Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Достоинства и недостатки организационно-правовых форм бизнеса
Выделяются также организационно-экономические формы предпринимательства, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности, которые представляют собой монополистические объединения, создаваемые для контроля рынка. Можно выделить следующие формы: 1. Картель - соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков сбыта продукции, долях в общем объеме производства, параметрах продукции и т.п. 2. Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. 3. Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции для уменьшения риска и привлечения дополнительного капитала. 4. Концерн - многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участий. Это означает приобретение контрольного пакета акций различных компаний, которые по отношению к контролирующей их фирме выступают в роли дочерних. В свою очередь, дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других обществ, нередко расположенных в различных странах. Так возникают транснациональные корпорации - ТНК. Таким образом, основные различия форм объединений предприятий связаны со степенью сохранения самостоятельности, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать: q горизонтальная интеграция – объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; q вертикальная интеграция – объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; q диверсификация – объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой. Возрождение предпринимательской деятельности в России и в бывших социалистических странах - это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Эта уникальность состоит в том, что предпринимательство возникло и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в условиях экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Поэтому предпринимательская деятельность в нашей стране в современный период сталкивается с целым рядом трудностей. Медленно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в стране развивается в условиях незавершенности процесса дележа собственности. Принцип частной автономии ограничен, т.к. свободе хозяйственной деятельности противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства. Товарно-денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также высокими темпами инфляции. Положение усугубляется еще и тем, что значительная часть предпринимательской активности служит исключительно как временное средство накопления первоначального капитала на основе различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности. Эти и другие проблемы настоятельно требуют государственного вмешательства в форме экономической и юридической поддержки предпринимательства. Как показывает зарубежный опыт, такая поддержка включает льготное кредитование, льготное налогообложение, создание различных программ и фондов поддержки, организацией действенных систем борьбы с вымогательством и бюрократизацией и т. д. Важнейшей проблемой развития предпринимательства в России является учет региональных особенностей. Это имеет особое значение для малых предприятий, тяготение которых к своей территории объективно предопределяется природной слабостью. В подавляющем большинстве случаев они вынуждены ориентироваться на локальный спрос. Платежеспособность локального спроса в сочетании с другими социально-экономическими факторами во многом определяют жизнеспособность малого предпринимательства. Нынешняя же ситуация в России такова, что надежды, связанные с функционированием, малых предприятий плохо оправдываются. Например, формирование малого предпринимательства на Дальнем Востоке имеет ряд специфических черт. Материальная технология характеризуется сложившейся несбалансированной системой народного хозяйства, нерациональной структурой производства и потребления, большим, чем в среднем по стране, износом основных фондов, отсутствием долговременных источников финансирования. К тому же среди создаваемых предприятий только 15% организуется на основе частной индивидуальной или коллективно-долевой собственности, тогда как средний показатель по стране составляет свыше 60%. Данные цифры показывают более узкую базу малого предпринимательства и преобладание в регионе так называемых «самоуправляющихся фирм». Развитие предприятий малого бизнеса в Приморье носит неустойчивый характер. Так, до 1995 г. наблюдался их рост, в 1996-97 гг. сокращение, в 1998-99 гг. отмечается небольшое увеличение. В 1998 г. численность работающих на МП составила 99, 6 тыс. человек (9, 27% от экономически активного населения края), 35% из которых заняты в торговле и общественном питании, 25% - в промышленности, 215 – в строительстве. При этом предприятиями малого бизнеса было произведено товаров и оказано услуг на 2543.3 млн. рублей, что составило 8% объема выпуска продукции и оказания услуг крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики края. Эти цифры пока еще очень далеки от необходимых для создания нормальной конкурентной среды (критическая масса малых предприятий в международной практике определяется из расчета одно предприятие на 30-50 жителей определенной территории).
|