![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В групповой работе
1. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой 2. Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. 3. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами. 4. " Триптих" (Я - какой есть, Я - глазами других, Я - каким хочу быть, или другие варианты. Лист А4, пастель или цветные карандаши). Получение обратной связи от группы. Групповая динамика. 5. Портреты и автопортреты (пастель, лист А4). Знакомство, снятие напряжения, паттерны поведения, групповая динамика. 6. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист). 7. Работа с масками (рисование, гипсовые, готовые и пр.). 8. Свободный рисунок на тему " Я в группе". 9. Свободный рисунок " Моя группа" (акварель, без музыки). 10. " Почта", диалог рисунками (Я хочу тебе сказать. Я боюсь. Я не хочу, чтобы ты знал. и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе. 11. Работа с гримом. 12. Каракули (вариант ведомого рисования с приписыванием образов). 13. Рисование стихов, музыки (пастель, акварель, использование черной и цветной бумаги). Сплочение группы, работа с эмпатией, сензитивностью. 14. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). 15. Групповой рисунок " Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы. 16. " Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация. 17. " Подарки". 18. " Убежище". 19. " Настроение" 20. Метафорический автопортрет (" Я… посуда, оружие, украшение и т.п. Гуашь, половина листа А4). Проблематизация группы, групповая динамика. 21. " Здравствуй, это я" (гуашь, белила). 22. Рисование снов, фантазий, страхов. 23. Портрет терапевта (сделанный всей группой или отдельными участниками). 24. Свободный рисунок " Я - зима, лето, весна, осень" (акварель). 25. Ассоциативное рисование. 26. Мое прошлое, настоящее, будущее. 27. Чего я опасаюсь в группе.
Библиотерапия – это направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, т.е. самовыражение через творческое сочинение. Более традиционно библиотерапия понимается как использование художественных произведений (прозаических, поэтических), созданных писателями и поэтами. В настоящее время все большее число арттерапевтов используют самостоятельно написанные клиентами и пациентами сочинения. Диагностический и терапевтический эффекты в библиотерапии основаны на так называемом законе Геннекена, который гласит: главный герой произведения - это всегда автор. Все направления психотерапии используют эффект облегчения страданий после их проговаривания (человек рассказал про свои беды, и ему сразу, пусть ненадолго, стало легче). Кроме того, диагностический и терапевтический, саногенный потенциал библиотерапии просто огромен: от несложных жалоб до тяжелейших состояний и психических расстройств. Художественное сочинение дает возможность красиво и метафорично рассказать практически о чем угодно и «не про себя». В свете всего перечисленного любой человек может стать писателем и поэтом, сочинять саги, мифы, сказки, фэнтэзи, абсурд, лимерики, синквейны и частушки, страшилки и дразнилки, японские хайку, танки и рэнку и еще многое другое. Как показывает опыт, большая часть того, что сочиняют никогда ранее не писавшие люди, талантливо, красиво и, главное, помогает изменению состояния. Библиотерапия имеет только одно противопоказание: снижение интеллекта. Прекрасно работает с детьми, подростками, эндогенными и кризисными пациентами, в клинике психосоматических расстройств. И, как уже говорилось, дает огромный диагностический материал. Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например, 1.. Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.). 2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.). 3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.). 4. Рассказ на заданную (выбранную) тему. 5. Автобиография в виде литературного произведения. 6. Автобиография вымышленного персонажа. 7. Чтение литературных произведений. 8. " Переписка субличностей". 9. Сочинение " Архетипических легенд" (см. " амплуа"). 10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое). 11. Сочинение " по кругу". 12. Драматургия.
|