| ХРИСТИАНСТВО
| ИСЛАМ
|
3.1. Какова цель сотворения человека?
| Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения[1]. «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…”
(св. Максим Исповедник)
| Бог создал человека для исполнения закона.
|
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему?
| Да [2]
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1: 26).
«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23: 2)
| Нет
Человек сотворен по его собственному виду и образу
(Коран 64: 3; 82: 6-8).
|
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными?
| Да
| Нет
|
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)?
| Да
| Да
|
3.5. Что есть грех?
| Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди(3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле.
| Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.
|
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество?
| Да
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом.
«О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7: 48).
| Нет
|
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей?
| Да
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» (5).
| Нет
|
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей?
| Да
Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (Рим. 6: 23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5: 12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом.
| Нет
|
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей?
| Да
Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда.
| Нет
|
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха?
| Да
Человеку необходим Спаситель.
«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 22, 23)
| Нет
|
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла?
| Да
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла.
Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6).
| Нет
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом
«Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68).[7].
|
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог?
| Да
Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю.
| Нет
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 6)[8].
|
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом?
| Да
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему [9].
| Нет
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной[10].
|
3.14. Сколько жен может иметь мужчина?
| Одну
| До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую [11].
|
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену?
| Нет
| Да.
«Ударяйте их»
(4. 38) [12]
|