Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII века.
Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе. Этот период с полным правом можно назвать периодом развития русской интеллигенции. В Петербурге была открыта первая Публичная библиотека. В 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, главной целью которого стало исследование положение сельского хозяйства в России. Обществом была выпущена целая серия «Трудов». Продолжается, начатая Татищевым и Ломоносовым, научная работа в области русской истории. Академия наук начинает издавать русские летописи, а Н. И. Новиков публикует сборник древнерусских документов в 20 томах под названием «Древняя Российская Вивлиофика (библиотека) или собрание разных древних сочинений». В это же время в России издавались многочисленные переводы европейской, главным образом французской литературы. Переводились и любовные романы, и политические, философские трактаты. Если за весь век было издано 9500 книг, то на период царствования Екатерины Великой приходится 85%. Главным идейным влиянием этого периода, под которым находилось и образованное дворянство, и едва появившаяся «разночинная» интеллигенция, было влияние французской «просветительской» литературы. Где излагалась, пользовавшаяся широкой популярностью теория естественного права. Естественное право, по мысли просветителей, дается всем людям самой природой, независимо от их сословной принадлежности. Это право на свободу, на пищу, на жилье, на свободу передвижения и выражения своих мнений. С теорией естественного права была связана еще одна просветительская мысль – о несословной ценности человеческой личности. В феодальном мире достоинство человека, степень уважения к нему зависели от его социального положения. Дворяне называли себя «благородными», «подлыми» назывались представители иных сословий. Просветители восстали против этой унизительной градации. Достоинство человека определялось ими не социальной принадлежностью, а его личными качествами – умом, чувствами, пользой, которую он приносит обществу. Средневековой идее божественного происхождения верховной власти просветители противопоставили теорию общественного договора, одним из создателей которой был Жан Жак Руссо. В первоначальном «естественном» состоянии каждый человек руководствовался своей волей, своими желаниями, что создавало для него же массу неудобств, поскольку эти желания не всегда совпадали с намерениями других людей. Тогда, во имя общей пользы, люди перешли от естественного состояния к гражданскому обществу и начали подчиняться общим для всех законам, поступившись частью «естественных» прав. Хранителем законов и общественного порядка был избран монарх, который заключил с гражданами общественный договор о взаимном уважении законов. При этом если монарх нарушит общественный договор, то народ его расторгнет и осудит монарха, как рядового члена общества. Вот эти теории стали весьма популярны в России последних десятилетиях века «осьмнадцатого». На их почве происходило в России зарождения понятий о личности, о «естественном человеке», о ценности его внутренних переживаний. Правда, для большинства поклонников идей «естественных прав человека», свободы и равенства, провозглашенных французскими просветителями, они оставались лишь «теоретическим украшением ума». Русский вольтерьянец конца века по своим вкусам, манерам и языку зачастую оказывался чужим у себя на родине / 8 /. Тем не менее, это время с полным правом можно назвать эпохой русского Просвещения, главной идеей которого является идея ликвидации крепостничества. Недаром русские просветители заявляли, что период Просвещения в России закончится только с ликвидацией этого страшного позора - крепостного права, иначе назвать Россию просвещенной державой нельзя. Вторую половину XVIII в. характеризует небывалое количество проектов умеренных социальных преобразований, над которыми трудились многие просветители, и реальные достижения общественной мысли этого периода. В среде русских просветителей конца столетия отчетливо прослеживаются два направления – левое и правое. Сторонники левого направления видели свою главную цель в просвещении народа, смягчении нравов за счет воспитания масс, правого – в воспитании просвещенного монарха. 60-е – 80-е гг. в русском Просвещении преобладали сторонники левого направления. Идеалом русского Просвещения этого периода становится гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам помещик (Стародум и Правдин из комедии Фонвизина «Недоросль»). Просветительские идеи получают более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Другим идейным течением, пользовавшимся влиянием в русском обществе того времени было масонство, с его проповедью нравственного совершенствования. Масонство – одно из противоречивых и сложных явлений XVIII в., это религиозно-этическое течение, возникшее в Англии и распространявшееся в других странах виде тайных обществ – масонских лож / 9 /. В основе масонского учения лежала легенда о постройке храма царя Соломона. Орден масонов – вольных каменщиков, участвовавших в строительстве, олицетворял идею всеобщего братства и сотрудничества. Эта легенда в каждой из масонских систем трактовалась по-своему, окружалась завесой таинственности и множеством символических обрядов. С 1730-х годов по примеру Запада в России возникают масонские ложи. Это были полутайные организации, в состав которых входили многие передовые деятели того времени, близкие по взглядам и убеждениям. Особенно известной среди масонских лож была ложа розенкрейцеров – рыцарей златорозового креста. Масонов также называли мартинистами по имени французского писателя-критика Сен-Мартена, автора известной в России книги «О заблуждениях и истине». Членами масонской ложи было множество передовых людей России, деятелей литературы и искусства. Честных людей России в масонстве привлекала возможность открыть для себя тайны природы, понять сущность божественного и человеческого, усовершенствовать себя, обрести душевное спокойствие. Цель – исправление не только себя, но и всего общества. В масонство вело мучительное ощущение несправедливости существующих отношений в стране, надежда найти выход из противоречий современной русской действительности. Совестливые люди того времени не принимали расхожую мораль общества, в котором они жили. Их привлекала в масонстве, в первую очередь, нравственно-религиозная идея, возможность усовершенствовать себя, обрести единомышленников и соратников для практической деятельности по улучшению общественной нравственности, смягчению нравов, облегчению тягостного состояния русского народа. Корни всех уродств и злодеяний масоны видели в греховности всего человеческого рода, и в качестве рецепта предлагали не политическую борьбу, а религиозно-нравственное совершенствование. Средствами такого самовоспитания объявлялось чтение специально подобранной литературы, ежедневный контроль над своими мыслями и поступками, самоотверженная благотворительность. Кроме того, распространение масонства в России свидетельствовало о неудовлетворенности мыслящих людей официальной церковью, которая все более теряла нравственный авторитет. Русские масоны оказали сильное влияние на развитие русской культуры конца XVIII-начала XIX веков. Николай Иванович НовикОв. Одним из ярчайших представителей русского Просвещения, тесно связанных с масонством был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.). Просветитель, писатель, журналист, издатель. Н. И. Новиков происходил из старинного дворянского рода. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767-68 годах был откомандирован в Комиссию по составлению нового Уложения, а после роспуска Комиссии стал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Последний период общественной деятельности Новикова связан с масонством, в ряды которого он вступил еще в Петербурге в 1775 году. Позже, после переезда в Москву, был принят в масонскую ложу. В это время Новиков начинает заниматься журналистикой и издательской деятельностью. Издает журналы: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Многое в этих журналах написано самим Новиковым, но что, конкретно, неизвестно. В качестве издателя Новиков умел организовать дело с большим размахом, объединить лучших переводчиков, писателей, книготорговцев «с умом, догадкой, с дальновидным соображением», - писал о нем Н. Карамзин / 10 /. Целью Новикова становится просвещение народных масс посредством издания книг «для дворян и мещан», его занимает круг их чтения, он тревожится о вкусе своих читателей. Новиков вступает в борьбу за читателя. Главным для него была не выгода, а содержание издаваемых книг, воспитание народа посредством чтения. В 1772 г. выходит в свет его «Опыт исторического словаря о российских писателях», в нем помещены сведения о 317 крупных и второстепенных писателях. В 1773-75 гг. он издает уже упоминавшуюся нами «Древнюю Российскую Вивлиофику (библиотеку) или собрание разных древних сочинений». Новикову принадлежит первенство издания журнала для женщин, и журнала для детей, у которого было трогательное называние «Детское чтение для сердца и разума». Кроме того, он издает ряд журналов, посвященных различным отраслям знаний: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Как литератор и журналист Новиков наиболее ярко проявил себя в сатире, но об этом немного позже. В 1779 году Новиков переезжает в Москву и при содействии М. М. Хераскова, куратора Московского университета, на 10 лет берет в аренду университетскую о типографию и книжную лавку. В начале 80-х годов было организовано «Дружеское общество», душой которого был Новиков. Цель общества – распространять просвещение путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы. «Дружеское общество» основало две типографии. В связи с этим в 1784 году составилась типографическая «компания», членами которой стали видные масоны того времени, в общей численности 14 человек. Душой «компании» был Новиков, который обнаружил большие организаторские способности. За короткий срок ему удалось привести типографии в образцовый порядок. Он сам не брезговал ни типографскими делами, ни книжной торговлей. В некоторых городах, в том числе в Полтаве, Тамбове, Пскове и Вологде, были его комиссионеры. Он организовал «Собрание университетских питомцев», которые изучали иностранные языки и переводили на русский язык нужные Новикову книги. Новиков издавал не роскошные книги, а скромные, но содержательные. Такая книга не должна быть дорогой, она рассчитывалась на среднего читателя. Новиков был весьма успешным бизнесменом, пуская всю прибыль на расширение дела и благотворительность. Во многих городах России были открыты книжные лавки Новикова, при которых возникали бесплатные публичные библиотеки. Размах издательского дела был таков, что в 80-е гг. одна треть всех российских изданий принадлежала Новикову и его компаньонам. За время своей издательской деятельности Новиков издал книги более 1000 названий. Издавались античные авторы, произведения деятелей эпохи Просвещения: Корнеля, Расина, Дидро, Вольтера, Руссо, Даламбера, Локка, Свифта, Мильтона, Шеридана, Смоллетта, Филдинга, Лессинга. С особым чувством Новиков издавал отечественных писателей, причем работал над их сочинениями не только как издатель, но как редактор и составитель. До сих пор 10-ти томное собрание сочинений Сумарокова считается самым полным. Именно поэтому, период с 1779 по 1789 гг. Ключевский назвал «новиковским десятилетием». Но не все было так хорошо, после расправы с Радищевым последовала расправа и с Новиковым. Его издательское дело было конфисковано. Свыше восемнадцати тысяч книг было сожжено. Аренду типографии прекратили, «Типографскую компанию» распустили, а самого Новикова в 1792 году тайно, без суда арестовали и заточили в Шлиссельбургскую крепость. Новиков провел в заключении четыре года, до вступления на престол императора Павла. Из тюрьмы он вышел с подорванным здоровьем, и последние годы жизни провел в своем имении Тихвинском (Авдотьине). 15 лет о нем не было ничего известно, многие современники считали его умершим. Умер Новиков забытым всеми, в полной нищете, а цензуру ужесточили, иностранные книги запретили печатать вовсе. Несмотря на печальный исход, издательская деятельность Новикова представляет собой одну из самых ярких страниц в истории русского Просвещения. Благодаря Новикову огромная по тем временам масса людей приобщилась к чтению, получила доступ к художественной и научной литературе. По словам В. О. Ключевского, одним из результатов подвижнического труда издателя было формирование «общественного мнения». А издаваемые им сатирические журналы – «Трутень», «Живописец», «Кошелек» неоднократно переиздавались и в веке XVIII и в веке XIX.
|