Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовительные тесты по КСЕ.
1. Место естествознания в современной культуре: * оно является основой современной культуры; * оно является необходимой составляющей современной культуры; * в современной культуре оно не играет заметной роли; * с развитием компьютеров и виртуальной реальности знание законов реального мира утратило своё значение. 2. Научное познание начинается: * с проведения эксперимента; * с выдвижения какой-нибудь гипотезы; * с наблюдения природных явлений; * с изучения литературы. 3. Эмпирическое знание — это знание: * основанное на опыте; * основанное на точной теории; * предположительное, не проверенное экспериментом; * псевдонаучное. 4. Выделите положение, несвойственное псевдонауке: * замена общих законов сценариями и рассказами о частных случаях; * критический анализ исходных данных теории; * нарушение этических норм при получении и распространении знаний; * распространение своих взглядов преимущественно через газеты, телевидение, радио. 5. Что внесли в метод познания Ф. Бэкон, Г. Галилей, У. Гарвей: * опору теоретических построений на опытные данные и их систематическую проверку экспериментом; * аксиоматически-дедуктивное построение теории; * изложение результатов исследований в образной форме; * использование специальных измерительных приборов. 6. В механической картине мира считалось, что: * движение — это любое изменение; * материя существует в форме четырех стихий, вечных и неизменных; * любое движение сводится к перемещению тел и частиц; * пространство и время есть система отношений между материальными телами. 7. Программа редукционизма несостоятельна, потому что: * свести к физике даже химические явления, не говоря уже о биологических, слишком трудно; * живые организмы способны нарушать законы физики; * на каждом уровне организации материи — физическом, химическом, биологическом и социальном — возникают свои специфические закономерности, дополняющие закономерности более низких уровней; * каждая из естественных наук описывает свою часть мира, независимую от частей, изучаемых другими науками. 8. Однородность — это: * одинаковость свойств во всех точках; * одинаковость свойств во всех направлениях; * неизменяемость свойств с течением времени; * неизменяемость взглядов, несмотря ни на какие возражения.
9. Каким свойством симметрии время не обладает? * однородностью; * изотропностью; * независимостью от выбора единиц измерения; * независимостью от выбора начала отсчета лет. 10. Согласно теореме Нётер, каждая симметрия: * влечет сохранение определенной физической величины; * влечет несохранение определенной физической величины; * является следствием сохранения определенной физической величины; * является следствием несохранения определенной физической величины. 11. В механической картине мира: * как и в реальности, мир необратим; * как и в реальности, мир полностью обратим; * в отличие от реальности, мир необратим; * в отличие от реальности, мир обратим. 12. Принцип относительности заключается в том, что: * значения всех физических величин относительны, зависят от выбора системы отсчета; * результаты измерений любой физической величины не зависят от того, в какой системе отсчета они выполнялись; * все системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной; * все инерциальные системы отсчета абсолютно равноправны, среди них нет выделенной или предпочтительной.
13. Движение со сверхсветовыми скоростями: * возможно для частиц с нулевой массой покоя; * в принципе возможно, но пока технически неосуществимо; * невозможно, поскольку привело бы к нарушению принципа причинности; * невозможно, поскольку привело бы к нарушению принципа относительности. 14. Принцип соответствия устанавливает, что: * форма теории должна соответствовать ее содержанию; * теория должна соответствовать определенным критериям; * в пределах области применимости старой теории новая теория должна давать те же результаты; * между структурами старой и новой теорий всегда существует взаимно однозначное соответствие (изоморфизм). 15. Формула Е = тс2 устанавливает, что: * масса может превращаться в энергию; * масса и энергия физически полностью эквивалентны; * масса и энергия являются взаимно дополнительными характеристиками материального объекта. 16. Уравнения Эйнштейна в общей теории относительности: * устанавливают связь между характером движения наблюдателя и измеряемыми им пространственными и временными промежутками; * устанавливают связь между геометрией пространства-времени и распределением и движением материальных тел; * позволяют вычислить сумму углов треугольника; * позволяют рассчитать вторую космическую скорость.
17. В современном естествознании возобладала концепция: * атомистическая; * континуальная; * обе оказались необходимыми и взаимодополняющими; * обе оказались неверными. 18. Длина волны больше: * у красного света; * у синего; * поскольку свет представляет собой поток частиц — фотонов, о его длине волны говорить бессмысленно; * это зависит от выбора системы отсчета.
19. Укажите верное утверждение: * радиус электромагнитного взаимодействия бесконечно велик, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации электрических зарядов; * радиус гравитационного взаимодействия бесконечно велик, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации гравитационных зарядов; * сильное ядерное взаимодействие наиболее существенно в макроскопических масштабах; * радиус слабого ядерного взаимодействия бесконечен, но оно несущественно в космических масштабах из-за взаимной компенсации своих зарядов.
20. Принцип дополнительности: * позволяет не обращать внимания на противоречивые результаты экспериментов; * указывает на неотделимость свойств предмета исследования от действий исследователя; * после измерения одних характеристик объекта делает невозможным измерение других; * подчеркивает принадлежность человека к миру животных.
21. Квантовая механика дает вероятностное описание природы, потому что: * это упрощает вычисления; * не может учесть влияние некоторых скрытых параметров, определяющих поведение частиц; * случайность и неопределенность объективно присущи природе; * является неполной теорией. 22. Динамическая теория: * позволяет по заданному начальному состоянию системы однозначно установить значение характеризующих ее физических величин на любой момент времени; * это развивающаяся, не закостеневшая теория; * это теория, позволяющая по заданному состоянию системы установить лишь вероятность того или иного значения физических величин, характеризующих систему; * это, например, термодинамика.
23. Соотношение между динамическими и статистическими теориями: * для каждой динамической теории существует статистическая теория, играющая роль ее приближения, которое облегчает расчеты; * для каждой статистической теории существует динамическая теория, играющая роль ее приближения, справедливого, когда можно пренебречь флуктуациями; * сначала возникает приближенная статистическая теория, которая по мере уточнения превращается в строгую динамическую теорию; * динамическая теория всегда описывает более широкий круг явлений, чем ее статистический аналог.
24. Не является свидетельством конечного возраста Вселенной: * отсутствие стационарных решений у уравнений Эйнштейна; * разбегание галактик; * закон всемирного тяготения; * реликтовое излучение.
25. Гипотеза Канта-Лапласа о происхождении Солнечной системы: * оказалась принципиально неверной и полностью отброшена; * столкнулась с принципиальными трудностями, но продолжает использоваться, поскольку ничего лучшего все равно нет; * оказалась перспективной и легла в основу современной физико-химической теории происхождения Солнечной системы; * оказалась полностью верной, не требующей существенных изменений и уточнений.
26. Движущей силой геологической и геотектонической активности Земли является: * непрерывно поступающая на Землю солнечная энергия; * продолжающаяся дифференциация вещества внутри Земли; * вращение Земли вокруг своей оси; * лунные и солнечные приливы.
27. Специфическим признаком жизни не является: * обмен веществ; * структурная и функциональная асимметрия; * преобладание легких элементов в химическом составе; * целостность, системная организация. 28. Концепция химической эволюции: * остается малообоснованной гипотезой; * имеет статус одной из более или менее правдоподобных гипотез происхождения жизни; * является весьма правдоподобной, но все же гипотезой; * приобрела статус последовательной теории, подтвержденной экспериментами и практикой.
29. Основное свойство нейрона: * способность переключаться между разными состояниями в зависимости от состояния соседних нейронов; * способность к мышлению; * способность к обучению.
30. Роль воспитания и наследственности в формировании способностей человека: * все люди рождаются с одинаковыми потенциальными возможностями, и лишь от воспитания зависит, до какого уровня они разовьются; * способности человека полностью определяются наследственностью и не могут быть скорректированы никаким воспитанием и образованием; * средний уровень способностей определяется генетическими факторами, однако влияние воспитания и среды может привести к заметным отклонениям от этого уровня; * способности определяются наследственностью только у однояйцовых близнецов, а у остальных людей — воспитанием и образованием.
31. Агрессивное поведение: * уменьшает количество едоков и помогает выжить оставшимся; * ужесточает естественный отбор и тем самым ускоряет эволюцию; * способствует формированию социальной структуры и организации коллективных действий; * подготавливает детеныша к будущим схваткам с врагами.
32. Не является принципиальным отличием человека от животных: * прямохождение; * речь; * изготовление разнообразных орудий; * использование огня. 33. Укажите правильное утверждение: * биогеоценоз состоит из биотопа и биоценоза; * биогеоценоз состоит из продуцентов, консументов и редуцентов; * биоценоз — это экосистема нижнего уровня иерархии; * биосфера является примером биогеоценоза.
34. Не является атрибутом понятия «эволюция»: * направленность; * обусловленность естественными законами; * случайность; * необратимость.
35. Не является необходимым компонентом дарвиновского механизма эволюции: * естественный отбор; * благоприятные условия окружающей среды; * случайные изменения генофонда; * механизм воспроизводства себе подобных.
36. Синтетическая теория эволюции не утверждает, что: * факторами эволюции, помимо естественного отбора, являются мутации, генетический дрейф и изоляция; * эволюция протекает постепенно и дивергентно; * эволюция идет через целесообразные, адекватные требованиям окружающей среды изменения организма; * эволюционные изменения случайны и ненаправленны, но условия среды и сложившаяся форма организмов ограничивают и направляют их.
37. Неверно, что с течением времени: * энтропия замкнутой системы увеличивается; * энергия замкнутой системы уменьшается; * беспорядок в замкнутой системе возрастает; * любые структуры в замкнутой системе разрушаются.
38. Укажите правильное утверждение: * закон возрастания беспорядка подтвержден опытом, значит, противоречащая ему эволюционная теория неверна; * эволюционная теория лежит в основе биологии, лидирующей в современном естествознании, а противоречащий ей закон возрастания энтропии отвергнут; * факт биологической эволюции противоречит второму закону термодинамики, а это значит, что живые организмы не подчиняются обычным физическим законам; * закон роста энтропии применим лишь к замкнутым системам и потому не может противоречить выводам биологии, которая имеет дело только с открытыми системами.
39. Укажите правильное утверждение: * Земля выбрасывает в космос больше энтропии, чем получает от Солнца; * Земля выбрасывает в космос больше энергии, чем получает от Солнца; * выброс энтропии с Земли в космос меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле; * выброс энергии с Земли в космос меньше, чем поступление ее от Солнца плюс производство на Земле.
40. Единственно эффективный путь смягчения последствий глобального экологического кризиса в том, чтобы: * остановить все промышленные предприятия и электростанции и вернуться к натуральному хозяйству; * перейти на полностью безотходные технологии; * за счет развития технологий добиваться удовлетворения каждой из потребностей человека ценой все меньшей нагрузки на окружающую среду; * переселиться на одну из ближайших планет с неистощенными природными ресурсами.
41. Какое из следующих условий не является необходимым для начала самоорганизации в системе: * неравновесность системы; * сильная неравновесность системы; * наличие химических градиентов в системе; * нелинейность системы.
42. В точке бифуркации: * большие флуктуации в системе сильно подавляются; * система выбирает путь развития, ведущий к состоянию с максимальной энтропией; * система выбирает путь развития, требующий минимальной энергии; * путь развития системы определяется имеющимися в данный момент флуктуациями.
43. В результате самоорганизации энтропия системы: * понижается, как и энтропия окружающей среды; * возрастает, а энтропия окружающей среды понижается; * понижается, как и скорость производства энтропии; * понижается, а скорость производства энтропии возрастает.
44. Аксиомы и постулаты научной теории появляются так: * ученые придумывают их произвольно и смотрят, что из этого выйдет; * выводятся с помощью логических рассуждений; * формулируются на основе обобщения эмпирического опыта; * извлекаются из подсознания с помощью интуиции.
45. Псевдонаука — это: * астрология, алхимия и другие пережитки прошлого; * деятельность, которая, представляясь научной, не является таковой по своему содержанию, методам или результатам; * ложные и ошибочные гипотезы, отвергнутые при дальнейшем развитии науки; * результаты деятельности верующих ученых.
4 6. Наука в современном смысле этого слова возникла: * в Древней Греции; * в эпоху Возрождения; * в XVII-XVIII вв.; * в XX в.
4 7. Изотропность — это: * одинаковость свойств во всех точках; * одинаковость свойств во всех направлениях; * неизменяемость свойств с течением времени; * неизменяемость взглядов, несмотря на любые возражения.
4 8. Пространство не обладает: * изотропностью; * независимостью от движения наблюдателя; * независимостью от масштаба измерения длин.
4 9. Закон сохранения: * энергии вытекает из изотропности времени; * энтропии вытекает из неизотропностивремени; * импульса вытекает из изотропности пространства; * импульса вытекает из однородности времени.
50. Укажите правильное утверждение: * поле — одна из форм вещества; * вещество— одна из форм поля; * вещество материально, поле нематериально; * и поле, и вещество материальны.
51. Впервые плодотворно был применен вероятностный подход к описанию природных явлений: * в квантовой механике; * в молекулярно-кинетической теории газов; * в дарвиновской эволюционной теории; * в генетике. 52. Динамической теорией является: * специальная теория относительности; * молекулярно-кинетическая теория газов; * дарвиновская эволюционная теория; * квантовая механика.
53. Статистическая теория — это: * теория, позволяющая по заданному начальному состоянию системы однозначно установить значение характеризующих ее физическихвеличин в заданный момент времени; * теория, описывающая статическое равновесие; * теория, позволяющая по заданному состоянию системы установить вероятность того или иного значения характеризующих систему физических величин в заданный момент; * гидростатика или электростатика.
54. He является эволюционной концепцией: * ламаркизм; * дарвинизм; * креационизм; * генетический антидарвинизм.
55. Из концепций происхождения жизни современным научным данным лучше соответствует: * креационизм; * однократный абиогенез; * перманентное самозарождение; * панспермия.
56. Второй закон термодинамики указывает: * способы превращения тепловой энергии океана в электроэнергию; * что время имеет физически выделенное направление; * как предотвратить разрушение упорядоченных структур в замкнутой системе; * как получать информацию о состоянии замкнутой системы. 57. Синергетика: * рассматривает общие закономерности самоорганизации в природе; * рассматривает пути выхода цивилизации из энергетического кризиса; * это современное название для теории биологической эволюции; * это философское учение о будущем человечества.
58. Реакция Белоусова - Жаботинского замечательна тем, что: * является каталитической реакцией; * является автокаталитической реакцией; * является колебательной реакцией.
59. Флуктуация — это: * появление нового решения у уравнений, описывающих состояние системы; * мера хаотического, неупорядоченного теплового движения молекул и атомов; * случайное отклонение от наиболее вероятного состояния системы, вызванное тепловым движением молекул; * момент возникновения ячеек в опыте Бенара.
60. В точке бифуркации: * большие флуктуации в системе сильно подавляются; * система становится неустойчивой по отношению к большим флуктуациям; * система всегда выбирает тот путь развития, который требует минимальной энергии; *путь развития системы определяется имеющимися на данный момент флуктуациями.
61. Расширение Вселенной: * теоретически обосновал А. Эйнштейн; * теоретически обосновал А. А. Фридман; * теоретически обосновал Э. Хаббл; * доказал наблюдениями А. А. Фридман.
62. Вселенная в первые мгновения своего существования была: * сверхплотной и сверхгорячей; * абсолютно пустой и холодной; * бесконечной, но имеющей границы; * бесконечно малой и бесплотной.
63. Большой взрыв — это: * бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г.; * падение астероида, погубившее динозавров; * общепринятая сейчас модель ранней Вселенной; * вспышка Сверхновой звезды.
64. Термоядерные реакции — это: * любые ядерные реакции при высоких температурах; * реакции синтеза тяжелых атомных ядер из более легких, идущие при высоких температурах; * реакции, происходящие при взрыве атомной бомбы; * химические реакции в раскаленном ядре Земли.
65. По научным представлениям, возраст Вселенной: * около 10 тыс. лет; * 4, 6 млрд. лет; * от 13 до 15 млрд. лет; * от 100 до 200 млрд. лет.
66. Возраст Земли: * 6-8 тыс. лет; * 13-15 млрд. лет.
67. Возраст Земли был определен по времени, необходимому: * для засоления океана Земли; * для определенных радиоактивных превращений в земных горных породах; * для определенных радиоактивных превращений в земных горных породах и метеоритах.
68. Жизнь возникла: * в почве; * в воде; * в воздухе; * в подземных нефтяных пластах.
69. Млекопитающие произошли от: * пресмыкающихся; * динозавров * обезьян
70. Поведение животных определяется: * условными рефлексами; * комбинацией врожденных программ поведения; * для всех животных, обладающих психикой(т. е. начиная с пчелы), поведение определяется разумом.
71. Альтруистическое поведение: * невыгодно животному и потому является признаком наличия морали и этики; * выгодно животному, при условии, что большинство других особей ведет себя так же; * у животных не встречается и присуще только человеку; * возникло в ходе эволюции раньше, чем агрессивное. 72. Современные человекообразные обезьяны: * имеют с человеком общего предка, жившего 18-20 млн. лет назад; * приобрели прямохождение позже человека; * не умеют управлять каждым пальцем руки, как человек.
* около 20 млн. лет назад; * около 3 млн. лет назад; * около 400 тыс. лет назад; * около 40 тыс. лет назад.
74. Антропный принцип заключается в том, что: * факт существования человека ограничивает возможные физические свойства Вселенной; * существование человека непосредственно влияет на физические свойства Вселенной; * физические свойства Вселенной изначально таковы, чтобы обеспечить возникновение живых и разумных существ; * Бог устроил Вселенную так, чтобы человеку было удобно в ней жить.
|