономической, правовой и финансовой помощи общественным организациям и объединениям, семьям детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии. Законы Российской Федерации гарантируют лицам с ограниченными возможностями обязательное обучение независимо от степени физической или психической недостаточности, при этом продолжительность начального и основного общего образования не может быть менее 9 лет. Родители детей, имеющих специальные образовательные потребности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами: • присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии; • участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка; • быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагогической специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потреб- ностей ребенка. Это право предоставляется лицам, если они имеют образование, необходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования. Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечение лиц, имеющих специальные образовательные потребности. Плата за обучение в пределах Государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимается. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт соответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Родителям детей, имеющих специальные образовательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. На полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (группах) государственных и муниципальных образовательных учреждений находятся дети: неслышащие и слабослышащие; незрячие и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы поведения; с выраженными трудностями в обучении (задержкой психического развития); со сложными недостатками. Помимо форм получения образования, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегрированного обучения и обучения в условиях стационарного учебного учреждения. Основными документами, на которых базируется система коррекцион-ного обучения, являются: Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приложение к приказу МО РФ № 333 от 8 сентября 1992 г.) и разработанное на его базе Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы (приказ № 217 от 29 мая 1995 г.). В этих документах излагаются правила организации и функционирования классов коррекционно-развивающего обучения, часть из которых приведена ниже с сокращениями: • классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организованы во всех типах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методическим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории детей и подростков; • классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения. Дети, поступающие в школу из коррекционно-раз-вивающих групп дошкольных учреждений, зачисляются в классы коррек- ционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании существующего медико-педагогического заключения. Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих)-на основании заявления; • классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и функционируют до 9 класса включительно; • в классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма); • при положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению консилиума обучающиеся коррекционно-раз-вивающих классов могут быть переведены в обычные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих); • наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения — 9—12 человек; • классным руководителям классов коррекционно-развивающего обучения производится доплата за классное руководство в полном объеме; • педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-развивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3 классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15%-ный размер надбавки; • для работы данных классов оборудуются помещения, приспособленные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. Классы коррекционно-развивающего обучения комплектуются на основании приказа Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. школьными консилиумами, в составе которых должны быть психолог, логопед, школьный врач, учитель, имеющий опыт работы с указанной категорией детей. Однако широко распространена практика комплектования классов без специалистов, силами учителей. Вопросы перевода детей решаются в таких случаях администрацией. На современном этапе организации коррекционно-педагогической деятельности с детьми, требующими особого педагогического внимания, существует ряд проблем и нерешенных вопросов. Несмотря на существование нормативных документов (приказ № 103 Совмина СССР от 3 июля 1981 г. и приказ № 333 Министерства образования РФ от 8 сентября 1992 г. «Об утверждении примерного положения о классах компенсирующего обу- чения в общеобразовательных учреждениях»), однозначности в понимании данного вопроса пока нет. Остается дискуссионной сама проблема выделения специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания. Обсуждается вопрос: «Необходимо ли обучать раздельно детей с незначительными отклонениями и здоровых детей?» Сторонники раздельного обучения выступают за отграничение (выделение детей с недостатками в развитии и поведении) и проведение с ними целенаправленной коррекционной работы. Сторонники процесса интеграции доказывают необходимость проведения коррекционных мероприятий с ребенком в обычных стандартных условиях деятельности общеобразовательных классов массовой школы. Как один, так и другой подходы научно обосновываются, экспериментально доказывается их эффективность. Вопросы для самоконтроля 1. Какие задачи стоят перед коррекционной педагогикой? 2. Как решается проблема нормы в коррекционной педагогике? 3. Как развивалась коррекционная педагогика? 4. Какие вы знаете отклонения в характере и поведении ребенка? 5. Являетесь ли вы сторонником совместного или раздельного обучения здоровых детей и детей с отклонениями в развитии и поведении? Основная литература 1. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М., 1999 2. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррек-ционно-развивающего обучения. М., 2001 Дополнительная литература 1. Блонский 77. П. Педология. М., 1999. 2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 2002 3. Реттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. 5. Шевандрин Н, И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 2000.
|